Дед

Эльмира Азизова
Анна снова наполнила пластиковый стаканчик водкой, выпила и продолжила свою речь. Она говорила и говорила, обращаясь поочередно то к фотографии отца, то матери. Вытерев кулачком слезы, отошла за ограду и громко высморкалась.

Вернувшись, продолжила свой монолог.

-Может, не надо больше, дочка? Им ведь нелегко сейчас. Они слушают тебя , и им вдвойне тяжело, что ничем не могут помочь. Ты почитай молитву.

Анна обернулась и увидела седого мужчину, державшего в руках букет луговых ромашек. Он прошел за находившуюся рядом ограду, недавно выкрашенную в синий цвет, налил в вазу воды из пластиковой бутылки, которую держал в руке, и сменил высохший букет на свежий.

-Снова ромашки?-Неожиданно для себя спросила Анна.

-Это были любимые цветы моей жены,-ответил с печалью в голосе мужчина.

Надо отметить, что Анна была очень любопытной, хотя не признавалась в этом и говорила, что просто любознательна.
Мужчина бережно подправил цветы и, вздохнув, посмотрел на фотографию красивой женщины. Анна сделала вид, что наводит порядок на могилах родителей, а сама навострила уши и слушала, что говорит мужчина.

- Здравствуй, любимая. Вот и наступил очередной день твоего рождения. Прошло несколько лет с того дня, как ты ушла, оставив меня одного. Я очень скучал, но чувствовал, что ты незримо всегда рядом.

Анна не хотела ему мешать своими вопросами и продолжала уборку на могиле родителей.

Вскоре мужчина окликнул ее.

-Дочка, подойди сюда, пожалуйста.

Они выпили и немного поговорили ни о чем. Анна не выдержала и поинтересовалась:

-А как вы познакомились со своей женой?

-Как познакомились?-Переспросил мужчина.-О, это была удивительная встреча.

В то время Василий работал на объекте в пригороде. Дело было в воскресенье, и он ехал на два дня домой. Поглядывая на часы, парень быстрыми шагами направлялся на станцию. Если сейчас он опоздает, то следующую электричку придется ждать тридцать минут.

По лестнице перед ним на платформу поднималась девушка. Лица ее разглядеть не получилось, а вот фигура была ладная. На левом плече у нее висела дамская сумочка, а правой рукой она держала увесистый черный полиэтиленовый пакет.

Послышался сигнал приближающегося поезда. Мимо девушки промчался слегка полноватый мужчина, державший в руке несколько тонких реек, перетянутых скотчем. Он задел ими пакет девушки и, не останавливаясь, побежал дальше. Пакет неожиданно порвался, и на платформу упали какие-то маленькие свертки и большие красные яблоки.

Девушка ойкнула и в замешательстве остановилась, не зная, что делать. Тревожно засвистел сигнал электровоза. Василий подскочил к девушке и ,открыв свой полупустой рюкзак, стал запихивать туда рассыпавшиеся продукты.

-Давайте сюда положим, позже разберемся.

Девушка вначале не поняла, что делает незнакомый парень, потом сообразила и стала помогать. Они успели забежать в электричку в самый последний момент.

Отдышавшись, устроились на свободных местах, и, взглянув друг на друга, одновременно стали смеяться. Василий вспоминал, каким было выражение лица девушки, когда она увидела, как он стал закидать продукты в свой рюкзак. Они познакомились и разговорились. Девушку звали Марина. Она училась в городе в политехническом институте.

Парень проводил ее до самых дверей комнаты в общежитии. Там он выложил продукты на столик и хотел уйти, как соседка по комнате его новой знакомой предложила выпить с ними чаю. Отказываться парень не стал, ведь Марина понравилась ему.

После чаепития он собрался уходить. Девушка пошла его провожать до выхода. Василию не хотелось расставаться с ней, но было уже поздно. На его предложение увидеться через пару дней девушка ответила согласием.

Эти встречи стали началом большой любви двух молодых людей. Они поженились. Вначале Марина родила дочь, похожую на себя, а через три года на свет появился сын, Дима.

