Первый день в научном учреждении, входящем в Академию наук СССР, был ошеломительно прекрасным и одновременно позорным.
В отделе социально-экономических проблем городов меня встретили по-ленинградски приветливо и дружелюбно. Я была представлена руководителю отдела, чье имя мне было знакомо только по книгам, и его заместителю, который устроил мне небольшой допрос на предмет моих личных научных интересов.
Вопрос, после моего краткого представления научных интересов, по сути дела, был один: «Ну, а дальше-то что? Цель-то какая у всей вашей работы?».
Долгосрочные интересы мои к тому времени сформировались, и я честно ответила:
- Стать бабушкой.
- Бабушкой? - ответ был неожиданным для него, а для меня самой очень искренним и откровенным.
Но он понял:
- Цель достойная. Планы далеко идущие, но в целом логичные, последовательные и понятные.
Тут же в отделе мне выдали стопку научных отчетов, которые я со старательностью вечной отличницы начала изучать.
В комнату, где меня устроили, заглянула сотрудница:
- Лена заболела, посидите кто-нибудь на телефоне. А это кто?
- Аспирантка, на стажировку приехала. Из Воронежа.
- Вы можете на телефоне полдня посидеть?
- Могу.
Я не видела никаких препятствий для посиделок на телефоне: сижу, никому не мешаю, отчеты пролистываю, на телефоны отвечаю. Почему бы нет?
Легкомысленность свою я оценила быстро, когда увидела табличку «Директор Института социально-экономических проблем СССР Сигов Ивглаф Иванович» - с поразившими меня именем-отчеством.
Где-то до обеда все было тихо, спокойно, я сидела, читала, отвечала на редкие звонки:
- Нет, Ивглаф Иванович еще не вернулся.
- Нет, не вернулся, но скоро будет.
- Да, да, обязательно будет.
- Перезвоните позже.
После обеда вернулся Ивглаф Иванович, первым делом протянул мне руку для рукопожатия, поздоровался и познакомился со мной.
Вот тут-то и началось.
- Ивглаф Иванович у себя?
- Да, у себя.
- Передайте Ивглаф Ивановичу на подпись.
- Обязательно, зайдите после 16.00.
И т. д.
Время от времени звонил Ивглаф Иванович:
- Наташа, пригласите мне (такого-то) из (такого-то отдела).
Я лихорадочно просматривала листок с перечнем отделов и сотрудников, звонила по телефону, вызывала к директору. Поток посетителей не иссякал, скоро мой стол был завален бумагами:
- Нужно обязательно сегодня подписать
- Да, да, я поняла.
Я никогда не работала секретаршей, но тут пришлось с огромной скоростью учиться искать нужных людей, брать документы на подпись, уточняя характер документа, складывать в папку «Входящие», отдавать подписанные документы из папки «Подписанные». Запоминать фамилии, имена, отчества, изучить структуру института, и выработать особый, уверенный тон приближенного к руководству человека.
Апофеозом моей деятельности было подписание всех принесенных документов у Ивглафа Ивановича с необходимыми пояснениями о характере документа, срочности и т. д. Я полностью вошла в курс дела, изучила характер работы, запомнила всех руководителей отделов, запомнила все комментарии и пожелания к подготовленным к подписанию документам.
Гордая собой, что справилась, я, тем не менее, с огромным облегчением дождалась окончания рабочего дня.
- Еще одна маленькая просьба – перепечатайте несколько страниц - протянутые листочки были уверенно положены мне на стол.
- Я не умею печатать, извините.
Вот таким позором и закончился мой рабочий день в качестве секретарши директора крупного научного института в системе Академии наук СССР.
Я была всего лишь аспирантом первого года обучения, даже печатной машинки у меня не было, и естественно, что я владела только рукописными текстами.
Но все три недели моей стажировки все сотрудники института чрезвычайно дружелюбно и почтительно здоровались со мной, очевидно полагая, что я все-таки очень непростой человек, с которым, на всякий случай, лучше поддерживать дружеские отношения.