Два Фёдора

Елена Громова 2
После развода родителей, Фёдор остался жить с матерью. Он как-то сразу перестал быть ребёнком. В свои двенадцать лет он почувствовал себя ответственным за их маленькую семью. Никто с ним на эту тему не говорил, да и сам не думал об этом. Просто, когда мать решила переставить диван в гостиной на другое место, Фёдор решительно отодвинул её в сторону со словами:

- Не женское это дело. Покажи куда подвинуть.

Мать удивлённо посмотрела на сына и отошла в сторону.
 
А когда тёмным осенним вечером они обнаружили, что в доме нет хлеба и молока, и мать засобиралась в магазин, Фёдор оделся и пошёл с нею. Теперь маме не приходилось напоминать ему, чтобы он сделал уроки. Ведь это его работа. И чтобы потом зарабатывать и помогать маме,  сейчас надо учиться. Когда однажды мама заметила:

- Сын, да ты у меня совсем взрослый.

Фёдор смущённо отвернулся и пробурчал:

- Так мне же скоро тринадцать.

Самые трудные месяцы после развода они пережили и как-то сблизились.  Фёдору казалось, что настроение матери он чувствует как своё.

Прошёл год. Фёдор заметил, что мать расцвела, в глазах появился, то ли свет, то ли блеск. Она часто задерживалась после работы. Что изменилось, Фёдор не понимал или не хотел понять. Пока не услышал случайно, как соседка тётя Таня, смеясь, сказала матери:

- Что-то ты, соседушка, расцвела как яблоня весной. Уж не влюбилась ли? Пора, пора. Лишь бы сынок не заревновал.

Вопросов Фёдор не задавал, просто замкнулся. Чувствовал, внутри застряло что-то тяжёлое и неприятное и нашёптывало: «Твоё, не отдавай!».  Сама мама ничего пока не рассказывала, но он заранее невзлюбил любого чужака.

И все-таки настала день, когда мать , робея, проговорила:
 
- Сегодня у нас гости. Я хочу познакомить тебя с одним человеком.

- Раньше не могла сказать? Может у меня свои планы на сегодня?

- Федь, я вообще-то спрашивала, - напомнила мать, - ты сказал, что дома будешь.

Фёдор вспомнил вчерашний разговор. Тогда он не придал ему значения. Теперь понимал, что встречи не избежать. В груди всё сжалось в комок. Мужчина оказался привлекательным. Высокий, подтянутый с крупными волевыми чертами лица и добрым, приветливым взглядом. Признавать это Фёдор не хотел. Спокойные уверенные движения, большие сильные руки, низкий бархатистый голос и оживлённая речь, всё вызывало протест. Фёдору вспомнилась поговорка «Два медведя в одной берлоге не уживутся». За последний год он сам превратился из детёныша в настоящего мужчину, а тут ещё один. Ещё в Олеге, как звали маминого знакомого, отталкивало то, что он тоже разведённый. При первом же удобном случае Фёдор подковырнул. Олег похвалил хозяйку за вкусный обед, и Фёдор спросил:

- А ваша жена тоже хорошо готовила?

Мама удивлённо посмотрела на сына.  Олег спокойно ответил:

- Она и сейчас хорошо готовит, только другому мужу.

Фёдор открыл рот, собираясь продолжить, но увидел тревогу в маминых глазах и промолчал. А так хотелось сказать, что от хорошего и надёжного мужа к другому не уходят. Он был уверен, что существует только две причины разрушения семьи: измена и пьянство. Вот его отец ушёл к другой женщине. Олег пока один. Значит - пьёт? А зачем матери такой? Нужен мужчина в доме? Так у неё есть он, Фёдор. Совсем скоро он вырастет, и будет помогать не только по дому, а и материально.
Федя сидел в своей комнате перед раскрытой книгой, но эти мысли не давали ему читать. Из гостиной доносились голоса и смех. Они раздражали, комок подступил к горлу. Вдруг в дверь постучали.

- Входите, - удивлённо сказал Федя, потому что у них с мамой принято входить без стука. Ведь все свои, вернее их только двое в квартире.
Дверь отворилась, на пороге стоял Олег.

- Да я собственно только сказать  до свидания, -  промолвил он, стоя на пороге.

- Прощайте, - скоро ответил Федя.

- И всё-таки лучше до свидания, - с улыбкой повторил Олег и удалился.

Проводив гостя, мама зашла к Фёдору. Забралась с ногами на диван, поёрзала устраиваясь среди диванных подушек, и спросила:

- Тебе Олег не понравился?

- С чего ты взяла? - выдавил сын.

- Вижу, не слепая.

- Ты давно его знаешь? - так и не ответив на её вопрос, продолжил Федя.

- Со школы. В одном классе учились.

- Проснулась первая любовь? - с неожиданной для себя самого язвительностью сказал Фёдор.

- Моей первой любовью и пока последней остался твой отец. - Грустно ответила мать и добавила, вставая, - Пойду посуду вымою.