Повзрослев, дочь вышла замуж за своего одноклассника-военного и уехала вместе с ним на Дальний Восток. Сын учился в училище, когда Марина стала жаловаться на боли в ноге. Василий настаивал на том, чтобы она обратилась к врачам, но жена оттягивала этот визит. Наступил день, когда Василию позвонили с места ее работы и сообщили, что Марину увезла Скорая. Больше увидеть жену живой ему не довелось-произошел отрыв тромба в ноге, и врачи не смогли ничем помочь.

После похорон Василий потерял всякий интерес к жизни, он словно похоронил себя вместе с женой. Сам он в это время был на пенсии, как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Целыми днями он сидел у окна и смотрел на улицу, отказываясь есть и пить.

Дима пытался поговорить с отцом, но сталкивался с глухой стеной отчуждения. Не выдержав, сын ушел из дома, хлопнув дверью. Его не было два дня. Вернулся он не один. С ним была худенькая девушка невысокого роста. Дима представил ее отцу, как свою невесту.

Таня (так звали невесту сына) навела в квартире порядок, приготовила обед. Она разговаривала с Василием, словно была знакома с ним давно. Взяв его за руку, отвела в ванную, чтобы он умылся и сбрил отросшую бороду. После появления в квартире этой приветливой девушки Василий немного ожил. Но временами продолжал также сидеть, уставившись в окно, словно в ожидании кого-то.

Вскоре Дмитрий и Татьяна тихо и скромно зарегистрировали свой брак.

Однажды Дима задержался в очередной раз на работе. Вернувшись с прогулки домой, он застал Таню на кухне. На столе стояла начатая бутылка водки. Сноха плакала и с кем-то разговаривала, уставившись в стену.

-Налей мне тоже, дочка.-Василий отодвинул стул и сел рядом.

-Вам ведь нельзя,-глухо ответила Таня, вытирая платочком слезы.

-Один раз можно,-ответил ей свекор.

Из печального рассказа Тани он узнал, что в этот день была годовщина гибели ее родителей. Простые работяги возвращались вечером с завода, где оба работали в одном сборочном цехе, когда на пешеходном переходе их сбила на своем джипе любовница начальника ГАИ, недавно получившая права. Дело замяли. Таня осиротела в двенадцать лет и осталась с бабушкой.

Когда ей исполнилось семнадцать лет, не стало и бабушки. Таня училась тогда в училище на поварском отделении. Дима учился в этом же училище только на электрика, но она тогда его не замечала, ей нравился Олег, высокий и красивый брюнет. Заметив на себе робкие взгляды стеснительной девушки, парень подошел как-то раз на перемене и заговорил с ней. Таня и мечтать не могла о том, что такой красавец заметит ее. Накануне выходных Олег подошел к ней и предложил «сообразить вечеринку у нее дома».

Окрыленная его вниманием Таня согласилась. Всю ночь оглушительно гремела музыка, и веселье продолжалось почти до самого утра. Девушка проснулась в послеобеденное время в комнате, где царил полнейший хаос. С кухни доносился звон посуды. Полусонная Таня, спотыкаясь, направилась на звук льющейся воды.

Каково же было ее удивление, когда она увидела подругу своей покойной матери.

-Тетя Валя, ты как здесь оказалась?-Растерянно спросила Таня.

Та вытерла руки ярким кухонным полотенцем, висевшем на крючке над раковиной.

-Мне позвонила тетя Маша, твоя соседка. Я оставляла у нее номер своего домашнего телефона и просила позвонить, если вдруг у тебя что-то случится. Вот она и сообщила мне, что у тебя тут настоящая вакханалия.

-Тетя Валя, я уже взрослая!-Таня сделала обиженное лицо и, нахмурившись, посмотрела на незваную гостью.

-Слава Богу, что одна оказалась в комнате, а не с кем-то. А то я бы с ума сошла от расстройства.

Женщина обняла ее и проговорила:

-Не торопись взрослеть, девочка, успеешь еще. Мама, наверное, смотрит сверху и переживает за тебя. Я рада, что не тебя увидела на месте той рыжей.

-Какой рыжей?-Девушка вопросительно посмотрела на подругу матери, не понимая, о ком она говорит.

Подойдя к двери бывшей родительской спальни, Таня приоткрыла дверь и увидела спящего на кровати обнаженного Олега в обнимку с ее подругой Светой. Их одежда в беспорядке была разбросана по комнате.
Заметив выступившие слезы на глазах девушки, тетя Валя все поняла. Она разбудила парочку и выставила за дверь.

