Одинокая старость

Зоя Воронина
Воронина З.А.
                Одинокая старость.
В Кузбассе есть один провинциальный городок. Большинство построек в нём деревянные, украшенные резными наличниками и ставнями. Были и кирпичные дома на центральной улицы в два или три этажа, построенных ещё в прошлом веке. И было тем зданиям лет сто, не меньше. Смотрелись эти дома не хуже деревянных. Мастера их строили на века, украшая разными лепнинами. Только за последние годы в городе появились новые постройки из кирпича в пять этажей и без всяких там узоров. Просто простой кирпичный дом в пять этажей, четырёх или пяти подъездный.
Людей живёт немного, чуть меньше полусотни тысяч. Жители в городе знают друг друга, если не по имени, то в лицо. Этот город, что большая деревня. Разговаривают соседи в одном конце города, а новости, которыми они делятся, за считанные минуты доходят до тех, кто живёт в другом конце. Городок этот чище шахтовых, на улице меньше мусора и шлака, меньше угольной пыли. А зимой снег такой чистый, что в деревни.
Так вот, в этом городе и жил Максим. Человек он был привлекательным, даже красивым: голубоглазый, светловолосый, с яркими чуть припухлыми губами, с красивой атлетической фигурой. Девушки при виде такой красоты, немного смущались. А он внимания на них не обращал. Жил себе спокойно, работал в литейном цехе завода металлоизделий. В семье он был единственным ребёнком. Жили они вдвоём с мамой в небольшом домики на Набережной улице. На празднике в конце лета в городском саду познакомился он с девушкой. Увидел он её и девушка эта поразила его до глубины души.
-Девушка, вы меня простите, пожалуйста, познакомиться с вами можно? 
-Можно. Меня Лиля зовут, а вы кто?
-Я Максим. И можно сразу же называть просто, без всяких выканий.
-Договорились. Пошли на агитплощадку, там городские артисты выступать будут. - предложила новая знакомая.
Они смотрели не столько на артистов, сколько друг на друга. Лиля девушка с характером, красивая. Не один мужчина мечтал бы иметь такую подругу себе. Но Лиля себе цену знала, и с кем попало, не знакомилась. Максима она приметила давно, но познакомиться всё случая не было. А тут он сам инициативу проявил. Максим и Лиля – чудесная пара получилась.
С этого дня у них завязалась тесная дружба. Всё свободное время они были вместе. В небольшом городе ходить особо не куда, так что они предпочитали прогулки на природу. За городом начинался лес, он плавно переходил в непроходимые заросли. Только, чтобы попасть в этот лес, надо сначала речку перейти. Рака небольшая, но быстрая. По ней летом лес сплавляют. На берегу реки целый лесозавод построили. Там этот лес вылавливают, сушат и уже в дело пускают. Около этого лесозавода есть переправа. По ней переправляются местные жители в лес, а там уж собирают ягоды, грибы, осенью бьют шишки кедровые. Так вот, по этой переправе молодые люди переходили очень часто, чтобы отдохнуть, как следует, рубку половить, уху приготовить на костре. Особенно красиво около горы Арчекас. Сама гора напоминает сгорбленную фигуру человека, если к ней внимательно присмотреться.
 Идёшь по поляне летом, трава по колено, а цветов море! Из травы выглядывают желтые звёздочки лилий, синие колокольчики, да каких только нет цветов в этом море разнотравий. Лето было уже на закате, но лилии ещё не отцвели. Максим собирал букет для своей девушки:
-Это твои цветы, дарю тебе их.
-Спасибо. А как они называются?
-Они названы в честь тебя, лилии.
-Ты не шутишь?
-А какие могут быть шутки.
Она принимала букет от Максима, смеялась от удовольствия. Как хорошо ей с этим человеком! Только бы не кончались мгновения счастья! У них было излюбленное место на берегу реки. Там они ловили рыбу, чистили её прямо тут же на камне и варили уху. Лучше нет блюда, чем уха, приготовленная прямо на костре, с дымком, с комарами, вместо приправы! Пол жизни отдал бы за то, чтобы оказаться на том берегу, поесть такую уху!
