Медитативное чтение эпиграфа к книге Германа Гессе

Дебора Шемановски
24  .  04  .   2024  Медитативное  чтение  эпиграфа 
к  книге  Германа  Гессе  «  Игра  в  бисер  « .

ALBERTUS SECUNDUS
tract. de cristall. spirit. ed. Clangor et Collof. lib. l, cap. 28.
В рукописном переводе Иозефа Кнехта:
…   хотя то   , чего не существует на свете   , людям легкомысленным в   чем  -   то даже легче и проще выражать словами   , чем существующее   , для благочестивого                и добросовестного   историка дело обстоит прямо  противоположным образом  : нет ничего, что меньше поддавалось бы   слову и одновременно больше нуждалось бы                в том   , чтобы людям   открывали на это глаза   , чем кое  -  какие вещи   , существование    которых   нельзя ни доказать  ,      ни счесть вероятным   , но которые именно   благодаря тому  , что   благочестивые и добросовестные люди относятся
к ним как к чему -   то действительно существующему  , чуть  -чуть   приближаются к возможности существовать и рождаться .    Эпиграф  , которого  Гессе  отнёс  к  словам  несомненно  что схоластика   средневековья  , собирательному  образу  , названному  им  Альбертом  Вторым  .
Говорится  в    эпиграфе  об  онтологии  -  о  существующем                или  об  отсуствии  онтологии   -    несуществующем  .
О  том  , что  благодаря  благочестивым  и  добросовестным  людям  ,  которые  относятся  к  несуществующему  как                к  существующему  , чуть  - чуть  приближаются  к  возможности  существовать и рождаться  .
Отпущу  этот  эпитет  как  «  благочестивые  и  добросовестные  люди  «  к  тому  ,  как  Гессе  понимает  благочестие  и  добросовестность  .
Но  лучше  обращусь  к  тем  , кто  вырабатывал  понятия  без  их   онтологии  , как  бы  подвешенные  ни на  чём  , из  тех  ,  кому  отдавал предпочтение  Герман  Гессе  .
Посмотрим  , к  примеру  ,  то  ,  что  бессознательное                у  Юнга  берётся  ниоткуда  .  Об  онтологии  этого понятия  есть только  высказывания  Юнга  из его  дневника  -  « Красной  книги  «  , о  том  , что  , допустим  ,  архетипы  -  это  демоны  .
Джеймс  Хелман  , размышляя  о незаурядности  , говорит  о  том  ,  что  даймон  или  гений  выбирает  нас  для  своего проживания  ,  чтобы  мы   действовали  ради  него  .
И  тогда  именно  даймон  для  человека  становится  источником  человеческой  этики  . Даймон  по его словам  создаёт  глубокоукоренившиеся  характеры  человека  .
 А  уже  характер  -  это  судьба  , говорит  Гераклит  . Архетипические  черты  , за  которыми  стоят  даймоны  , или  звёзды  зодиака  .
О  чём  говорил  Юнг  .  Но  Юнг  завещал  не  открывать  его  дневник  до  определённого времени  .
И  , кроме  того  , Юнг  не рассуждает  об онтологии  демонов  .
Откуда  они  взялись  .  Не  открывает то  ,  откуда взялась  душа . Душа  у  Юнга  не  онтологична  .
Но несмонено  то  , что  Юнг  относится  к  несуществующему  как  существующему  ,  и  , по словам  Гессе  ,  это  позволяет  чуть  -  чуть  несуществующему  рождаться  .
То   есть  образовывать   воронки  в  уже  существующей  чёрной  дыре  .  Но  станет  ли  это  существующим  ?
По  определению  нет  .  Оно станет  симулякром  .
Эпиграф  Гессе  сочинил   сам  ,  и  отдал  перевести  друзьям  на  латынь  .  Он сам  изучал  латынь  и несомненно  , что  он  имел  друзей  , которые  проникли  бы  в его  мысль  , и  перевели  .
