Встреча с Легендой

Сергей Серюбин
Отец Кирилл (Павлов). Переделкино.
Из сборника «Лаврские истории»


Июль 1996г. Получив в Лавре благословение архимандрита Иоанна (Захарченко) на встречу с отцом Кириллом, я сразу же отправился в Москву.

День первый

Киевский вокзал столицы встретил обычным шумом и суетой. Быстро пересев с метро в электропоезд, я тут же двинулся к югу. Но путь мой был коротким и уже через полчаса езды двери электрички с шипением отворились.

Безлюдный пригородный перрон. Когда поезд умчался за поворот я смог немного оглядеться. Переделкино - тихий писательский посёлок на краю Москвы - располагался чуть ниже железнодорожной платформы. Многие члены Союза писателей России проводят летние месяцы именно здесь.

Но в тот день меня интересовали в нём не музеи Бориса Пастернака или Корнея Чуковского, не места, где жили и творили Константин Паустовский и Александр Фадеев, Константин Симонов и Вениамин Каверин, Ираклий Андроников и Роберт Рождественский, а дача Патриарха Московского Алексия Второго – дар Иосифа Сталина нашей Русской Патриархии.

Но где её тут искать?


***
За спиной неожиданно ударил церковный колокол. Торжественно и протяжно. Я обернулся - невдалеке, среди стройных елей, белел высокий каменный забор.

- О! Словно подсказка! Наверное, мне туда, - подумал я и двинулся в его сторону.

Мимо посёлка, в сторону Украины, стремительно проносились пассажирские поезда дальнего следования, но по мере моего удаления от станции я их слышал всё меньше и меньше. Густые кроны деревьев всё больше заслоняли меня от городского шума и погружали в благодатную тишину и покой.

Идти пришлось недолго. Высоченный забор плавно вывел на прекрасный, старинной постройки, храм Преображения Господня. У чёрных железных ворот в загородную резиденцию Патриарха стояла небольшая толпа народа. Все желают попасть к Старцу - поплакаться, испросить совета и благословения. Но вот будет ли он сегодня принимать, достоверно не знал никто.

Люди здесь стояли с раннего утра и как-то самоорганизовывались: собираясь небольшими группами, читали акафисты, просто молились, кто-то рассказывал соседям истории своих поездок по святым местам, но всё – равно, все напряжённо и с надеждой ждали – вот-вот откроется дверь в небольшую крестильню, и келейница старца начнёт впускать к батюшке страждущих.

По одному и ненадолго…


***
Из рассказа Серёжи из Иваново об отце Кирилле (Павлове), духовнике трёх Патриархов.

Старец говорил ему:

- В том сталинградском четырёхэтажном доме бои у нас с немцами были жесточайшие! За каждый этаж! За каждый лестничный пролёт! Мы – наверху, они – внизу. Бывало, выдавим их с третьего этажа на второй, а они вскоре опять поднадавят, и нам снова приходилось подниматься к себе, на четвёртый. И так по многу раз, туда-сюда, туда-сюда. Два месяца…

Однажды взяли в плен ихнего миномётчика. Тот недоумевал:
- Мы, - говорит, - ничего не можем понять: мы на спор, за бутылку шнапса, из миномёта (!) точно попадали в бегущего (!) красноармейца, а тут бьём по вашему зданию практически в упор и …

- Частенько голодали, - говорил батюшка, - через фашистское оцепление бойцы с Большой земли с едой и боеприпасами пробирались к нам далеко не всегда.


***
Незаметно наступил жаркий полдень. На площади перед храмом Преображения стал пробовать заучивать на память Символ веры - что топтаться-то без толку? Но уж больно он длинный. Не запоминаю… Бросил…

Стоя много часов у ворот резиденции Патриарха, и слегка поднадоев друг другу, паломники иногда «меняли коммутацию» - приглядевшись к соседям, быстро сменяли своих собеседников.