 Но лето в Сибири заканчивается быстро. Осень резко переходит в зиму. А зима приходит без предупреждения. Иногда ложишься спать осенью, а просыпаешься зимой. За ночь снега выпадает столько, что трудно поверить. Под снегом оказывается всё: дома, улицы, тропинки, дороги, деревья надевают зимний наряд, крыши домов становятся все на одно лицо. Смотришь на всю эту зимнюю сказку и не веришь, что ещё вчера осень была. Зима тянется долго. Горожане шутят по этому поводу: «Девять месяцев зима, остальное лето».
 Если летом можно ходить на реку, удить рыбку, то зимой совсем не куда податься. Можно в кино пойти, ну а больше куда? И всё же молодые люди нашли занятия по интересам:
-Слушай, Лиля, ты на лыжах ходить умеешь?
-Я вообще не люблю лыжи. В школе старалась улизнуть от такого занятия. Не понимаю, что хорошего в этом виде спорта люди нашли. На соревнованиях по лыжам всегда последней приходила. На коньках и то интересней кататься.
-Давай в воскресение пойдём на лыжах. Немного ты можешь передвигаться, вот мы, не спеша, и двинем на ту сторону реки. А?
-Попробую, но за себя не ручаюсь. И к тому же, я такая мерзлячка, чуть мороз выше десяти градусов поднимается, у меня руки, ноги мёрзнут. В детстве я сильно обморозилась. Был мороз градусов сорок. По радио передали, что детям начальных классов в школу не ходить, а я не слышала передачу, пошла. Пока шла до школы, отморозила руки, щеки, нос и ноги. Учительница меня увидела, давай раздевать, оттирать все обмороженные места. Тёрла и приговаривала:
-Ты разве не слышала по радио сообщение, что детям младших классов сидеть дома надо в такой мороз?
Потом она сходила в столовую, взяла там стакан горячего чая и поила меня. Так вот, после этого я мороз просто не переношу.
-Сибирячка ты из теплицы.
-Пусть будет так.
-Если мороза не будет, пойдём на лыжах?
-Уговорил, пойдём.
Воскресение выдалось солнечное. Мороз был как по заказу, всего десять градусов. Максим пришёл к Лиле в гости и принёс с собой лыжи для себя и для подруги. Они отправились к реке. За домами встали на лыжи. Лиля как окончила школу, на лыжи ни раз не вставала, поэтому чувствовала себя не уверенно. Максим же наоборот, ходил на лыжах каждую зиму, ему этот вид спорта очень нравился. Он подбадривал подругу:
-Не напрягайся, будь уверенной в себе, всё хорошо, не боги горшки обжигали. И ты ходить станешь как заправский лыжник.
Они медленно пошли в сторону реки. Лиля пропустила Максима вперёд. Ей не хотелось быть всё время у него на глазах. А он то и дело оглядывался, останавливался, поджидал подругу. В этот раз они не пошли далеко. И так Лиля устала страшно. Постепенно нагрузка всё возрастала, расстояние всё увеличивалось. И, наконец, они решили идти в лес, полюбоваться зимним пейзажем. В лесу снег не тронутый лежит, только звериные следы видны на снегу. Вот пробежал торопливо заяц, а тут за ним по пятам лисица прошла не торопливо. Чуть поодаль следы перемешались, видно нагнала плутовка зайчишку, боролись они страшно. Не только следы видны, но и клочки шерсти. Кто одержал победу, догадаться не трудно. Бедный зайчик, но и лису понять можно, ей питаться чем-то надо. А вот пересекли глубокие следы, лось, очевидно, прошёл в поисках пищи. Трудно зимой обитателям леса приходится. Зимой по звериным следам читать зимнюю сказку можно. Они бродили по заснеженному лесу, им было всё интересно. Максим хлопнул Лилю по плечу:
-Замёрзла, сибирячка? Может, немного погреемся? Я с собой прихватил.           Он достал из бокового кармана небольшую бутылочку водки, распечатал. Из другого кармана маленький стаканчик. Налил немного в стаканчик и протянул Лиле:
-Будешь?
-Не хочу.
-Немного, чтобы теплее было.
-Всё равно, не хочу. Я и не знала, что ты употребляешь спиртное.
-Только в экстренных случаях. Последний раз спрашиваю, будешь, а то сам выпью.
-Пей не жалко.
-А теперь чуточку плесни и мне, я что-то замерзать стала.
-Давно бы так, а то заладила: не буду, не буду. Молодец. Теперь тепло по всему телу разольётся, мороза чувствовать не будешь.
