Навязчивое общение как способ агрессии

Илария Роуз
(рассказ)
 
       Насильно заставлять какого-либо человека общаться с вами, если ему этого не хочется, – явная
агрессия с вашей стороны. Ведь только задумайтесь… Вы ведёте себя хуже сексуального маньяка!
От него хотя бы понятно, чего ожидать. А с вами предстоит долгий и, скорее всего, «тягомотный»
диалог. У нас в Питере, к примеру, на человека, который задаёт слишком много лишних вопросов,
как минимум, смотрят предвзято. Ведь повсюду столько надписей и коммуникативных знаков –
в метро.., в музее.., в поликлинике.., в магазине.., на вокзале… Человек сообразительный способен
и сам сориентироваться. Какой-либо спесивый европеец в подобных ситуациях покосится на вас
с раздражённым недоумением и, махнув рукой (чтобы отстал), заспешит по своим делам. Вот и у
нас, в значительном российском мегаполисе, всё то же самое. Хотя… лениградцы-петербуржцы –
это удивительный народ, особенно старшее поколение. Они очень подробно и толково расскажут
и покажут, по какому маршруту вам двигаться в ту или иную сторону необъятного города на Неве.

       Мне когда-то очень давно, когда я ещё абитуриенткой была, попалась на Невском чудная
старушка, по виду – блокадница. Тогда наземный транспорт ходил неважно, нарушая график. И я
стала жаловаться этой бабулечке с голубоватой сединой на свою личную жизнь… Она улыбалась
мне, как ангел, сошедший с небес, и кивала.., кивала… В наше время почти все профессиональные
психологи так себя ведут, – чтобы, значит, человек выговорил свою изболевшуюся проблему до
глубинной её сути… Потом притащился, фыркая и кряхтя, и наш рейсовый троллейбус – нам было
по пути. Когда я заметила, что старушка изъясняется жестами, то с трудом догадалась, что она из
глухонемых. Однако же, в моей артикуляции, кажется, хорошо разобралась. Ко всему прочему,
я-таки ощущала всей душой её заинтересованную чуткость. Вот вам история…

       Но, умоляю вас, – не ищите глухонемых для идеального общения! Хотя бы потому, что они
переменили тактику поведения с людьми не своего круга. А между собой «болтают» чуть ли не
сутки напролёт!.. Мамин второй муж был основательно туговат на одно ухо – после фронтовой
контузии. Но он всё понимал. Невероятно добрый и чуткий человек. Устану с дороги – упаду на
мамин диванчик с жёсткими валиками, а «отчим» сноровисто за подушечкой поспешает в другую
комнату – дабы мне под голову подоткнуть… Я ведь неприхотливая была в юности – заядлая
туристка, вечно ночующая в неблагоустроенной палатке!.. Святой он был человек. Долгая жизнь
его была перенасыщена событиями, о которых мечтает какой-либо тухлый романист с неважной
фантазией. Вообще – мне везло и до сих пор везёт на колоритных людей, о каждом из которых
можно отдельную книгу написать.

       И всё же я настойчиво вам советую: воздержитесь от навязчивой со своей стороны жажды
общения с малознакомыми вам людьми. Вы их не знаете… Они вас не знают… Да ещё вдруг
выяснится, что вы разговариваете на разных языках… Вот мы, русские, уже с трудом друг дружку
понимаем. Значительное расслоение общества. Но, скажу я вам, у нынешних детей разговорная
речь грамотнее и богаче – по сравнению с речью взрослых, хлебнувших общественных нечистот
в «лихие 90-е». А дети ещё в детском саду иностранные языки у нас учат: английский, немецкий,
французский, итальянский и даже японский с китайским. Что вы можете им предложить в смысле
общей темы для разговора?.. Ничего. Что вы мне пытаетесь сказать об аутизме?.. Ах, увольте!..
Аутизм – это, ей Богу, не проблема. Проблема – общение с «братьями по разуму», осваивающими
космос, как жуткие провинциалы - Нью-Йорк!.. Да… Крыть нечем.