Ивглаф Иванович или Первый позор аспиранта

Наталья Фирсова
      Первый день в научном учреждении, входящем в Академию наук СССР, был ошеломительно прекрасным и одновременно позорным.

      В отделе социально-экономических проблем городов меня встретили по-ленинградски приветливо и дружелюбно. Я была представлена руководителю отдела, чье имя мне было знакомо только по книгам, и его заместителю, который устроил мне небольшой допрос на предмет моих личных научных интересов.

      Вопрос, после моего краткого представления научных интересов, по сути дела, был один: «Ну, а дальше-то что? Цель-то какая у всей вашей работы?».
 
      Долгосрочные интересы мои к тому времени сформировались, и я честно ответила:

      - Стать бабушкой.
 
      - Бабушкой? - ответ был неожиданным для него, а для меня самой очень искренним и откровенным.
 
      Но он понял:
 
      - Цель достойная. Планы далеко идущие, но в целом логичные, последовательные и понятные.
 
      Тут же в отделе мне выдали стопку научных отчетов, которые я со старательностью вечной отличницы начала изучать.

В комнату, где меня устроили, заглянула сотрудница:

     - Лена заболела, посидите кто-нибудь на телефоне. А это кто?

     - Аспирантка, на стажировку приехала. Из Воронежа.
 
     - Вы можете на телефоне полдня посидеть?
 
     - Могу.

     Я не видела никаких препятствий для посиделок на телефоне: сижу, никому не мешаю, отчеты пролистываю, на телефоны отвечаю. Почему бы нет?

     Легкомысленность свою я оценила быстро, когда увидела табличку «Директор Института социально-экономических проблем СССР Сигов Ивглаф Иванович» - с поразившими меня именем-отчеством.
 
     Где-то до обеда все было тихо, спокойно, я сидела, читала, отвечала на редкие звонки:

     - Нет, Ивглаф Иванович еще не вернулся.
 
     - Нет, не вернулся, но скоро будет.
 
     - Да, да, обязательно будет.

     - Перезвоните позже.

     После обеда вернулся Ивглаф Иванович, первым делом протянул мне руку для рукопожатия, поздоровался и познакомился со мной.

      Вот тут-то и началось.
 
      - Ивглаф Иванович у себя?

      - Да, у себя.
      
      - Передайте Ивглаф Ивановичу на подпись.

      - Обязательно, зайдите после 16.00.

      И т. д.

Время от времени звонил Ивглаф Иванович:

      - Наташа, пригласите мне (такого-то) из (такого-то отдела).

      Я лихорадочно просматривала листок с перечнем отделов и сотрудников, звонила по телефону, вызывала к директору.  Поток посетителей не иссякал, скоро мой стол был завален бумагами:

       - Нужно обязательно сегодня подписать

       - Да, да, я поняла.

       Я никогда не работала секретаршей, но тут пришлось с огромной скоростью учиться искать нужных людей, брать документы на подпись, уточняя характер документа, складывать в папку «Входящие», отдавать подписанные документы из папки «Подписанные». Запоминать фамилии, имена, отчества, изучить структуру института, и выработать особый, уверенный тон приближенного к руководству человека.
 
       Апофеозом моей деятельности было подписание всех принесенных документов у Ивглафа Ивановича с необходимыми пояснениями о характере документа, срочности и т. д. Я полностью вошла в курс дела, изучила характер работы, запомнила всех руководителей отделов, запомнила все комментарии и пожелания к подготовленным к подписанию документам.

       Гордая собой, что справилась, я, тем не менее, с огромным облегчением дождалась окончания рабочего дня.

     - Еще одна маленькая просьба – перепечатайте несколько страниц - протянутые листочки были уверенно положены мне на стол.
 
     - Я не умею печатать, извините.
 
      Вот таким позором и закончился мой рабочий день в качестве секретарши директора крупного научного института в системе Академии наук СССР.

      Я была всего лишь аспирантом первого года обучения, даже печатной машинки у меня не было, и естественно, что я владела только рукописными текстами.
 
      Но все три недели моей стажировки все сотрудники института чрезвычайно дружелюбно и почтительно здоровались со мной, очевидно полагая, что я все-таки очень непростой человек, с которым, на всякий случай, лучше поддерживать дружеские отношения.