Остаток он допил сам и пустую бутылку выбросил в снег. На этом их прогулка закончилась. Лиля шла домой опустошённая, уставшая. Она еле доплелась до своей квартиры и легла отдохнуть на диван. Мать встревожилась:
-Дочка, ты не заболела?
-Не заболела. Просто сильно устала. Мы с Максимом на ту сторону реки ходили, по лесу бродили, вот я и устала. Немного полежу и встану.
При следующей встречи Максим предложил Лиле пойти с ним в воскресение на рыбалку:
-Ты ещё не видела, как ловят рыбу зимой. Пошли. Меня друзья приглашали с собой. Только они на машине поедут на озеро. Там рыбу интересней ловить.
-Нет, на рыбалку я не поеду в это время, летом, пожалуйста, а зимой нет.
-Жаль. Пропустишь удивительный момент в своей жизни.
-Не беда. Зато я в тепле посижу. А ты поезжай, рыбы налови, потом угостишь меня.
-Хорошо, я так и сделаю.
Всю зиму друзья ходили на лыжах, если мороз был не большой. В сильные морозы вообще отсиживались дома. А перед самым новым годом сходили в лес за ёлкой. Максим выбрал маленькую пушистую ёлочку:
-Нравится?
-Хорошая ёлочка. Жаль такую красавицу губить.
-Но ведь это дерево. Рано или поздно её срубят. А тут она на радость людям послужит. Я ведь стараюсь для тебя, что бы тебе было в Новый год хорошо.
-Что ты мне объясняешь, понимаю и без тебя всё, но ёлочку всё же жалко.
Она стряхнула с веток снег, походила вокруг дерева, словно в хороводе:
-Ладно, руби эту!
Ёлочку уложили на саночки, которые они с собой прихватили и отправились домой. Ёлочка постояла дома, отогрелась. А вечером её Лиля сама украшала. Максим установил её в комнате, а Лиля развесила игрушки. Ёлочка получилась прекрасная. Она с Максимом водила хоровод, как в детстве, пела новогодние песни, дурачилась. Настроение уже новогоднее было. Максим обнял её, притянул к себе:
-Лиля, выходи за меня замуж.
От неожиданности, она растерялась. Именно в этот момент она никак не ожидала от Максима подобного:
-Это что, ты мне делаешь предложение?
-Конечно. Мы достаточно долго знаем друг друга.
-Ну, не на столько, чтобы соединять судьбы. Надо ещё немного походить, лучше узнать друг друга. Вот, например, я выяснила, что ты любитель выпить.
-Откуда ты это взяла?
-Все, кто ходит ловить рыбу зимой, пьют. Да и на лыжах я замечала за тобой эту странность. А я не хочу иметь мужа пьющего.
-Ну, вот ты обо мне и так много знаешь. Я не злоупотребляю спиртным. Немного выпиваю, но это вполне допустимо. А когда женюсь, вообще этим заниматься не когда станет. Ты мне веришь?
-Ладно, дай подумать.
-Думай, но не долго. Думай не думай сто рублей не деньги, год не срок.
-Интересно. И где только ты это узнал.
-А тебе разве это не известно?
-Ладно, шучу. Лиля, если правда, то ты мне очень понравилась, я бы сказал, полюбил я тебя. Так вернее будет. Я уже не мыслю без тебя жизни.
-Хорошо. И всё же немного подумаю. Ты мне делаешь всё же предложение, а не прогулку на лыжах. Это серьёзно. Здесь спешка не нужна.
-Не любишь ты меня!
-Что ты заладил: любишь, не любишь. Я и сама не знаю ответа на этот вопрос. Иногда мне кажется, жить не могу без тебя, а иногда просто не хочется тебя видеть. Разобраться мне надо в своих чувствах. На это время и требуется. Понял!
-Озадачила ты меня. Что же, разбирайся. Я буду терпеливо ждать твоего решения. А Новый год мы вместе проведём? Твоя мама дома будет или пойдёт к кому – нибудь?
-Не знаю. Соседка её приглашала, но пойдёт она или будет дома, я не знаю.    
-Лиля, а где твой отец?
-Отца убили. С работы он шёл поздно. На остановке шпана стояла. Вот они к нему и привязались, деньги требовали. У него за душой ни копейки не было, так с ним долго не возились. Всего искромсали, бедного. И как только рука поднимается на невиновного человека! Он шёл, никого не трогал. Кому он мешал? Мать до сих пор слёзы льёт.