Вроде бы ничего особенного не произошло. Мать держалась молодцом. Но у Феди перехватило горло и  появилось что-то тошнотворное внутри.  «Вот дурак, - думал он, - зачем обидел?» Он уже хотел пойти в кухню и обнять маму, но передумал. Представил себе, если в доме появится чужой мужчина, то мама уже не будет вот так уютно устраиваться на его диване. Не будет ходить болеть за него во время футбольных матчей между дворовыми командами. Обнимать маму он не пошёл. Зато когда он пришёл к ней сказать спокойной ночи, мама сама крепко обняла его и нежно прошептала ему в ухо:

- Если бы ты только знал, как я люблю тебя.

 Федя вспомнил, как не пошёл за нею на кухню и покраснел.

- Да знаю я.

Однажды часов в восемь вечера Фёдор доделывал уроки и посматривал на часы. Вроде мама уже должна быть дома. «Опять где-нибудь с Олегом гуляет», - подумал он с неприязнью. Раздался звонок в дверь. «Кого это к нам принесло? У матери ключ есть» - проворчал он про себя и отправился открывать дверь. За дверью стояла мама, а возле неё лежали рулоны обоев, перевязанные бечёвкой.

- Я специально позвонила, чтобы ты мне помог, - будто оправдываясь, сказала она.

- А как ты их донесла? Почему не позвала в магазин? И почему без меня выбирала?
  - удивился сын.

- Не хотела от уроков отвлекать, ведь завтра у тебя контрольная. А обои в мою комнату, поэтому и выбирала сама. Ты ведь не возражаешь?

- Вроде поздно уже возражать, - резонно заметил сын и понёс свёрток в мамину комнату.

- Тяжёлый. Как ты донесла? - повторил он свой вопрос.

- Мне Олег помог, - спокойно ответила мама.

«Кто бы сомневался» - подумал сын, а вслух спросил, таким же, как у  мамы тоном:

- Почему не зашёл?

Вспомнил весёлый, оживлённый мамин голос в то воскресенье, когда в гостях был Олег. Внутри кто-то противный изрёк:

- В равнодушие играет. Знаем мы эти игры, не маленькие.

Олег у них больше не появлялся. Мама не задерживалась после работы. Всё было как обычно, если не обращать внимания на то, что мама часто задумывалась и бывала грустной. Фёдор мучился вопросами, которые не решался задавать маме. Её опять бросили? Или это он, Фёдор разрушил их отношения? Мама решила остаться навсегда одинокой? Вопросы сверлили ему мозг, когда он оставался один в своей комнате. Странно, но внутренний, второй Фёдор вдруг заспорил. Когда Первый думал:

- Какой же одинокой, если у неё есть сын?

Второй возражал:

- Но ведь ты вырастешь и неизвестно ещё, будешь ли жить в этом городе. Может, ты в Арктику или за границу работать поедешь.

-Я буду возвращаться.  Жёны моряков и путешественников так живут, - парировал Первый.

Второй не унимался:

- Так они любящих мужей ждут. А твоя будет одна одинёшенька. Что ей делать?

Мало того что он, Второй этот спор устроил, так он ещё и издеваться начал:

- Тоже ребёночек нашёлся,  ревновать вздумал как трёхлетка. Лоб здоровый не мог себя обуздать и не выступать. О матери подумал? Нет, всё о себе любимом!

 Фёдор разозлился.

- За границу я её с собой смогу взять.

Второй, зануда, вытаскивал козырь за козырем:

- А ты знаешь, что многие страны принимают только молодых? Зачем им наши старики?

Первый сдаваться не собирался:

- Мама не старая!

- Ну, да. Ну, да, - продолжал издеваться Второй, - пока ты школу закончишь, потом институт или армию отслужишь, мама такой же останется. Законсервируется.

- Да, пошёл ты! - уже всерьёз взбесился Первый.

 Потому и выходил из себя, что понимал - Второй прав, а ему уже крыть нечем.
Так Фёдор всё больше накручивал себя. Он уже не сомневался, что виноват в исчезновении Олега из маминой жизни. Казалось, вина не просто давит его, а с каждым днём отдаляет его от мамы. Иногда он говорил себе зло:

- Всё! Проехали! Всё равно не исправить!

Приближались весенние каникулы и чемпионат района по футболу. Федя, как прежде, сказал маме дни и время игр своей команды.
 
- Придёшь? - спросил он.

- Конечно! - заверила мама и с улыбкой добавила. - Может даже не одна.

У Фёдора опять царапнуло внутри. Нового ухажёра завела? Но, он тут же одёрнул себя. Опять? На всякий случай от расспросов воздержался.

Матч был интересный. Противник достойный. Фёдор играл удачно. Забил два гола. Смотреть на болельщиков, облепивших поле вокруг высокого металлического забора, времени не оставалось. Только успевай за мячом следить. Болельщики не скупились на поддержку. Их команда выиграла. Довольный Фёдор стал разыскивать глазами мать. Она уже шла навстречу сыну, разгорячённая, весёлая, победно показывая пальцами латинскую букву V. А рядом с нею шёл - Олег.

Неожиданная радость захлестнула Фёдора. Не верилось, что всего за три месяца всё так изменилось. Никаких иголок внутри. Олег протянул руку и сказал:

- Ну, ты круто играл!

У Фёдора вырвалось само собой:

- К нам ужинать?

Ужин был вкусным и каким-то уютным. Олег рассказывал про свою трёхмесячную командировку. Весело и увлекательно. Мама сияла и смеялась. Фёдор тоже.