Притча от завистника

Пумяух
Прочёл в сети очень странную притчу. Вот она (орфография сохранена):
«Однажды в далеком английском селении старые ,познавшие мир викинги собрались в гости к самому старейшему... За столом говорили разные тосты, приветсвия и хвалебные речи доблестным подвигам старого викинга. Как вдруг, один из гостей спросил: " Скажи, добрый друг, а что- бы ты хотел пожелать самому себе?".
Старик поднялся, обвел друзей пристальным взглядом и произнес: " Спасибо за речи, которые вы говорили в мой адрес...Пожелать себе..." Он задумался :" ...Я хотел бы пожелать себе хотя бы одного , но настоящего и верного друга..."
Уважаемое собрание пришло в полное недоумение...
"Как тебе не стыдно"-, сказал один из его многочисленных друзей. "Разве, не я спас твой корабль, когда он тонул у берегов Шотландии?".
"Как можно говорить такие вещи? Разве не я помог тебе, когда пожар раззорил все твое имение? "-, сказал другой...
"Страшно слышать такое пожелание. Разве, не я спас твою жену от рук разбойников...?-, проговорил в негодовании третий...

"Конечно, вы все -правы, мои дорогие друзья...И я благодарен вам за все, что вы сделали."-ответил старый викинг.
" Но, когда я первый пришел с победой над врагом, ни у кого из моих друзей, я не увидел радости в глазах...
Но, когда на охоте, я спас самого короля от кабана и король поцеловал мне руку, ни у кого из моих друзей, я не увидел радости в глазах ...
Но, когда самая прекрасная женщина селения, которую многие викинги хотели видеть в своем доме, пришла хозяйкой в мой дом и стала мне женой, ни у кого из моих друзей, я не увидел радости в глазах...."

Рзаделить беду и несчастье друга - это достойно, но попробуйте разделить его радость, счастье и удачу...искренне и без оглядки....
Конец цитаты

Странная притча. Кстати, с подобной точкой зрения сталкивался ни один раз. И каждый раз удивляюсь ей.

Разделить радость друга? Да легко! Как дышать. Наоборот, странно было бы не разделить.
Да, есть на свете люди завистливые, которые как мухи слетаются на чужую беду, выражают притворное сочувствие, а на самом деле рады-радёшеньки. Да, вероятно, таких людей немало. Но, судя по тексту, автор притчи считает, что таковы ВСЕ люди, что радоваться чужой беде и огорчаться чужой удаче – это нормально, естественно для человека вообще, и если кто-то радуется успеху друга, то это, величайшее исключение, которое надо ценить и лелеять… Нет, вы не поняли. Редчайшее исключение – не люди независтливые, таких, по мнению автора притчи, просто не существует в природе. Редчайшее исключение, когда какой-то конкретный человек не завидует успехам другого конкретного человека. То есть он тоже завистлив и завидует всем подряд, но вот успехам этого человека он не завидует и это весьма и весьма ценно.
Селение викингов, говорите? Ну, вот, живут в этом селении «друзья»: Асвальд, Эйрик, Гарольд, Ингвар и Риг. И вот, когда у Асвальда случилось что-то хорошее, например, его отметил король, все огорчились. Когда Гарольд женился на Хельге все расстроились и сквозь зубы поздравили его. Когда у Эйрика поправился сын, который тяжело болел, все с трудом сдерживали свою досаду, а вот когда Ингвар живым вернулся из опасного похода, то все было очень расстроены, и только Риг порадовался за Ингвара. Значит, Риг – настоящий друг? И, ведь, не то чтобы Риг независтлив. Как и все остальные он злился, узнав об успехе Асвальда,  пил на свадьбе Гарольда, а ночью от бессильной злобы грыз подушку, желал смерти сыну Эйрика, но вот успеху Ингвара взял да порадовался. О чудо! Настоящий друг!
Интересно, среди каких монстров воспитывался автор притчи, если он думает, что все люди такие?