-А время много прошло с тех пор?
-Нет. Прошлый год это было.
-Извини, я, дурак, тебе напомнил, рану растревожил.
-Ладно. Не переживай.
-У меня тоже нет отца. Только он бросил мать, когда мне года не было. Так мы вдвоём с ней и живём. Замуж она больше не выходила. Меня всё воспитывала. Да и не верит она больше мужикам.
-Вот видишь! А ты меня торопишь с решением.
-Не тороплю я тебя. Я буду ждать твоего решения, сколько потребуется.
Новый год они решили вместе отмечать. Если мать не пойдет к соседке, то втроём, а если уйдёт, тогда вдвоём. Но мать понимала, что им хочется побыть вместе, она пошла к соседке.
 Стол молодые приготовили скромный, на двоих. От шампанского голова кружилась, было весело. Они прыгали, смеялись, веселились как дети. Лиля присела на диван передохнуть, Максим рядом подсел, руки на плечи ей положил, прошептал:
-Ты такая красивая.
И стал целовать её. Его поцелуи обжигали уста. Она не помнит, что с ней происходило, только тогда опомнилась, когда было слишком поздно. Он нежно ласкал её тело, её грудь, целовал жадно, страстно и шептал, шептал так нежно:
-Милая моя, родная, хорошая, жить не могу без тебя.
Она оттолкнула его, поправила расстегнутую кофточку, подняла валявшие на полу трусики:
-Побаловались и хватит! Домой иди, кончился наш Новый год. Я считала тебя порядочным человеком, а ты такой же, как все. И не ходи больше ко мне. Конец нашей дружбы.
Своё слово Лиля сдержала. Больше она не встречалась с Максимом, избегала встреч с ним, а когда внезапно повстречала его на пути, сделала вид, что совсем не знает его. Максим сильно переживал размолвку и в душе надеялся, что Лиля его простит, они станут снова встречаться.
 Прошло два месяца. Он шёл домой с работы и повстречал Лилю. Она была не одна, а с каким-то молодым мужчиной. Они шли и весело о чём-то болтали. Максим поздоровался с Лилей. Она чуть кивнула ему головой. С той поры он больше её не встречал. В начале следующей зимы он встретил Лилину мать. Поздоровались, и та ему сообщила, что дочь вышла за муж. Живёт хорошо. Дочь у них родилась первого октября. Муж дочку любит.
Максим шёл домой и думал: «Что-то она быстро родила. Недоношенный ребёнок что ли. А может, это мой . По времени всё сходится. Значит, я ей совсем не нравился, раз так быстро могла забыть меня. Ну, Бог ей судья. Насильно мил не будешь». Он ещё долго не мог опомниться от такого известия. Но время лечит. Весной он познакомился с другой девушкой в кино. Они сидели рядом:
-Девушка, разрешите познакомиться с вами, Максим. А ваше имя, если не секрет, какое?
-Нет ни какого секрета. Ольга меня зовут. Да ты внимательно на меня посмотри, неужели не помнишь. Мы в одной школе учились. Только ты в десятом классе был, а я в восьмом. Максим, помнишь ту девочку, что на тебя заглядывалась?
Он что-то помнил смутно. Но тогда его не интересовали девочки, он на них внимания не обращал. Неужели из той пигалицы вышла такая девушка! Он и не ожидал, что рядом ходил с красоткой. Оля была девушкой стеснительной, робкой. Из кино они выходили как старые друзья:
-Оля, давай мы с тобой снова встретимся.
-Хорошо. А где?
-Это отличный вопрос. Можно в воскресенье у кинотеатра. Погуляем по городу.
-Хорошо. Я приду сюда.
-А сейчас можно тебя проводить до дому?
-Проводи.
-Ты учишься или работаешь?
-Я работаю в больнице медсестрой.
-И в какой?
-В ЦГБ, в детском отделении.
-А туда можно прийти к тебе?
-У тебя что, ребёнок имеется? Можно, но только навестить больного, если он есть.
-Нет, я лично к тебе.
- На рабочем месте мне не когда болтать понапрасну.
-Ладно, тогда до встречи в воскресение.