После этого случая прошло три месяца. Однажды морозным вечером Таня возвращалась домой, когда ее неожиданно догнал Дима и пошел рядом с ней. Парень не стал юлить и прямо сказал ей о том, что она давно нравится ему. Девушка была приятно удивлена. По дороге они разговорились. Таня отметила про себя, что парень начитан и умен. Она согласилась встречаться с ним.

Прошел год. На днях Дима пришел к ней очень расстроенный и рассказал про то, что в последнее время не ладит с отцом. Он остался у нее на ночь. Выслушав парня, Таня попросила его не торопиться с выводами и решила помочь ему, так как знала, что такое потерять близких людей. С того самого дня она переехала жить к Диме.

Вернувшись поздно с работы, Дима застал на кухне подвыпивших отца и Таню. О чем шел между ними разговор он так и не узнал, но с того самого дня его жена стала обращаться к его отцу не Василий Павлович, а «папа». Отношения между свекром и снохой были очень теплыми, и Василий, чувствуя к себе заботу и внимание, иногда даже забывал, что Таня не дочь ему.

Прошло два года. В один из ничем не примечательных дней за ужином дети сообщили отцу, что скоро в их семье будет пополнение. Василий воспринял это известие совершенно спокойно, чем очень удивил сына и сноху.

Обычно люди не замечают как бежит время.
Антуан де Сент-Экзюпери
Приближалось время родов. Василием овладела очередная депрессия. Он подолгу смотрел на фотографию жены и снова ушел в себя. После смерти прошло немало лет, но ему ни разу не удалось хоть раз увидеть ее во сне. А вот прошлой ночью она внезапно приснилась ему.

Маня была на тот момент очень веселой. Она сидела на кухне напротив него за столом и улыбалась.

-Маня, родная моя, я тебя так долго не видел. Почему ты не приходила ко мне? Мне было так одиноко без тебя.-Проговорил Василий, любуясь женой.

Она была такой, какой он помнит ее в последние годы жизни. Слегка наклонив голову набок, она засмеялась, накручивая на палец локон волос у виска, как часто непроизвольно делала при жизни.

-Васенька, скоро я вернусь к тебе, и ты навсегда расстанешься с грустью. Только тогда ты будешь меня любить сильнее, чем раньше.-Хитро улыбнулась она ему, прищурив глаза.

-Ты не шутишь?-Задрожавшим от волнения голосом проговорил Василий и … проснулся.

Увидев себя в своей комнате, в знакомой обстановке, Василий заплакал от бессилия и одиночества. Дима и Таня ушли прогуляться перед сном, и их долго не было. Мужчина почувствовал себя одиноким в целом мире. В голову стали лезть разные мысли, одна назойливее другой. Зачем жить в одиночестве дальше, ведь он никому не нужен? Да и ему самому опостылела эта жизнь без его любимой Мани.

Рой мрачных мыслей прервал телефонный звонок. Василию не хотелось подходить к телефону, но тот не смолкал и трещал долго и настойчиво. Вздохнув, мужчина медленно приподнялся с дивана и направился к телефонному аппарату, стоявшему на треугольном журнальном столике.
-Алло!-произнес он в трубку после непродолжительной паузы.

-Папа! Можешь меня поздравить! У меня родилась дочЬ! Слышишь, папа? Девочка! Как я и мечтал! Я хочу дать ей имя мамы!-Кричал в трубку Дима.

Василий не смог сдержать эмоций и заплакал.

-Папа, ты плачешь?

-Да, сынок. Прости, это я от радости. Поздравляю тебя. Я тобой горжусь.

Василий положил трубку. Сказанные сыном слова словно перенесли его в прежнюю, такую хорошо знакомую ему жизнь, засиявшую для него теперь совершенно иным светом, светом счастья. Натянутые в последнее время нервы не выдержали. Его плач перешел в громкие рыдания. Хлынули бурным потоком слезы радости, которых от себя он никак не ожидал.

«Скоро я вернусь к тебе, и ты навсегда расстанешься с грустью»…-звучали в его голове слова, сказанные ему Маней во сне
-Ну, и что произошло потом?-Умоляюще посмотрела на Василия Анна.

Ей не терпелось узнать продолжение истории.

-Что было потом? Когда я увидел маленькое чудо, завернутое в розовое одеяльце, забыл обо всем на свете. Я заговорил с малышкой, и она мне улыбнулась. Представляете?

