Культурный код поэта Булата Окуджавы

Владимир Иноземцев
1. Мы за ценой не постоим

Стихи и песни Булата Шалвовича Окуджавы в настоящее время стали невероятно современными. И сегодня, как во время ВОВ, каждый в нашей стране мечтает о победе. Мечтают о победе те, кто воюют на фронте в СВО. Победу ждут все, кто сегодня в тылу.

На экраны в 1979 году вышел фильм о бывших однополчанах 10-ого отдельного десантного батальона 1-го Белорусского фронта. Бойцы батальона летом 1945 года расстались на Белорусском вокзале.

Но через несколько лет некоторые из них приехали в Москву на похороны своего командира.
Мужчины после похорон пришли к своей бывшей батальонной санитарке Рае и она спела песню;об их батальоне.

Песня эта была написана для фильма Булатом Окуджавой:

«Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
И только мы к плечу плечо
Врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым,
И значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим.

Нас ждёт огонь смертельный,
И всё ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный,
Десятый наш десантный батальон.
Десятый наш десантный батальон».

«Мы за ценой не постоим» - это и о современных бойцах и о сегодняшнем поколении наших людей.

2. «Бери шинель — пошли домой»

Ммы верим, что и эта война, называемая СВО, когда-нибудь кончится и наши люди делают всё для того, чтобы она закончилась нашей победой. И чтобы сегодняшние бойцы могли спеть эту песню Булата Окуджавы:

«А мы с тобой, брат, из пехоты,
А летом лучше, чем зимой.
С войной покончили мы счеты…
Бери шинель — пошли домой.

Война нас гнула и косила.
Пришел конец и ей самой.
Четыре года мать без сына…
Бери шинель — пошли домой.

К золе и пеплу наших улиц
Опять, опять, товарищ мой,
Скворцы пропавшие вернулись…
Бери шинель — пошли домой.

3. Король

Песня о молодых ребятах, которые, ради победы отдали свои жизни;

«Во дворе, где каждый вечер все играла радиола,
где пары танцевали, пыля,
ребята уважали очень Леньку Королева
и присвоили ему званье короля.

Был король, как король, всемогущ.
И если другу
станет худо и вообще не повезет,
он протянет ему свою царственную руку,
свою верную руку, — и спасет.

Но однажды, когда «мессершмитты», как вороны,
разорвали на рассвете тишину,
наш Король, как король, он кепчонку, как корону —
набекрень, и пошел на войну.

Вновь играет радиола, снова солнце в зените,
да некому оплакать его жизнь,
потому что тот король был один (уж извините),
королевой не успел обзавестись.

4. Маленький оркестрик

Страна победила не только, благодаря подвигам, бойцов, сражавшихся на фронте. Советские люди также и в тылу варили для танков сталь, работали на заводах где производили снаряды, строили самолёты, растили на полях хлеб, шили для бойцов одежду и обувь. И даже артисты воодушевляли бойцов на фронте:

«Когда внезапно возникает
Еще неясный голос труб,
Слова как ястребы ночные
Срываются с горячих губ,

Мелодия как дождь случайный
Гремит и бродит меж людьми,
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.

В года разлук, в года смятений,
Когда свинцовые дожди
Лупили так по нашим спинам,
Что снисхождения не жди,

И командиры все охрипли,
Тогда командовал людьми
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви,
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.

Кларнет пробит, труба помята,
Фагот как старый посох стерт,
На барабане швы разлезлись,
Но кларнетист красив, как черт,

Флейтист как юный князь изящен,
И вечно в сговоре с людьми,
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви,
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.

5. Не везёт мне в смерти повезет в любви!

Когда началась война, Булату Окуджава не было восемнадцать лет. Юноша, однако, с апреля 1942 года добивался досрочного призыва в армию. Призвали Булата только в августе, когда ему исполнилось восемнадцать.
 
Будущего поэта направили в 10-й отдельный запасной миномётный дивизион. И с октября 1942 года он был миномётчиком на Закавказском фронте, В декабре Булат Окуджава был ранен.

Затем с января 1943 года он служил в 124-м стрелковом запасном полку в Батуми, а позже радистом на Закавказском фронте.

Булат Окуджава был награждён медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией», в 1985 году — орденом Отечественной войны I степени.