За разговорами время пролетело быстро. Незаметно, они подошли к Олиному дому. Она жила в том же районе, где стояла школа. Попрощались. Теперь Максим ждал воскресения с нетерпением. А время тянулось и тянулось. Неделя прошла в мучительном ожидании. В воскресение он предложил побродить по городу, съездить в центр, там сходить в кинотеатр, посмотреть новый фильм. Ольга была согласна. Они долго бродили, вспоминая школьных товарищей, учителей, любимые предметы:
-Оля, а помнишь нашего физика Дмитрия Николаевича? Хороший мужик был.
-Помню. Мы ему на 23 февраля расчёску подарили.
-Ему за чем расчёска? Он ведь лысым был.
-Не знаю. Подарили и всё.
-Зря вы так с хорошим человеком. Его грех было обижать.
-Он на нас не обиделся. Понял шутку.
-А помнишь, в кабинете биологии скелет всегда с папиросой в зубах стоял. Ольга Филипповна выбросит, а ему снова мальчишки папиросу в рот сунут.
-Вот были шалопаи. Нет, что бы учиться, так глупостями занимались. Поговорили, в кино сходили. Что ещё делать в маленьком городишки. Одна радость, в кино ходить. По дороге домой им на глаза попало объявление, где говорилось, что в ДК железнодорожников приезжают артисты с концертом:
-Оля, пойдём на концерт. Билеты я куплю.
-Это когда?
-Через неделю.
-Сейчас я посчитаю смены. Хорошо, идём. Я как раз подменю в субботу одного человека. Она меня просила. Воскресенье буду свободна. Можешь покупать билеты.
    Следующий выходной они были на концерте. Народу было очень много, принесли даже дополнительные стулья, чтобы всех желающих усадить. Пели песни популярные в то время. Два часа шёл концерт. Зрителям очень нравилось, они хлопали, не хотели отпускать артистов. Концерт внёс какое-то разнообразие в жизнь города. Максим так разошёлся, что ближайший выходной предложил поехать в Кемерово, там сходить в цирк:
-А что мы ещё делать будем здесь? Соглашайся. Посмотрим город, сходим в цирк и вернёмся вечерним автобусом.
-А ели на автобус не успеем?
-Тогда поездом. Он поздно вечером идёт, почти, ночью. Утром рано будем в городе у нас. На работу успеем без опозданий. Поехали, ведь ты ничего не теряешь!
-Можно. Как у меня будет большой выходной, так и поедем.
В Кемерово люди ездили редко, только по великой нужде, в больницу, например, или ещё куда, а просто так никто не ездил, что бы не терять время попусту и деньги тоже. Максим и Ольга поехали тоже не просто так, они цирк решили посмотреть. Настроение было отличное, погода замечательная! Весна прошла, лото наступило, как не радоваться! Автобус их привёз как раз к началу циркового представления. Всё складывалось как нельзя лучше. У Ольги от впечатлений голова просто шла кругом. После представления они шли по городским улицам, время было много до автобуса. Максим предложил зайти в столовую немного подкрепиться. Там за едой он вдруг неожиданно сказал:
-Оля, я люблю тебя. Будь моей женой!
У Ольги чуть кусок в горле не застрял.
-Ты так не шути.
-А какие могут быть тут шутки? Я вполне серьёзно.
-Мы ещё мало знаем друг друга.
-Ничего себе, мало! Да мы знакомы ещё со школьной скамьи. Одна мне лапшу на уши вешала, а ведь я её любил. Она меня бросила, вышла тут же за другого. Сказала бы прямо, что есть у меня человек, тогда бы не так обидно было бы. А ты тоже мне мозги компостировать будешь. Не обижайся только. Если не прав, скажи.
-Ладно, нет у меня никого. Но мы с тобой совсем мало походили, что родители-то скажут?
-Тебе жить с родителями или со мной?
-С тобой, конечно, но к их мнению прислушиваться надо. Отложим этот разговор до следующего раза.
-А когда же этот раз наступит?
 -Скоро.
-Ладно, буду ждать.
Всю дорогу Оля молчала, была занята своими мыслями. Уже когда они приехали в свой город, она ответила:
-А ты знаешь, ты прав. Я выйду за тебя замуж ближе к осени.
-Ну, спасибо! Вот не ожидал, не надеялся.
-Только с одним условием, о прошлом мне больше не говори, о том, что кто-то морочил тебе голову.