Я не  буду  обращаться  к  философии  ,  чтобы  поговорить  о  том  ,  что  действительно  существует  ,  и  более  о  том  ,  что  не  существует  .
Обращусь  к  Писанию  , очень  авторитетному  в  том  ,  чтобы  поговорить  об онтологии  .
Сам  Бог  Творец  говорит  Ною  «  …  и  истреблю  всё  существующее  ,  что  Я  создал  ,  с лица  земли  …»
То  есть  существующее  -  это  то  ,  что создано  Богом  .
Ибо  Он  Сам  от века  Сущий  ,  как  объявил  об  этом  Моисею  .
И  в  силах  создать  сущее  .
Псалмопевец   (  а  Псалмы  -  это  то  ,  что  люди  говорят  Богу  ,  но  не  только  ,а  то  ,что  Бог  слышит  , ибо  говорение  отнюдь не  гарантирует  то  ,что  будет  услышано  ,  и  так  с  обеих  сторон  , находящихся  в диалоге  с  Всевышним  )  восклицает  :  « Ты  любишь  всё  существующее  ,  и  ничем  не  гнушаешься  , что сотворил  , ибо  не  создал  бы  , если  бы  что  не  ненавидел  !  «    И  об  Аврааме  , отце  веры  сказано  :                «  как  написано  : Я  поставил  тебя  отцом  многих  народов  …  перед  Богом  , Которому  он поверил  , животворящим  мёртвых  и  называющим   несуществующее  как  существующее  …  «
То есть называть  несуществующее  существующим  присуще  Богу  Творцу  .  И  человеку  , созданному  по  образу  и  подобию  Божию  .О  творении  «  из ничего  «  говорит  Фома  Аквинский  , которого  называли  в  его времена  Сицилийским  бычком  ,  выходец  из  королевской  семьи  Неаполитанского  королевства  .
Он  -  ученик  Альберта  Великого  .  И  им  обоим  принадлежит  честь  внедрить изучение  Аристотеля  в  доминиканские  школы  . Доминиканский  орден  известен  тем  ,  что  создал    инквизицию  в  католичестве  .
 Альберта  Великого  Гессе  включил  в число  паломников                в  страну  Востока  ,  и  в  число  предшественников  Игры                в Бисер  .
Фома  Аквинский  говорит  о  том  ,  что  в  Боге  как  в  чистом  Акте   заключены  идеи  твари  ,  как  их  замыслил  Бог  в  их совершенном  виде  ,  а  созданные  из   материи  ,  явившейся                из  «  ничего  «  (  из  несуществования  )  ,  сами  твари  не  соответствуют   идеалу  , а  вынуждены  стремиться  к  нему      за  счёт  заложенной  в  материи потенциальности  .
Фома  Аквинат  пишет  :  «  Изменение  обретает  вид  и достоинство  не  от  того  «  от  чего  «  оно  ,  но  -  «  к  чему  «.
Эта  логика  Фомы  Аквинского  следует  из  учения  Аристотеля  о  том  ,что  при  изменении  важна  цель  и  конечная  точка  эволюции  . Бог  , Который  актуализирует потенцию  материи  ,  Сам  остаётся  лишённым  всякой  потенциальности  .
Ибо  актуальность  первее потенции  :  всё  то  , что  существует   лишь в возможности   , может  быть приведено                к  действительности  только  тем  , что  уже  актуально  .
Архетипы  созданы  демонами  , а  не  Богом  .
Поэтому  они  по большому  счёту  неактуальны  ,
Они не  были  созданы  Богом  .
Играть  же  в  бисер  , создавать  сущности  из ничего  , позволено  только  людям  ,а  не  ангелам  .
Не  демонам  в том  числе  .
Потому  что  , играя  , человек  может  уловить  законы  созидания  ,  лепя  из  глины  горшочки  , образно говоря  .
