23. Антикварные часы. Кража века

Тамара Давидова
      Глава 23. Искусствоведческая экспертиза

      Для экспертизы нового объекта, которое на фотографии имело сходство с разыскиваемыми старинными часами, была приглашена в Службу государственной безопасности мадам Юварт-Крыскина.
 
      Она умела произвести впечатление на окружающих своей, нестандартной, запоминающейся внешностью и, навешанными на неё оригинальными, художественными изделиями. Входя в кабинет к следователю по имени Сыщ, она с порога протянула ему руку, украшенную своеобразными браслетами и кольцами, со словами:
      - Как я рада вновь встретится с Вами! Я так и предполагала, что наши встречи будут иметь продолжение! Лучшего профессионала Вы вряд ли найдете в ближайшем окружении, да и в отдаленном художественном пространстве. Я, как известный искусствовед, специализирующийся в области антикварного ювелирного искусства, оказывается пользуюсь успехом не только у музейных и архивных «крыс» и воров ювелирных драгоценностей, но и востребована в различных правоохранительных службах.  Так, что же у Вас пропало, или украдено, или найдено на этот раз?

      Она, садясь на предложенный стул, эффектно, несколько театрализовано и наиграно, забросила ногу на ногу, сняла с руки и положила себе на колени старинную сумочку.

      Сыщ вкратце, не излагая детали находки, достал из сейфа коробку с найденными часами, и сказал:
     - Мы любезно просим Вас сделать экспертное искусствоведческое заключение, является ли данный предмет подлинным или подделкой под антикварное ювелирное изделие?

      У мадам Юварт-Крыскиной заблестели глаза, было заметно, как её старческая фигура выпрямилась, задвигались обе руки в кольцах. Она раскрыла сумочки, кстати в прошлый раз это был другой ридикюль, достала лупу в красивой металлической оправе, перчатки, и произнесла:
      - Ах, как я волнуюсь! Я предчувствую то душевное удовольствие, которое я получу от встречи с настоящим художественным произведением. Разрешите открыть и взглянуть!?

      Увидев перед собой те, «знаменитые», старинные карманные часы, с цветной росписью на крышке и, украшенные жемчугом и драгоценными камнями, она побледнела, задрожала и почти потеряла сознание. Несколько минут, она молчала. Её взгляд вопросительно был обращён к Сыщу: «Как? Где? Невероятно, не может быть! Успокоившись, и, взяв себя в руки, она, придвинув коробку поближе, стала рассматривать, и также попросила фотографию того, украденного изделия.

      Не только следователь Сыщ внимательно наблюдал за мадам Юварт-Крыскиной, он, подмигнув психологу Рыску, который со стороны тоже следил за поведением своеобразной «старушки» и, в то же время, анализировал причастность этого высоко профессионального эксперта к «чёрному рынку» антикварных и ювелирных изделий, а также возможность её участие или связи к этой «краже века».

      Неожиданно искусствовед встала, держа в руках эти золотые часы так нежно и любовно, как только мать берёт своего младенца. Она, то подносила изделие ближе к глазам, то отодвигала его, как бы, обозревая их издалека, то делала движение рукой, будто пыталась узнать его вес, а то опять аккуратно возвращала его в коробку, и, взяв свою знаменитую лупу, ещё долго рассматривала его под разным углом обзора.

      Все молчали, ожидали её вердикт, какое заключение она выдвинет, но, положив обратно в сумочку свой инструмент и, сняв перчатки, она произнесла:
      - Обращаюсь ко всем присутствующим, да, выходите господин неизвестный из своего укрытия, меня сложно обмануть, у меня очень развито моё внутреннее биополе, как говорится, «шестое чувство», я на расстоянии чувствую энергетику окружающего пространства, и, тем более, наблюдателей за мной.

      Но Рыск не вышел, он не хотел, чтобы мадам Юварт-Крыскина его увидела, он считал, что ему ещё неоднократные предстоят встречи с ней.

       Подождав немного, «старушка» с твердой и уверенной интонацией произнесла:
       - Итак, Вы мне не доверяете, проверяете, подозреваете в участии в этом ограблении, Я, можно сказать, по доброте душевной и любви к искусству, откликнулась на Ваше предложение – поучаствовать в экспертной работе, а Вы, даже не оплатили профессиональное заключение первый раз, поэтому я Вам официально заявляю, что мои знания – это мой товар, который очень дорого стоит! Я отказываюсь сотрудничать с Вашей службой государственной безопасности, как и с другими правоохранительными организациями. Моё мнение останется при мне, я не дам своё экспертное заключение. Никакие документы я подписывать не собираюсь, единственное, я заверю, что буду хранить тайну следствия и не распространять заведомо ложную информацию. До свидания. И даже не пытайтесь меня уговорить. остановить, пугать угрозами, я уже не в том возрасте, чтобы бояться. Ищите другого специалиста, я себя уважаю.

      Сыщ попытался в ответ что-то сказать в своё оправдание, но эти слова звучали не искренними. Было заметно, как он расстроился, что не узнал мнение ведущего специалиста в области ювелирного антиквариата, и прекрасно понимал, что найти второго искусствоведа такого уровня практически невозможно, он обратился к Рыску:
      - Выходи, и объясни эту ситуацию! Без твоего присутствия я бы сейчас имел важный документ, от которого мы могли бы дальше продолжить  разыскные действия, а сейчас!? Иди отсюда, «без тебя тошно».

      Но Рыск, как тоже следователь и специалист в области криминальной психологии, ответил Сыщу:
     - Не надо так расстраиваться, сегодняшняя встреча имеет большое  значение. Если бы я с ней открыто беседовал, то эта хитрая мадам, вела бы при мне совсем по-другому. Во-первых, её поведение, это разыгранный спектакль, ей нужен был повод, чтобы уйти, она что-то важное узнала и не захотела говорить, её это испугало, об этом говорило ее долгое молчание, хотя заключение  а своей голове она сделала сразу, но долго обдумывала проблему: говорить или не говорить.
      И продолжил:
     - Во-вторых, проанализировав внимательно её речь, я могу с уверенностью сказать, что мадам Юварт-Крыскина имеет отношение к этому происшествию, не могу сказать какова её роль, но характеризуя себя, она проговорилась, что «пользуется спросом у «воров ювелирных драгоценностей». Значит её работа востребована на «чёрном рынке» антиквариата. Рекомендую установить за ней слежку, выявить все связи, контакты, собрать все данные её биографии. Обратите внимание, что на эту «старушку» надето, как на ёлку, столько дорогих художественных изделий, что нам такие деньги придётся несколько лет зарабатывать, поэтому, весьма интересно, на какие средства она живет и где приобретает эти дорогие украшения.
 
     Следователь Сыщ согласился с аналитическим мнением Рыскина, но обдумывал про поиски нового или новых экспертов. Он добавил:
     - Конечно, я заметил про себя при первой встрече, «как она не боится носить эти недешёвые ювелирные ценности?» Кстати, у неё ещё в личной собственности находится шикарная, с редкими номерами очень дорогая, иностранного производства антикварная машина, которую она сама водит. Этот факт тоже свидетельствует о том, что нам нужно пристально и целенаправленно обратить внимание на эту дорогую мадам Юварт-Крыскину.

     (Продолжение следует)