Подарок судьбы - калейдоскоп моих воспоминаний

Элеонора Панкратова-Нора Лаури
 1991 год .Моя , вторая   зарубежная  поездка .Наконец-то можно принимать приглашения и ездить  на конференции и тд . Моя коллега из Голландии ( познакомились на конференции   в  Норвегии год  назад ) скандинавистка Антонин Шульц пригласила меня прочитать  несколько лекций в  университет города  Гронинген, где   была лектором , доцентом.  Тамошняя скандинавская кафедра имела очень хорошую репутации по всему миру , впрочем до нас, варящихся  здесь. в собственном соку  доходили очень приглушенные импульсы оттуда).
    Во всех отношениях это было прямо-таки настоящим счастьем  на тот момент . И  рассказать  коллегам как мы тут у нас изучаем норвежскую литературу, какие книги издаём и переводим …какие-то деньги заработать , и кусочек  Европы,  наконец ,увидеть . Голландия, страна известная мне в основном  по книжке Додж Мэри Элизабет Мейпс « Серебряные  коньки» и по репродукциям  старинных картин голландских художников    меня не разочаровала…
  Рухнул  железный занавес , но и привычная жизнь тоже .Всё развалилось ,  всякие научные институты замерли , сотрудники не получали зарплату ,муж потерял работу, сын - студент ( правда всегда работал -  подрабатывал так или иначе , учась на дневном, в МЕДИЦИНСКОМ  ). Но не об  этом …  Прочитала я  в течении  нескольких дней  свои  лекции получила деньги . И вот  из деревни  Роден (  где я жила в доме у Антонин ) радостно  направилась на автобусе в Гронниниген за покупками. Моя Антонин был в этот день где-то по своим делам. Я, честно говоря, люблю  больше всего одна ходить , хочется всё разглядеть ,  самой ощутить  атмосферу места  и не отвлекаться на некоторые  разговоры , которые, порой, исключительно из вежливости приходиться поддерживать…
 Сижу в автобусе смотрю в окно . На какой-то остановке рядом со мной садиться  старушка, тоненькая , голубоглазая , белоснежно -седая ….
 Через окно вижу, собираются  тучи, возможно будет  дождь , но я в куртке ,  и меня это не волнует .Гронинген  город небольшой и магазинчики расположены все очень близко один от другого. Старушка  обращается ко мне по- голландски , я отвечаю ей по- английски. Она   ахает, взволнованно говорит, что сама в свое время училась в Англии, а я, наверное, из Оксфорда к  ним  приехала( да, мой английский немножко такой выспаренный,  именно по учебникам Хорнби “Oxford progressive English for adult  learners”  изначально его постигала с частной преподавательницей  незабвенной Анной Михайловной  ). Я рассказываю ей всё как есть . Она всплескивает  руками .  Надо же из России… По её радостному изумлению и суете  я чувствую, что сейчас  она будет пытаться меня чем то угостить , начнет  сувать мне какую-нибудь шоколадку  или  стремиться еще как-то помочь,/,выразить свое сочувствие   «жертве  коммунизма», такие случаи уже были…
 Она заводит разговор о погоде  и узнав , что я  собираюсь  пройтись по магазинам ) начинает рассуждать о том что я могу промокнуть . На что я возражаю , у меня куртка с капюшоном . Но не тут то было. Откуда ни возьмись, в  её руках появляется  какой-то большой ,  прямо-таки  масштабный, зелёный зонт  с деревянной громоздкой  витеиватой ,полированной ручкой , кажется она его лержала в проходе рядом с собой, наверное это зонт трость.
 Она  восторженно улыбается привстаёт с сидения  и церемонно  передает мне этот зонт  со словами  “May I  present  you   this  umbrella ” Я пытаюсь объяснять , что и куртка у меня надежная ( да ведь честно говоря я могла взять зонтик у Антонин , специально  не взяла  чтоб в руках больше покупок поместилось  )  и что я не хочу лишать её зонта.. Она сообщает  мне  что у неё и собственных  зонтов несколько , да  и в  доме престарелых, где она живёт,  их полно . По её отчаянному выражению  её лица что не взять этот зонт- преступление .
 Я беру зонт , эту обузу для моей приятной прогулки -шоппинга ( терпеть не могу этого слова внутри русской речи , но здесь уместно ), горячо благодарю   и пытаюсь шутить  , говоря ей что то вроде того что она настоящий Санта Клаус  ( тем более ,что тот изначально голландец -Sinterklaas), на что она  с обидой возражает , говоря что-то вроде того,что нельзя высмеивать  добрые поступки  Я раскаиваюсь , разговор  переходит в спокойное русло  и оставшиеся минут 10 поездки моя спутница рассказывает , что живёт в доме престарелых , а это она была  в гостях у сына с семейством .Собственно  неделю  опекала  внуков, пока , сын с женой ездили на неделю в Италию , внуки шаловливые( в её голосе восхищение ), теперь хорошо  передохнуть. .. Раньше она ездила к ним на велосипеде , а  теперь вот стала старше и на автобусе ездит …
 Это зонт я привезла в Москву , каждая вещь была важна и дорога, вспомните те времена , когда покупка джинсов или  даже того же зонта была у нас  событием  . Зонт   оказался ,несмотря на свой громоздкий вид , очень   лёгким , понравился мой маме  и долго служил ей . А теперь  уже много лет он  у нас на даче – в деревне . При проливном дожде ходим под ним  к примеру за молоком в соседний дом( там местные жители держат двух коров ) или в магазин  неподалёку , поминая добрым словом ту  неведомую старушку…( а еще я её вспоминаю глядя на этикетку молочных продуктов «Домик в деревне»  )