Под  наблюдением   Вселенной  .
Вселенная  -  только  зритель  , но не  наблюдатель  .
А  в  подлиннике  2  -  ой  книги  Маккавеев 7  :  28  сказано  :
«  мир  сотворён  не  из  ничего  ,  а  из  несуществовавших  . 
Но  существовавших в  потенции  .
И  актуализированных  Словом Божьим  .
 Человек  из  - за  своего  бессилия  может  лишь играть  в  то  ,  что  создавать  свои  идеализированные  формы  .
Из  -  за   бессилия  человека   они  могут актуализироваться  , но  при  этом  вызывать  у авторов  идеи  только  некоторую  оторопь  .
Это  -  реальность  .  Гегель    много  говорил  об  идеях  .
А  вот  что  вышло  у  его последователей  ,  которые  сказали  :
«  Хватит  говорить  ,  пора  действовать  .  «  и  называет  Гессе  существующим  .  Вышедшим  из  человеческой  идеи  , за  которыми  часто  стояли  условные  «  коты  Муры  «  , Гессе  называет  существующими  , но  отказывается  их описывать  .
Он  немец  .  Он честно  описывает  и  действительность  ,                и  то  ,   что  за  ней  стоит  .  А  Гегель  честно  пишет о  том  ,  что мировой  крот  , слепой  и  вышедший  из подземелья  на  поверхность  -  это  тоже  существо , но    в  виде  прусской  монархии  .  Что  может  выйти  из подземелья  , можно себе  представить  .  Гегель  -  наблюдатель  .
Но  дела  человека  по Писанию  могут  быть сделаны  как  из  соломы  , так  и  из  золота  и  серебра  .
Дела  , сделанные  из  соломы  , сгорят  .
Но  делающие  дела  из соломы  . спасутся  , но как  бы  из  огня 

И  ещё  я  подумала  о  том  ,  что  земля  может  быть гигантской  чёрной  дырой  .
И размышляла  об  этом  ,  чтобы  представить  существующее  в  ней  . По теории Эйнштейна  :  если  чёрная  дыра  вращается  достаточно  быстро  ,  то  она   способна  заставить  пространство  вращаться  .  Про  игру  в шар , описанной  Николаем  Кузанским  ,   я  подумала  таким  образом  :
Общая  теория  относительности  говорит  о  том  , что  как  только  объект попадёт  за  горизонт  событий  ,  он  будет  двигаться  только  к  центру  чёрной  дыры  -  сингулярности  ,  где  будет полностью  уничтожен  . В  этой  точке  сингулярности  гравитациооное  притяжение  бесконечно  ,                и  все  законы  физики  в  ней  перестают работать  .
Общая  теория  относительности говорит  о  том  ,  что                во  Вселенной  есть места  , где  гравитация  становится  бесконечной  ,  и  пространство  - время  заканчивается  .
Хорошо  то  ,  что  У  Бога  в  недосягаемом  для  человека  месте  есть  идеи  нас  всех  ,и  даже  , если  мы  окажемся  в  тех местах  , где  бесконечная  гравитация  просто  уничтожит  нас  , Бог                в силах  сделать нас  существующими  ,  у  него есть  чертежи  -  идеи  нас  ,  которых  задумал  Бог  ,  и  необходимо  только стремление  к  Нему  ,чтобы  состояться  .
Но  даже  Эйнштейн  соглашался  ,  что  это  ограничение  общей  теории  относительности  -  результат  того  , что в ней  не  учитывается  квантовая  механика  .
Пространство  - время  в  теории  относительности  Эйнштейна  -  это ткань  , которую  можно  делить  на  такие  мелкие  части  , которые  мы  хотим  .
Это  по  большей  части  обусловлено  сингулярностью  ,  где  гравитационное  поле  становится  бесконечным  .
В  петлевой  квантовой  гравитации  пространство  - время   
обладает плиточной  структурой  , его нельзя  разделить меньше  самого мелкого  сегмента  .