Булат Шалвович был из поколения, опалённого войной. Не все его ровесники дожили до победы.
Поэтому многие песни, на его стихи, о людях, что балансировании на краю жизни.

К таким можно отнести песню Верещагина из фильма «Белое солнце пустыни». Музыку этой песни написал Исаак Шварц.

Ваше благородие, госпожа разлука,
Мне с тобою холодно вот какая штука.
Письмецо в конверте погоди, не рви...
Не везёт мне в смерти повезет в любви!

Ваше благородие, госпожа удача,
Для кого ты добрая, а кому иначе.
Девять граммов в сердце постой не зови...
Не везёт мне в смерти повезет в любви!

Ваше благородие, госпожа чужбина,
Жарко обнимала ты, да только не любила.
В шёлковые сети постой, не лови...
Не везёт мне в смерти повезет в любви!

Ваше благородие, госпожа победа,
Значит, моя песенка до конца не спета.
Перестаньте, черти, клясться на крови...
Не везёт мне в смерти повезет в любви!

6. Дежурный по апрелю

Немало песен Булат Окуджава сочинил о любви. Ведь молодые люди созданы не для войн, а для любви.

«Ах, какие удивительные ночи,
Только мама моя в грусти и тревоге.
Что-же ты гуляешь, мой сыночек, одинокий, одинокий.
Что-же ты гуляешь, мой сыночек, одинокий, одинокий.

Из конца в конец апреля путь держу я,
Стали звезды и крупнее и добрее.
Что ты, мама, это я дежурю, я дежурный по апрелю.
Мама, мама, это я дежурю, я дежурный по апрелю».

7. Ах, Арбат, мой Арбат

Родился Булат Окуджава в Москве. Отец его - Шалва Степанович Окуджава, был партийным деятелем; мать — Ашхен Степановна Налбандян, по национальности была армянкой.

У родителей Окуджавы было восемь детей.
После рождения Булата его отца направили на партийную работу в Грузию. А его мать осталась в Москве работать в партийном аппарате. Самого Булата затем родители отправили в Тифлис. Там в Грузии он учился в русском классе.

Однако из Грузии отца перевели в Россию на строительство вагоностроительного завода в Нижнем Тагиле. К отцу переехала также и его семья. В Нижнем Тагиле Булат учиться в школе № 32.

В 1937 году отца Окуджавы неожиданно арестовали и в том же году его расстреляли. Были расстреляны и два его брата.

А мать с детьми в 1937 году переехали в Москву. В Москве вначале их семья жила на Арбате.
Однако вскоре мать Окуджавы тоже арестовали и сослали в Карлаг, В столицу он вернулась она только в 1947 году.

А Булат Окуджава в 1940 году переехал к родственникам в Тбилиси. Там он учился, а потом работал учеником токаря на заводе.

Несмотря на трагедию, которую пережила семья Булата, поэт в своей памяти сохранил очень тёплые чувства о жизни в Москве и о людях, которые его в столице окружали.


Ах, Арбат, мой Арбат, ты — мое призвание.
Ты — и радость моя, и моя беда.

Пешеходы твои — люди невеликие,
каблуками стучат — по делам спешат.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты — моя религия,
мостовые твои подо мной лежат.

От любови твоей вовсе не излечишься,
сорок тысяч других мостовых любя.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты — мое отечество,
никогда до конца не пройти тебя.

8. Во власти поэзии

Время идёт, и у каждого поколения свои желания и устремления. Но в памяти народа сохраняются некоторые константы, благодаря которым сохраняется народ. Наш народ будет жить, пока наши потомки будут любить свою страну. И потому очень важно передать им код, который в своих стихах смогли выразить любимые народом советские поэты.

От Булата Шалвовича нам в наследство остались его крылатые фразы.

«И только мы к плечу плечо Врастаем в землю тут.»

««Во дворе, где каждый вечер все играла радиола, где пары танцевали, пыля,..» - можно ли лучше сказать о довоенном времени, о тех, кого выдернули из мирной жизни и отправили воевать?

«Война нас гнула и косила. Пришел конец и ей самой». - И сегодня все живут надеждой на то, что и в этой войне мы победим.

Булат Окуджава нам завещал:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты —
Ведь это все любви счастливые моменты.