С момента появления в их квартире маленького солнышка Василий не замечал больше никого. Утром он просыпался рано и первым делом спрашивал, как провела ночь его маленькая принцесса. С удовольствием дед гулял с внучкой на улице, выходя с коляской в любую погоду.

В воскресенье, пользуясь тем, что у мужа выходной, Таня позволяла себе подольше поспать. Но у малышки был свой режим. Проснувшись, она начинала кряхтеть и агукать в своей кроватке. Услышав ее щебетание, дед не выдерживал и, приоткрыв дверь, входил в комнату и, осторожно достав девочку из кроватки, выходил вместе с ней. В первое время Таня была в недоумении от поступка свекра, но со временем поняла, что это ей только на пользу. Она решила показать ему, как готовить молочную смесь для кормления девочки, а Василию это было только в радость. Для него все складывалось, как нельзя лучше.

Мане исполнилось полтора года, когда, вернувшись однажды с прогулки, Василий услышал, как Таня говорила с кем-то по телефону очень взволнованным голосом. Когда сноха закончила разговор, Василий поинтересовался у нее, что стало причиной волнения. На момент ухода в декретный отпуск Таня работала помощником повара в столовой училища, где она когда-то училась. Вдруг оказалось, что освободилось место шеф-повара и ей предложили выйти на работу. Сославшись на маленького ребенка, она отказалась.

Услышав объяснение Татьяны, Василий стал требовать, чтобы сноха вышла на работу, дабы не упустить такую возможность, а за девочкой присмотрит он сам.
За ужином Василий с Таней рассказали обо всем Дмитрию. Тот был категорически против того, чтобы маленькая Маня оставалась на попечении деда, но потом поддался долгим уговорам с условием, что, если дед не справится в течение месяца, то Таня оставит работу и всецело займется воспитанием девочки.

Испытательный срок дед выдержал с достоинством. Свою вахту он нес до шестнадцати часов и сдавал ее вернувшейся с работы маме девочки. Хотя прогулки с внучкой перед сном никому уступать он не собирался.

Незаметно девочка выросла, и в первый класс она пошла вместе с мамой и счастливым дедом, который нес ее тяжелый портфель.

Вскоре деду пришлось немного потесниться. В его комнате поставили письменный столик для первоклассницы и кровать. Теперь девочка стала жить в одной комнате с дедом, который добровольно взвалил на себя обязанности ее родителей.

Послушав рассказ Василия, Анна с восхищением посмотрела на мужчину:

-Какой же вы молодец! Не каждый сможет взять на себя такую ответственность.

-С рождением внучки у меня словно открылось второе дыхание,-грустно улыбнулся Василий.

-А почему вы говорите это с такой грустью?-Удивилась Анна.-Вы не справлялись?

-Мне это было не впервой, я ведь вырастил двоих детей. В последнее время сердце стало пошаливать. А мне так хочется дожить до того дня, когда я смогу повести Маню под венец.

-Все будет хорошо. Не зацикливайтесь на этом. Вы еще держитесь молодцом!-Приободрила его Анна и стала собираться домой.

После этого случая она больше не сталкивалась с Василием на кладбище. Приходя на могилу родителей, она обращала внимание на соседнюю аккуратную могилку с новым букетом ромашек.

Вскоре ей пришлось уехать в Англию. Вернувшись на родину через год с лишним, она приехала на кладбище и, прибираясь возле могил, рассказывала родителям все, что произошло в ее жизни за последнее время. Неожиданно ее взгляд привлекла совсем еще юная девушка, стоявшая на коленях за соседней оградой.

Присмотревшись на появившийся надгробный камень, Анна остолбенела. Рядом со знакомой могилой появилась новая, на которой была фотография ее знакомого Василия.

-Господи! Когда это произошло?-Проговорила женщина, подходя к знакомой ограде.

Обратив внимание на дату смерти, она поняла, что Василия не стало два месяца назад.

-Как жаль!-С печалью в голосе проговорила она.

-Вы знали деда?-Девушка встала и вытерла слезы.

Анна поделилась с Маней историей знакомства с ее дедом. Из рассказа девушки она узнала, что Василий перенес инфаркт, и его сердце не смогло справиться с такой нагрузкой.

