Ритуальные смерти - что это и зачем

Дара Панда
Ритуальная смерть – частое явление во многих культурах и традициях.
Она является частью инициации.
Она используется, как своеобразная черта между «прошлым и будущим», «старым и новым».
Она пугает и притягивает.
Что же она на самом деле такое?
Давайте разбираться!
• Вопрос, который волнует многих: нас реально убьют?
Ответ: В том смысле, в котором вы это произносите – нет. :)
Никто не будет по-настоящему перерезать вам горло, если вы только не к безумным адептам попали, конечно, закалывать ножом и так далее.
Тем не менее, «менее настоящим» происходящее это не сделает – вы можете не «ожить»: потеряться, сойти с ума, получить тяжелую болезнь и много ещё всякого интересного.
• Тогда ради чего это всё? Стоит ли «игра свеч»?
Смотря к чему вы стремитесь. Что вы хотите получить, когда участвуете в этом ритуале? Ответьте себе на этот вопрос и, исходя из ответа, принимайте решение для себя. Универсального ответа нет.
• Что будет после смерти?
Ваш уникальный эзотерический опыт. И вы его не обязательно запомните.
У Мирча Элиаде в книге «Шаманизм. Архаические техники экстаза» описывается множество вариантов шаманской трансформации и инициации в разных традициях – и, хотя общие детали совпадают, многие – отличаются. Кто-то из шаманов, возвращаясь, утверждает, что всё забыл, а кто-то может в деталях вспомнить, как ему заменили внутренние органы.
• Ритуалы – это всё так далеко… Зачем обычному человеку всё это знать?
Если вы родились в России – то вы, вероятно, уже пережили опыт подобного ритуала: крещение – тоже ритуальная смерть.
Как и, например, постриг в монахи - человек «умирает» для внешнего мира.
• То есть отголоски этих ритуалов есть прямо в обычной жизни людей?
Да. Помимо крещения, которое многие делают больше «по традиции», чем очень осознанно – в самых разных формах смерть присутствует в нашей жизни.
Известный почти каждому психологический приём – порвать/сжечь фото человека, который разбил вам сердце: никто по-настоящему не умрёт, но вы сознательно уничтожаете часть прошлого, символ, заключенный в фотографии.
Кроме того, психиатр Станислав Гроф успешно применял «психоделическую терапию» - выводил пациентов в изменённое состояние сознания и лечил через проживание ими выходящих за рамки обыденности эмоций, в том числе, смерти – и добился уникальных результатов!
• Но для чего всё-таки нужно ритуально умирать, если ты, объективно, здоров?
Один из ключевых факторов, объединяющих опыт разных народов и культур в том, что касается смерти – факт того, что почти всегда она помогает открыть/увеличить эзотерические способности и проявления. При условии вашего возвращения к жизни, конечно.
• Но ведь в магии всегда есть некий обмен? Этих ритуалов правило тоже касается?
Да. «Ничто не появляется из ничего.» © М.В.Ломоносов
Но об этом – следующий вопрос.
• Если всё так хорошо – может, есть смысл практиковать подобные ритуалы как можно чаще? Больше опыта – больше силы – больше возможностей получать ещё больше опыта?
И вот здесь есть очень важный момент. Ты всегда меняешь что-то на что-то.
Даже вне эзотерики: любое твоё действие или бездействие = жизненный опыт.
Для наглядности примера – опишу образно:
Твоя личность, условно – башенка. Из кирпичей.
Каждая смерть - ты берешь из башенки кирпич и меняешь его на нечто совершенно иное. Например… Шар из полимерной глины.
Он красивый, яркий, но из него надо слепить кирпич и запечь – и тогда у тебя будет крепкий, надежный новый элемент твоей башни.
Иногда тебе в обмен дают уже слепленный кирпич – но его всё равно нужно запечь и надежно закрепить в конструкции.
Даже если дадут запечённый – этап закрепления в конструкции никто не отменял. Сами. Только сами. Ручками.
Если же ты будешь часто вытаскивать кирпичи – ты не будешь успевать лепить, выпекать, укреплять новые, яркие и красивые.
Кроме того, башня требует ухода – ремонта, покраски стен, подмазать глиной/цементом, если внешние бури где-то что-то повредили, и так далее.
А ты только кирпичи вытаскиваешь и кое-как полимерные комки на их место пихаешь.
А если кирпич несущий вытащишь из конструкции? Рухнет башенка.
Кирпичи, кстати, не обязательно «далеко» менять – может, ты их с соседом обмениваешь и даже видеть их в его башне будешь. Но вернуть не сможешь.
Говоря без метафорических образов: с каждой смертью, какая-то часть тебя уходит в прошлое, и ты не то чтобы сильно можешь влиять на то, какая именно. Хорошо, если можешь. Но это далеко не всегда возможно.
Ты сохраняешь память о том, как это было.
Ты не можешь туда вернуться.
Новый опыт требует «переваривания» - осмысления, обработки, принятия, внедрения.
Это именно тот случай, когда, беря количеством, ты теряешь в качестве.
Можно нахвататься инициаций от всех вокруг – а потом сидеть и не понимать, как разгребать всё свалившееся.
А можно и уехать в ближайшую психиатрическую лечебницу, спровоцировав острый психоз.
Или вообще навсегда потерять рассудок.
Кстати, от «стажа» практики это не всегда зависит – конечно, с опытом становится немного проще, но тем не менее, поддержка баланса – это на всю жизнь, если в магию пришёл. Здесь ставки очень высоки.
И, конечно же, нельзя забывать об «уходе за башней» - ваше тело. Еда, полноценный сон, физическая активность, встречи с друзьями, родственные связи, дом, куда хочется возвращаться – это очень важно, чтобы сохранить психику в устойчивом состоянии.
Даже после простого «погружения в смерть», которое иногда используется, как техника восстановления, может быть плохо, если ты в моменте к ней не готов или тот, кто ведёт, не до конца готов кого-то куда-то водить.
Уйти в транс и не вернуться – не очень весело и прикольно, честно.
Хорошо, если вернут.
А если нет? :)

Подводя итог: думайте, что и зачем вы делаете. Всегда думайте. Думать вообще полезно.
Слушайте свою интуицию.
И даже если у вас самый потрясающий и невероятный наставник – думайте. Слушайте. Ваша жизнь – в первую очередь ваша.





Сведения о С. Грофе взяты из википедии.