Так и у меня, невзначай завязался неспешный разговор с одним мужчиной. Был он лет на десять - пятнадцать старше. И в отличие от меня, восторженного неофита, имел уже многолетний церковный опыт.

Это была даже не беседа, я просто слушал его историю и изредка кивал головой.
В памяти осталась лишь сложные зигзаги его многолетних духовных исканий и постепенный приход к твёрдому пониманию – моё место в монастыре. И сюда он приехал уже за окончательным благословением отца Кирилла.

Особенно запомнились слова его местного священника, с которым он как-то поделился своими невесёлыми раздумьями: 

- Не грусти. Христос-то воскрес!


***
- Но наступил день, когда я понял всё, – продолжил отец Кирилл. Спустя два месяца кольцо нашего окружения было прорвано, и мы начали выходить из здания. И вот в подъезде дома, в пыли, в мусоре я нашёл какую-то книгу. Поднял, посмотрел. Вижу – Новый Завет! И тут я всё понял!! Понял Кто давал нам сил, понял и Кто прикрывал нас от, казалось – бы, неминуемой гибели. Словом – всё! С тех пор эта священная книга всегда находилась при мне.

Когда их группу вывели, наконец, на отдых за Волгу, он вышел ночью из палатки, поднял руки к небу и дал Богу такой обет:

– Господи! Если оставишь меня живым в этой мясорубке, обещаю Тебе - уйду в монастырь.

В итоге – с тяжелейшими боями дошёл до Австрии, рядом гибли его боевые товарищи, однако же у него - ни единой царапины.


***
Наше безпокойное сообщество вдруг заволновалось. Ядро толпы паломников почему-то плавно сместилось к закрытым железным воротам резиденции. Зачем? Непонятно. На всякий случай переместился туда и я.

По каким-то неведомым мне признакам люди сочли, что старец сейчас появится именно здесь. И действительно, внезапно открылись тяжёлые кованые ворота и с территории дачи выехал небольшой легковой автомобиль. За рулём сидел монах, а справа от него – батюшка Кирилл! В тот вечер он направлялся на пару дней в Лавру, ведь духовные чада ждали его не только здесь, но и там.

Что тут началось! Люди в восторге обступили машину, шли рядом с ней, что-то его просили, спрашивали! Старец опустил ветровое стекло и почти ничего не говорил, а лишь молча крестил паломников. Лишь иногда он давал кому-то короткие советы и наставления.
Автомобиль отца Кирилла медленно «плыл» сквозь толпу. Попасть под благословение старца посчастливилось и мне.

- Батюшка, благословите! Могли бы Вы принять меня для беседы? Куда и когда подойти? – успел проговорить я, шагая рядом с его машиной.

– А ты приезжай сюда в среду-то, приезжай…, - ответил старец, указывая пальцем назад, на дачу патриарха. Затем перекрестил и протянул мне руку для целования.

Его старческая ладошка - тёплая, мягкая и нежная - запомнится мне, наверное, навсегда.


День второй

В указанный отцом Кириллом день я вновь приехал в Переделкино.

По слухам, батюшка был здесь, на даче, но приём посетителей пока не вёл. Люди разбились на небольшие группки перед храмом и с нетерпением ожидали приёма у старца.

Чуть в стороне, в тени деревьев, стоял один пожилой мужчина. Вдруг он громко и раздражённо, каким-то скрипучим голосом заговорил:

- Старцев святых они ищут! Старцев им подавай! Ишь какие! А я вот, в храм, к Богу иду. В храм, на службу не пытались идти?..

Кто это был - бесноватый кликуша? Супер-«правильный» мирянин?
Бог знает…


***
- В 1946 году, демобилизовавшись, молодым старшим лейтенантом, прямо в шинели, - продолжал отец Кирилл, - приехал я в московский Новодевичий монастырь, поступать в семинарию.