После смерти деда Маня не могла найти общего языка с родителями. Она кричала, что они не могут ее понять. Только дед понимал ее и давал нужные советы в любой ситуации.

Вот тогда ее родители и задумались о том, какую ошибку допустили, пропадая целыми днями на работе и взвалив всю ответственность по воспитанию дочери на деда, ставшего для Мани самым главным человеком в ее жизни.
-Я пытаюсь им объяснить какую-то свою проблему, прошу помочь разобраться в ней, но они меня совершенно не понимают.-Со слезами на глазах делилась девушка с Анной.

Та задумалась.

-Знаешь, Маня, однажды и я пришла вот так ,как ты сейчас, на могилу своих родителей. У меня возникло недопонимание с сестрой, с которой мы жили в одной квартире. Я плакала и жаловалась родителям. Тогда твой дедушка мне сказал, что этим я делаю своим родным больно. Они слушают меня, но помочь не могут. Нужно молиться. Бог услышит и поможет.

И я хочу тебе сказать вот что. Отца своего я практически не помню. Он умер рано, когда я была еще маленькой. Мама старалась изо всех сил одна вырастить нас. В нашем небольшом городке близких у нее не было. С папой они были однокурсниками. Она полюбила его и приехала с ним в его родной город. Оставшись одна с двумя дочками, она работала технологом на комбинате, а по утрам вставала рано и ходила убираться в нотариальную контору, находившуюся в соседнем дворе.

Смерть отца она перенесла стойко, как нам показалось. Но боль сидела у нее в груди и потихоньку подтачивала ее. Я училась на втором курсе института, когда мама умерла. Тоне, моей сестре, на тот момент было уже двадцать три года. Она взяла в свои руки контроль надо мной. Требовала приходить вовремя, выражала недовольство, если я приводила домой подруг. На этой почве мы стали с ней ссориться. После очередной ссоры я пришла на могилу родителей и стала им жаловаться. Вот тогда-то я и познакомилась с твоим дедом.

Он тогда долго говорил со мной. После разговора с ним отправилась домой. Зайти в квартиру к себе я не смогла и сидела долго во дворе. Мои губы шептали молитвы, которым учила меня еще моя бабушка. И тогда я решила для себя, что Тоня-мой единственный близкий человек, и мы не должны ссориться с ней.

Когда я открыла дверь ключом и вошла в квартиру, сестра бросилась ко мне навстречу с плачем:

-Аня, ну где ты так долго была? Я места себе не могла найти от переживаний.

И ты не поверишь, со мной что-то произошло в этот миг. Мы с сестрой обнялись, и я тоже разревелась. Больше мы с Тоней не ссорились.

Маня, твои родители еще живы, и это большое счастье. Постарайся понять их, выслушай, поговори с ними. Может, все дело в тебе, а не в них. Ты знаешь хоть одну молитву?

-Дедушка научил меня,-вздохнув, ответила девушка.

-Ты посиди на скамейке и почитай их, попроси бога помочь тебе. Он обязательно направит тебя по верному пути. А я сейчас цветы на могиле полью, и мы вместе с тобой поедем домой.

Через час Маня вернулась домой. Открыв дверь ключом, она вошла в просторный коридор. На кухне горел свет.

-Манюша, это ты?-Раздался оттуда голос отца.

У девушки сжалось сердце. Так часто называл ее дед.

-Да, пап, это я.

-Идем пить чай с нами,-позвал ее отец,

Маня вошла на кухню. Родители посмотрели на нее в ожидании очередного нежелания «сидеть с ними за одним столом и слушать их наставления». Посмотрев на родителей, она словно впервые за эти два месяца заметила, как они оба осунулись.

Мама вскочила со стула, собираясь налить дочке чай, но Маня опередила ее:

-Я сама, мам.

Потом они втроем допоздна сидели на кухне и беседовали, а поговорить им было о чем.

Позже, уже собираясь спать, Маня посмотрела на портрет деда, который стоял на ее письменном столе, и прошептала:

-Спасибо, дедушка, ты в очередной раз помог мне и подсказал выход из сложной ситуации.

Впервые за столько времени девушка уснула спокойно, без очередной истерики и слез в подушку.

Что такое семья? Люди, которым ты нужен. В радости и горе, в мелочах или в целом, они приходят в нужную минуту и остаются с тобой, несмотря ни на что.
Сара Дессен