Принцип дополнительности в науке и религии

Сергей Горский Москва
Из парадоксов квантовой механики Нильс Бор в 1927 году вывел небезызвестный принцип дополнительности, согласно которому любое явление необходимо рассматривать как единство противоположностей. И этот принцип требует новых логических подходов.

Что такое электрон: волна или частица? По логике Аристотеля с её законом исключённого третьего — либо одно, либо другое, а третьего не дано — ответа не найдешь никогда.

А если исходить из квантовой логики и принципа дополнительности, ответ таков: и то и другое, и волна, и частица.

Если же исходить из буддийской многомерной логики, то ни то ни другое: ни волна, ни частица. Это нечто третье, некая иная реальность, которая не является ни тем ни другим, ни волной, ни частицей, но в разных опытах проявляет то волновые, то корпускулярные свойства.

Этот физический принцип имеет гораздо более широкое философское поле применения. Через единство противоположностей и их взаимную дополнительность необходимо рассматривать такие диаметральные противоположности, как сознание и материя, Дух и прах,  жизнь и смерть, чёрное и белое, добро и зло, свет и тьма.

Нечто подобное можно при желании заметить и в духовной жизни Земли. Два великих, но диаметрально противоположных духовных потока взлелеяли два диаметрально противоположных вида религий — авраамические (иудаизм, христианство, ислам) и дхармические (индуизм, буддизм, джайнизм) — и сопутствующие им различные культуры и цивилизации. 

Христианство и буддизм являются ярчайшими представителями двух антагонистов  — Запада и Востока:

             О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
             Пока не предстанет Небо с Землёй на страшный Господний Суд.

Эти великие религиозные учения являются такими же антагонистами, как и корпускулярные и волновые свойства элементарных частиц в квантовой механике. Так, в христианстве всё вращается вокруг Бога-Творца, который попутно является Вседержителем и Правителем мира, а человек обладает свободой воли (в католичестве и христианстве) и у него есть  нетленная душа, которая после смерти человека либо в рай, либо в ад.

В буддизме ничего подобного нет и в помине! Нет ни Бога, не нетленной души, ни свободы воли. Зато в буддийском мироздании и мировоззрении есть вполне рациональные законы сансары и кармы, при наличии которых Бог — Творец, Вседержитель и Правитель мира — является, по меткому выражению  выдающегося религиоведа и востоковеда Евгения Алексеевича Торчинова, «архитектурным излишеством». Есть ещё Пробуждение от грёз сонного царства сознания, в котором пребывают все живые существа, обладающие психикой. Есть Освобождение от нескончаемой череды жизни-смерти, исполненной страдания, всех простых смертных, подданных сонного королевства кривых зеркал сознания.  Есть и состояние нирваны, блаженного покоя, которое обретают Пробуждённые из сонного царства сознания (Будды), достигшие Освобождения от круговерти жизни-смерти.

Принцип дополнительности Бора и буддийская логика заставляют предположить, что за корпускулярно-волновым дуализмом квантовых объектов скрывается некая иная реальность, которая и проявляет себя то как волна, то как частица. Именно такой подход может оказать помощь в разрешении загадки корпускулярно-волнового дуализма.

А не поможет ли он и в случае духовного дуализма двух религий, одна из которых является авраамической, а вторая — дхармической? Как в физике под пеленой диаметрально противоположных свойств квантовых объектов просматривается некая иная, неведомая современной науке физическая реальность, так и в религии под пеленой диаметрально противоположных доктрин и догм просматривается некая иная самотождественная духовная реальность:

«В целом же сущность религий всегда оставалась самотождественной, менялись лишь явления этой сущности, точнее — культурно-исторически обусловленные формы выражения этой сущности — доктрины и теологические системы, культы и ритуалы, мифы и образы, как если бы один и тот же человек попеременно появлялся то в одном, то в другом одеянии, то в маске одного фасона, то другого»  (Е.А. Торчинов «Религии мира: опыт запредельного»).

Много веков назад в Индии и Иудее, которые служат колыбелями буддизма и христианства, родились 2 разных человека, которые оставили после себя неизгладимый след в истории. Они были первыми социальными революционерами,  они были еретиками, они проповедовали новую, непонятную и неприемлемую борьбой за выживание нравственность и этику, они оба звали к спасению. Но каждый по-своему.

Один говорил, что спасение — это плод личных усилий каждого человека, познавшего 4 благородные истины и избравшего благородный срединный восьмеричный путь к спасению, ведущий в нирвану. Никто не даст избавления от кабалы страдания сансары: ни Бог, ни царь и не герой.  Добьёшься ты Освобождения (из пут сансары) своею мудрой головой. Булыжник — оружие пролетариата — тут не поможет.

Другой утверждал, что он пришёл, чтобы спасти званых и избранных посредством своей Божественной жертвы. Он пришёл, чтобы утвердить своё царство, которое не от мира сего — Царство Божие. Утверждение этого царства явится вершиной вселенской, земной и человеческой истории. Это финал-апофеоз, после которого человеческая история заканчивается раз и навсегда победой сил жизни, вечности, Бога над силами смерти, тления, Сатаны.  (Привет Фрэнсису Фукуяме с его «Концом истории»!) Это путь к «земле обетованной», к граду Божьему, к миру Богочеловечества, который не может быть достигнут без искупительной Божественной жертвы, без подвига Спасителя, жертвующего свою Божественную Жизнь во имя жизни на Земле.

А не являются ли эти два разных человека, оставившие после себя два диаметрально противоположных религиозных учения о спасении, яркой демонстрацией дополнительности и единства в противоположности, «как если бы один и тот же человек попеременно появлялся то в одном, то в другом одеянии, то в маске одного фасона, то другого»?

И что является той самой иной духовной реальностью, самотождественная сущность которой проявляет себя в различных учениях как две диаметральные противоположности: монотеизм христианства и атеизм буддизма?


             Продолжение следует:


             24 апреля 2024 года