Был он молод и хорош собой! К тому же – за те страшные сталинградские бои получил высшую награду страны - звание Героя Советского Союза! Здесь, в СССР, ему теперь были открыты все карьерные пути – на производстве, в армии, где угодно, но он решительно выбрал для себя другой - «узкий» монашеский путь.

Так что, свой обет Богу будущий батюшка сдержал.

А что же дальше? А дальше мы, к сожалению, вступаем в туманное облако вынужденной конспирологии.

Рассказывают, что Н.Хрущёв, когда узнал о его поступке, был в ярости. В гневе снял с него звание Героя. Однако, нашлись «наверху» порядочные люди, которые смогли уговорить всесильного и вспыльчивого Первого секретаря ЦК КПСС отменить это его жёсткое эмоциональное решение.

Возможно, в итоге в Кремле родилась идея некоего компромисса – Павлов о своём звании Героя СССР помалкивает (что одновременно устраивает как безбожные власти, так и развитию смирения самого монаха Кирилла очень даже полезно), а в публичную сферу «партия и правительство» энергично вводят другого Павлова - Якова Федотовича. Тоже отличного воина и защитника Сталинграда.

Тот, в свою очередь, ожидания государства оправдал полностью – стал трижды депутатом Верховного Совета РСФСР от Новгородской области, секретарём райкома КПСС. Известно и то, что «именем Героя названо судно Горьковского речного пароходства»…

Таким образом, в итоге, нашего Павлова – иеромонаха / игумена / архимандрита Кирилла, будущего духовника трёх русских патриархов, власти оставляют в покое.

- В 1993г., в год полувекового юбилея Сталинградской битвы, - закончил свой рассказ Сергей из Иваново, - вместе с Патриархом Алексием Вторым он посетил Волгоград и дал интервью местному телевидению. И на его монашеском облачении скромно звенели боевые награды.


***
Ворота резиденции внезапно открылись. В них на большой скорости въехал из города кортеж: лимузин патриарха и две машины сопровождения. На заднем сидении сверкающего авто мы успели разглядеть и самого Алексия Второго.

Ворота также быстро закрылись и среди нас, чуть воспрявших духом, снова воцарилось напряжённое ожидание.


***
Из бревенчатого служебного домика вышла женщина. Монашеского облачения на ней не было, но вид она имела решительный и властный.

- Братия, - громко обратилась она к нам, мужчинам, - помочь надо. Пару человек ищу.

- Вот ты, - она ткнула пальцем в мою сторону, - иди, брат, помоги нам.

Я быстро перетаскал в домике какие-то грузы и подошёл к хозяйке.

- Слушай, - вдруг сказала она мне, - а ты не хочешь у нас здесь немного потрудиться? Во славу Божию. Оставайся здесь на недельку.

– Не, матушка, не могу, - ответил я, - мне на сборы надо, а затем и на соревнования.

К тому времени я ещё не вполне распрощался с одной липучей и духовно-вредной химерой – так называемым «спортом высших достижений». Мне ещё мерещились в нём какие-то высокие результаты и ради них я и собирался тогда попасть на тренировочные сборы в городок Воротынск Калужской области.

- Ну, и езжай!!! – решительно отрезала строгая матушка. Резко развернулась и ушла.

Слово «дурень» она при этом не добавила, но «между строк» оно прозвучало очень даже отчётливо. Во всяком случае, я его уловил.

Да, обидно! Но уникальный шанс попасть на территорию дачи патриарха и при удобном случае обстоятельно побеседовать со старцем, был упущен. И как потом выяснилось – навсегда…


***
Так и не вышел в тот день старец Кирилл для приёма верующих.

Однако, слабое утешение я всё же получил. И совсем с неожиданной стороны: вдруг, внезапно наступил момент, когда мои мозги словно раскрылись, голова просветлела и все посторонние мысли, словно мусор её покинули - буквально за один раз, за одно прочтение, абзац за абзацем, я выучил весь длиннющий Символ веры. И это было чудо!

Удивительно! Может ради этого отец Кирилл и позвал меня приехать в среду?..