В августе месяце у Максима с Олей была регистрация. Свадьбы не было. Так решили молодые. Жить Оля стала у Максима. Мать Максима с первых дней невзлюбила невестку. В первый день их совместной жизни, Оля встала рано, что бы сварить мужу завтрак, и проводить на работу. Только она взяла в руки кастрюльку, как прибежала свекровь:
-Сама готовить буду, не вмешивайся и не хозяйничай тут, здесь ты никто!
Оля заплакала, вышла и больше не появлялась на кухне. Даже когда её звали поесть, она не шла. Что бы не сидеть голодной, она покупала пирожки или ходила в столовую. Максим видит, дело плохо: жена с матерью поладить не могут, стал искать квартиру. Через неделю они ушли жить в снятый им домик. Он стоял рядом с остановкой. Максиму было близко от места работы и Оле не далеко. Анна, так звали мать Максима, ни раз не приходила к ним в гости. А когда Оля забеременела и пришла пора рожать ребёнка, то и в больницу Анна не приходила. Ей не интересно было даже взглянуть на внучку.
 Максим назвал дочку Лилей, в честь своей первой любви. За женой и дочкой он пришёл с букетом цветов и бутылкой шампанского. По дороге домой Максим сообщил, что мать сильно болеет. Оле было все равно, что с его матерью, ведь она не смогла её принять в свою семью. Поэтому особого значения не придала словам мужа. Выслушала молча, а про себя подумала: - Есть всё же Бог на свете.
 А Максим разрывался между двумя домами. Матери надо помочь, один он у неё. И у Оли ребёнок маленький на руках, ей тоже помощь нужна. Ольга видит, что Максим больше у матери находится, чем дома, говорить ничего не стала, молча собрала свои вещи. Она решила уехать из города к тёте. Та жила в Свердловске одна. Оля попросила соседа, что бы он помог увезти вещи на вокзал, села с ребёнком в машину и уехала. Дома она оставила записку: «Максим, меня не ищи, я уехала и к тебе не вернусь. Я поняла, что лишняя в вашей семье. Прощай и прости!» Он долго не мог найти себе места, а потом забрал свои вещи и переехал к матери. Та удивилась:
-Что случилось? Почему ты с вещами?
Он не стал ничего объяснять, а только молча протянул записку:
 -Читай! Этого ты добивалась? Радуйся, тебе это удалось.
Мать прочла записку и потом сказала:
-Не велика потеря. Ушла и пусть идёт, свет клином не сошёлся, другую найдёшь.
-Мать, ты в своём уме. Что ты несёшь? У меня же ребёнок. Да, я её люблю. Ты это понимаешь или нет. И как же ты можешь решать всё за меня? Мне жить с этой женщиной, а не тебе. Да, что я с тобой говорю, ты всё равно меня не понимаешь.
-Да где уж мне понять тебя! Я же старая дура.
Максим сходил к Олиным родителям, чтобы взять её адрес, но те сказали, что дочка запретила говорить им про неё.
Мать не поправлялась. Ей становилось всё хуже и хуже. А один раз, когда Максим пришёл с работы, она позвала его:
-Максим, ты меня прости за всё, что я тебе сделала. Мне очень плохо, жить осталось немного. Не хочу я уходить на тот свет с камнем за пазухой. С Ольгиной матерью мы давние враги. Вот мне и не хотелось, что бы вы жили. Прости, если можно. Может, она хорошая девушка, не знаю. Прости, я виновата перед тобой.
Мать умерла ночью. Утром Максим встал, пошёл в спальню к матери, а она уж холодная. Похоронил он мать и с горя запил. А пьяный всегда плакал,  по своей загубленной жизни слёзы лил. Целый год он не мог утешиться. С работы его чуть не выгнали. Но потом он решил кончать с этим делом, бросить пьянку. А что бы жизнь заново начать, решил переехать в Прокопьевск. Он так и сделал. Купил себе маленький дом в районе тупика и поселился в нём. Через три года встретил женщину на остановке. До этого он не обращал внимания на женщин. А тут такая тоска его охватила, так тошно жить в одиночестве. Он и решил найти себе спутницу жизни. Стал к женщинам приглядываться. А тут на остановке стоит в сторонке. Он подошёл к ней:
-Вы автобус ждёте?
-Да.
-А что вы такая грустная?
-Веселиться не чему.
-Почему?
-Жизнь меня совсем замордовала?
-Проблемы?
-Ещё какие! В данный момент я без жилья осталась.
-Я, кажется, смогу помочь.
-Чем же, если не секрет?