Это относится  и  к  чёрным  дырам  , а гравитация  предсказывает  воронку  в  другое  ответвление  пространства  -времени  .  Есть !  есть выход  даже  из самой  безвыходной  ситуации  . И  ,  хотя  эти построения  -  игры  человеческого  ума  ,  составление  общего  из  бисеринок  формул  , но  оно  есть  и  действует  !  Плиточные  единицы  геометрии  (  известные  как  квантовые  возмущения  :  точные  математические  формулы  , предсказывающие  их  поведение  .
И  тут  появляется  фигура  Наблюдателя  .
В  эпиграфе  он  -  добросовестный  и  благочестивый  историк  .
В  отличие  от легкомысленных  , которые  могут описать  только  существующее  . 
Так  вот  , только  Наблюдатель  может обеспечить  переход  квантовых  вероятностей  к  макроскопической  реальности  .
Например  , патриарх  Ной  и  был  тем  Наблюдателем 
( при  потопе  -  мабуле  )  ,  преобразующим  рождающую  новую  Вселенную  уже  в  знакомый  нам  мир  .
Появилась  новая  модель  Вселенной  с  тёмной  энергией  ,  согласно  которой  наша  реальность  находится  на  расширяющемся  пузыре  в  другом  измерении  .
Вот  что  делали  те  ,  с кем  Бог  заключал  Свой  завет  .
Они становились  наблюдателями  , без  которых  идеи  бы  не  актуализировались  . Вот  что  делают  верующие  в  Иисуса  Христа  !  Не  просто  просиживают  скамейки в церкви  .
А  через  свои  молитвы  , исполненные  веры  , меняют  действительность  .  Актуализируют  её  , как  свидетели  , наблюдатели  .  А   Гессе  ,и  Юнг  ,  и  Ницше  пытаются  не  допустить  Апокалипсис  , останавливают  время  буквально
И  Бог  позволяет  им  .  И  потому  время  Второго  Пришествия  Иисуса  Христа  замедляется  . Он ждёт  ,  пока  и они  скажут  : 
«  Её  , гряди  ,  Господи  !  Маранафа  !  «  .
Он  не  хочет  ,чтобы  они  погибли  .
И  может  быть поэтому  я  пишу  о  них  .
Это как  молитва  .  Которую они  слышат   языком символов  , понятных  им  .  Написанное  мною не  бессмысленно  , как это может показаться  .  Я  верю в   это  .
Когда  же  у  учёных  идут разговоры  о  расширении  Вселенной  , у  них часто возникают  мысли  о  том  ,  что  это  происходит  быстрее скорости  света  . Да  , да  !
И  они  мыслят  не  словами  ,  а  формулами  .
Потому  что  относительсность  измеряет  относительное  движение  между  двумя  объектами   в одной  точке 
в  пространстве  и  времени   .И  это  трудно выразить словами 
То есть  пространство  не  расширяется  с  какой  -  то  конкретной  скоростью   , а  скорее  с  определённой  степенью  :
Со скростью на  единицу  расстояния  .
Что касается  математических  формул  , то  у  меня  есть  опыт  не успевания  за  мыслью  , выраженной  формулами  .
В  начале  90  -  х  годов  были  немыслимые  ранее  собрания  .
Например  ,  я  ходила  на  семинары  Ефима  Свирского  ,где  вопросы  и  ответы  воспроизводились  с  помощью  формул  .
Тогда  я  только наслаждалась  красотой  мысли  .
Я  ещё  не  успевала  осознать  вопрос  , как  уже  шёл ответ  .
Спорящие  сражались  на  доске  с  помощью  формул  .
