друзья

Алексей Иванов-Уситовский 2
Друзья
Рассказ
  Институт  в  начале апреля   выделил мне место  в студенческом общежитии. Поселили меня к старшекурсникам, к Леониду и  Максиму. Их однокурсник  Вадим, что ранее проживал в этой комнате, женился. Он  жил с женой  в пригороде Ленинграда в квартире родителей  супруги.
 Я быстро  влился в их маленький коллектив. Ребята оказались компанейскими. Большую часть внеурочного  времени  они  посвящали  изучению материала, который им объяснял на лекциях преподаватель. Кроме конспектов  студенты   читали специальную техническую литературу.  Своё пристрастие к чтению специальных книг они  разъясняли таким образом, что в  научной литературе  многие вопросы  изложены  проще и более подробно.  Знания, полученные из двух источников, лучше запоминаются и откладываются  в головной коробке  на долгое время.
  По их примеру  я записался в институтской библиотеке и получил там   рекомендованные книги, которые помогли мне успешно сдать экзамены за второй семестр.   По некоторым предметам мои конспекты были неполными, так как я не успевал записывать все пояснения лектора.
 На лето студенты четвертого курса разъехались по производственным практикам. Друзья Вадим, Леонид, Максим  проходили практику на соляных рудниках в городе Соликамске. Их практика приближалась к завершению. В производственном отделе комбината они получили  необходимые документы нужные для написания отчета по практике.
    Субботний вечер, тихий, относительно теплый  пригласил их на прогулку по городу.  До этого практиканты  немного выпили, счастливые и веселые гуляли по центральной улице и свернули  на аллею, ведущую к танцевальной площадке, туда, где играла музыка.
 По пустынной тропинке навстречу им шел пожилой мужчина. Его шатало,  говорил сам с собой, выпил лишку.
 - Дай! Закурить! -  просипел прохожий.
 - Не курим.
 - Не смолите, а табаком воняете.
 - Иди своей дорогой.
 - Ты мне не указывай. Мой город!  Где хочу там и шагаю.  Вы инородцы.
- Мы студенты на практике.
-Догадываюсь, маменькины сосунки.
  Прохожий замахнулся или его качнуло так, чтобы сохранить равновесие  он  взмахнул рукой.
  Вадим, имеющий первый разряд по боксу, с первого удара правой рукой уложил старика на асфальт  дорожки. Молодые люди после происшествия продолжили свой путь.
 Прохожие, что издали, видели ссору, подошли к старику и попытались его поднять и посадить на скамью, стоящую рядом.   Они убедились, что старик не  дышал и вызвали скорую помощь и милицию.
Медики констатировали  смерть от удара головой  о поребрик дорожки. Удар кулаком по голове свалил его с ног.
 На следующее утро милиция задержала  парней. Первоначально  Вадим сознался в том, что он ударил старика. Показания других участников происшествия были противоречивые,  путаные. Директор рудника позвонил знакомому,  отцу Вадима, который быстро прилетел в Соликамск.
  Отец  во время свидания   объяснил  студентам. Лучшей вариант для них, когда  один из друзей возьмет вину на себя, следствие не будет квалифицировать драку групповой. Защищаясь, он нанес удар по голове, который привел к трагическим последствиям. В этом случае  непреднамеренное, случайное  убийство.  Его  осудят условно, или дадут несколько лет «химии».
   Из лучших побуждений вину по убийству старика  взял на себя Леонид. Он тайно любил жену Вадима и понимал, что она будет страдать, узнав, что её муж осужден.
  В городе Соликамск состоялся суд, который оправдал Вадима и Максима. Леонида осудили на 8 лет лишения свободы. Он провел в тюрьме 6 лет и за хорошее поведение  был досрочно освобожден. Встретился я с Леонидом  в городе Ленинграде случайно на Васильевском острове у пивного ларька, размещенного рядом с Андреевским рынком. Он проживал на Большом проспекте и гулял.
  Леня узнал меня. Обменялись любезностями. Он выглядел старше свих лет, на голове просматривались седые пряди волос, но улыбка и голос сохранились прежними. В толпе я  не опознал бы его.
    Он пояснил о тюремной жизни. « В первые годы было  очень тяжело, настроение подавленное, все раздражало.  Временами такая тоска, безнадега находила, что в голове возникали мысли  о завершении земной жизни. Там в тюрьме меня поддерживали письма  с воли. Их регулярно писала мама, а также друзья Вадим и Максим. Иногда мне приносили письма от Светы жены Вадима. Они всегда, наполненные жизненной  радостью, позитивом, успокаивали, вселяли уверенность.  Затем смирился с тюремным бытом, привык. В конце срока назначили бригадиром на стройке».
 -Ты то, как поживаешь? – спросил Леонид.
 « Кратко.  После института, два года в Советской Армии. Командовал огневым взводом.  Демобилизовался и уехал в Казахстан.  Работал на заводе  два года мастером  по ремонту горных машин.  Сейчас живу в городе Пскове, женился».
  - Поздравляю!  Я тоже  недавно оформил свой брак  со Светой, бывшей женой Вадима.
- Помнишь Светочку, что иногда приходила с Вадимом в комнату общежития.
 -Нет! Не припоминаю!
- После окончания института  Вадим с женой и маленьким сыном уехали на Урал. Три  года назад Вадим погиб на рабочем месте в карьере.  Тогда он возглавлял ремонтную службу  рудника. На участке по добыче руды вышел из строя, поломался экскаватор.  Механик Вадим,  к неработающему экскаватору,  решил быстрее добраться и на месте организовать ремонт. Он встал на подножку карьерного самосвала, машину тряхнуло. Ты знаешь дорога в карьерах не городской асфальт.  Вадим не удержался и упал прямо под задние колеса самосвала. Похоронили его на родине. О трагедии написала Света. Так в жизни получилось, что  кроме Светочки  я никого больше не любил.  Отсутствовала возможность. Из тюрьмы я приехал к ней. Стали вместе жить. Расписались. Сейчас воспитываем двоих детей: Ивана и Наташу.  Вот такая у меня судьбина – с грустью признался  Леонид.
 Помолчали.
  - У Максима  все хорошо. Окончив институт,  служит  в рядах Советской Армии, капитан, командир батареи. Женился, имеет дочь. Такая у него жизнь - закончил рассказ Леонид.
 Апрель 2024г.                Алексей Иванов – Уситовский 2