-Секрета нет. Я живу один в доме. Мне хозяйка нужна.
-Это что, предложение?
-Я одинок, вам жить не где, вот и предлагаю жить вместе. 
     Так нашёл Максим себе женщину и стал с ней жить. Женщина была хорошая, но имела одну странность, любила выпить. Всё, что она зарабатывала, пропивала. Так что, за годы совместной жизни они ни чего не приобрели. Им едва хватало на еду. Остальные деньги шли на выпивку. Так продолжалось долго, жизнь не менялась. Детей у них не было. Жили только друг для друга. Максиму исполнилось пятьдесят пять лет, когда подруга его заболела. Видно выпила больше, чем надо на дне рождения. Сердце не могло больше с такой нагрузкой мириться, остановилось. Максим похоронил подругу, и снова остался один. На пенсию вышел по горячему стажу сразу же после похорон. Стаж себе заработал такой в качегарке. Сидел дома как в берлоге, никуда не ходил. Да и ходить ему было некуда, родственников здесь у него не было. Один он остался на белом свете как перст. Так прожил он шесть лет. Летом потихоньку в огороде копался, зимой сидел дома. Всё развлечение было, что на рынок съездит или за хлебом сходит. С соседями он разговаривал, но в гости никогда не заходил. Однажды и говорит ему соседка:
-Смотреть на тебя не могу. Почему ты не найдёшь себе подругу? Ведь трудно жить одному. Какую - нибудь старушку одинокую нашёл, вот и жили бы вдвоём.
-Как её найдёшь?
-Ясно дело, как. Объявление в газету дай, может, кто и откликнется.
Максим решил по совету соседки так и поступить. Написал в газету. Пришло всего три письма, в которых говорилось, что осталась одна, трудно в своём доме жить, от помощи бы не отказалась. Все трое жили в собственных домах, и письма писанные одинаково, словно их копировали, прежде, чем отправить до места назначения. Он ответил всем троим, пригласил их в гости, только в разное время. Одна пришла женщина, осмотрела его убогое жилище:
-В таких хоромах я жить не согласна, пойдёшь ко мне в дом?
-Нет, не пойду. А вдруг не уживёмся, куда тогда я денусь.
-Ну, на нет и суда нет. До свидания.
И она ушла. Другая женщина пришла на другой день. Она даже проходить смотреть не стала жилище, только окинула взглядом:
-Нет, это не по мне.
Повернулась и пошла. Максим чувствовал себя как раб на продаже. Третья пришла скромная. Всё оглядела, прошла и уселась скромненько в уголочке на стул. Хозяин предложил ей чаю. Она согласилась. Попили чай, поели картошки жареной. Гостья ела нехотя, словно её насильно кормили. А потом посуду всю сама перемыла. Разговаривали они о жизни прожитой. Ушла гостья, жить вместе согласия не дала. Больше она не появлялась. Максим объявлений в газету не писал, ждал, может, кто из этих женщин надумает всё же к нему переехать. Прождал он целый год, никакого результата нет. Снова написал в газету. Пришло всего одно письмо. Эту женщину Максим встретил на остановке. По дороге домой, он все объяснил, почему остался один, как жил всё это время. Женщина слушала, не перебивала. А когда пришли домой, молча всё осмотрела, а потом говорит:
-Хочешь, я тебе скажу, почему к тебе женщины не хотят идти жить?
-Скажи.
-Обижаться не будешь?
-Нет.
-К старости женщина хочет пожить в уюте, в тепле, в покое. А какой у тебя уют? У тебя даже кровать выпуска Петровских времён, не говоря уж больше ни о чём. Складывается впечатление, что ты сильно пьёшь, или скряга, как Плюшкин. Кому же хочется головой нырять в нищету.
-Но ведь у меня самое необходимое имеется!
-Какое необходимое? У тебя даже ложки и то в наличие две. Да, я одинокая. Да, мне жить не где, но делить эту нищету я не собираюсь. Так, что, извини.
И эта женщина ушла. Так и проводит Максим время один. Два года подряд он всё пишет и пишет в газету, результата никакого, и вряд ли будет. Видно коротать ему одному до конца своих дней. Так и прожил человек свою жизнь попусту. Нет у него ни детей, ни жены, ни подруги. Может, сжалится над ним судьба, пошлёт человека, который не посмотрит на эту убогость, протянет руку помощи. Как знать!