Позже  ,   в  клубе  Серафимовича  я  сотояла  в  обществе  креационистов  ,  и  мне  даже  приходили  открытки                с  приглашениями  .  Выступающие  со   степенью 
делали  доклады  .  Обсуждение  велось  с  помощью  диспутов 
Это  было очень похоже  на сражения  ,  выступали  и  член  коры  Академии  наук  .  Я  сидела и  только  с   трудом  следила  за  красотой  игры  . Я  мыслила  словами  .
 Может  быть  поэтому  я   поступала  , но не поступила                на отделение  биохимии  2  -го  медицинского  в  Москве  .                Моя  ошибка  была    и  в том  , что я написала  , что нуждаюсь                в общежитии  .  Как  мне  сказали   .
Но на  второй  год  я  не поступила  даже  на  рабфак  . 
Уровень  у  меня  снизился  ощутимо  .
Но  для  строительно  - технологического  факультета  МИСИ  хватило с  избытком  .  Так  вот  ,  я  хотела  стать генетиком 
И  один кандидат  наук  сделал  доклад о так  называемых 
«  текстах  ДНК  «  ,  которые  иногда  уходили  при  погружении  в  воду  .  Я  тогда  подумала  о  проклятиях  , которые  уходят  при  погружении  в воды  крещения  ,   при  обладании верой  .
И  гены  разбросаны  по всей  длине  хромосом  наподобие  бисера  на  нитке  .  И  здесь  Игра  в  Бисер  .
ДНК  состоит  из двух  закрученных  спиралей  , нечто  подобное  закрученной  застёжке  - молнии  . Одна  сторона  «  застёжки  ДНК  «  -  смысловая  цепь  -  обеспечивает  правильную  последовательность  для  протеинов  . Дополнительная  цепь  -  «  несмысловая  «  цепь  .
Притом  РНК  -  РНК  взаимодействия  , способные  приводить                к  апоптозу  (  запрограммированная  смерть  клетки  ) .
Только прислушайтесь  к  игре  символов  .
Апоп  -  древний  змей   ,  включён  в  цепочку  букв  , образующих  слово  .  Для  несуществования  .
Неоформленная  материя  - есть  мир  квантовых  полей                и  элементарных  частиц  .
Неоформленный  мир не  может  быть помыслен  . 
Не  может  быть  познан  интеллектом  .
Он  может  быть познан  только  в  виде  интуиции  или  прямого видения  . Выход  за  пределы  логики  ,  туда  ,  где  возможен  лишь  опыт  личной  встречи  с  непознаваемым  Бытием  , где  лежит начало метафизики  , которое  есть  полагание  начальных понятий  ,  категорий  и аксиом  . То есть  опыт  познания  Бытия  -  именно  что  существующего  хотя                бы  в  виде  потенций  , возможен  лишь  при  выходе  за  пределы  понятийного  мышления  , то есть  при переходе  во внутренне  безмолвие  ,  которое  является  воротами  в  трансцендентный  ,  в  неоформленный  мир  чистого  бытия  .  По  Хайдеггеру ,  который  в отличии  от  Гессе  , Ницше  и Юнга  - католик  .
Это  значимо  . Другой  строй  мысли  . Другие  понятия  .
По  Хайдеггеру   Ничто  может открыться  человеку                в    состоянии  ужаса  , когда 
«  ужас  уводит  у  нас  землю  из  -под  ног  , потому  что  заставляет  ускользать  СУЩЕЕ  в  целом  . « 

Это такой  ёмкий  эпиграф  .
И  голос  Германа  Гессе  , как  бы  слышный  из потустороннего  мира  ,  до сих пор говорит с  нами  .
Его  цель  :  соединить  искусство  с  магической  силой  , свойственной  формулировкам  точных наук  .
Наша  цель  :  решить  ,  станут  ли  они  нашими целями  .
Для  этого  и  существует  медитативное  чтение  .
Часто  это  решение  происходит  для  нас  неосознанно  ,                в  глубине  наших  предыдущих решений  ,и  , что  немаловажно ,                в  глубине нашего предназначения  …