Да это НОРМАЛЬНО порадоваться успеху друга. Я ВСЕГДА радуюсь успеху друзей. И не потому, что я какой-то особенный. В этом плане я просто нормальный, как и большинство тех, кто меня окружает.
Скажу больше, я порадуюсь не только успеху друга, но и успеху совершенно постороннего человека.
Нет, не всегда, но в большинстве случаев. Я не блаженный. Разумеется, если вор вытащит у меня кошелёк, я не стану радоваться: «Ах, ну, как хорошо человеку! Сейчас пойдёт, всяких хороших вещей накупит, вкусной еды, выпивки!»  Я не стану радоваться успеху террориста, взорвавшего автобус и, наоборот, порадуюсь его неудаче. Ну, и так далее. Я не стану радоваться успехам человека, который мне просто неприятен.
Возможна ситуация, когда я пожелаю неудачи и людям, которые не сделали ничего плохого. Например, я смотрю футбол, болею за команду. Конечно же я желаю вратарю команды противника пропустить мяч, а нападающему – промазать по воротам. Но в остальном я им зла не желаю. Пусть у игроков всё хорошо будет дома, пусть они будут здоровы, пусть они пользуются успехом у девушек. Но вот когда они играют с командой, за которую я болею, успеха я им пожелать не могу.
А так, любому человеку, если я не испытываю антипатии и/или не считаю, что его действия приносят вред, то пускай ему повезёт.
Вижу играющего ребёнка – желаю ему прожить долгую и счастливую жизнь, вижу свадебную процессию – пусть у молодожёнов всё сложится хорошо, вижу автобус, стоящий на остановке, а к нему бежит человек – желаю успеть добежать. И я совершенно не понимаю, почему я должен пожелать ему споткнуться, упасть, разбить нос и не поспеть на автобус. Или, раз так, этот человек уже стал мом лучшим другом?
Нет, ну, вот есть на свете людоеды, никто не отрицает. Но было бы дико считать людоедство нормой, а если кто-то кого-то не съел, считать это чем-то удивительным и выдающимся. Представил себе диалог мамы и дочки.
– Ты где была?
– Гуляла.
– А кто это с тобой прощался?
– Один парень.
– И что, он гулял с тобой, проводил тебя до дома и ни разу не попытался убить и съесть?
– Нет, мама, ни разу.
– Дочка! Это хороший парень. Любой на его месте тебя бы слопал, а он – нет.  Видно, что он тебя любит. Держись его!
Так, что ли?


Ещё один важный момент. Радость за других бесплатна. Ну, вот, позвонил мне человек, даже не обязательно, лучший друг и сообщил, что он получил повышение по службе и устраивает по этому поводу банкет. Ну, и почему бы не пойти, поесть, попить, потанцевать, пообщаться? Другое дело, если друг в беде и нужно нестись ему на помощь. Это же нужно тратить время, возможно, деньги. Возможно, даже, придётся подвергать себя опасности, а то и погибнуть спасая друга. И что, кто-то, рискуя собой помчится куда-то ради сомнительной радости убедится, что кому-то хуже, чем ему?
Да вот даже в той притче. Один из друзей спас жену викинга от разбойников. Жизнью рисковал, между прочим. Неужели это меньше и проще, чем сидя на пиру в безопасности поднять кубок за здоровье друга?
Если друг попадёт в беду и ему понадобится моя помощь, конечно же я прибегу и помогу. Но лучше, чтобы с другом ничего плохого не случилось, и мне не пришлось бы его спасать.  И, честное слово, на свадьбы ходить куда приятнее, чем на похороны.
Нет, всё-таки, неправ тот, кто придумал притчу, и друг познаётся, именно, в беде. Отвратительная притча. Найдутся десятки желающих выпить за твой успех, а спасать тебя бросятся немногие. А если кто-то отложил в сторону свои дела и примчался тебя спасать, он – настоящий друг, чтобы там не говорили завистники.

25.04.2025. Кирьят-Экрон