Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х

Артём Киракосов
КРАСАВИЦЫ В ЦВЕТУ И ЛЁТЕ ТВОРЕНИЯ!
«Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х» в Музее Москвы


Ксения Гусева и Надежда Плунгян совершили невозможное, подвиг, как кураторы, осилив огромный пласт, представив на Выставке «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х», вчера открывшейся в Музее Москвы, боле 2000 экспонатов из 30 музеев и частных частных собраний. Впечатляет, я не вспомню такого... Но не это важное. А во как! Несмотря на заявленную в релизе программу\задачу освещения Выставкой преображение Женщины после Революции в 1920-е  — 1930-е годы, кураторы показали новые материалы, которые, собственно, совершенно разрушают наше прежнее, ходячее по сию пору, представление о истории искусств этого периода нашей Страны, да и, вообще, соответственно, а показывают, выстраивают иную картину. Естественно, речь  документами и произведениями всех жанров шла о новых веяниях, профессиях, обликах, статусе Женщины. Она (тут вся: на ка тебе!) и пилот, и художник, и инженер, и лётчик, и ткачиха и так далее, не говоря уж, что — Муза, Жена, Любовь, Мать, Друг, Вдохновение и прочее! Но (ведь откровенно, признаемся себе и публично): искусство не делится гендерно и скидок не даёт за то. Так оказалось, что сделанное женщинами тогда и показанное сейчас, заставляет переосмыслить знаемое и вывести, что был создан прорыв через работу (его срочно надо вводить в музейный, научный оборот) в абстракции, декоре, моде, текстиле и многом другом ещё. Что через, как мы выражаемся, "работу в материале" художники пошли дальше живописных открытий. Оказалось, что в этой области, в основном, работали женщины. Их творческие плоды изучим и нанижем на имевшиеся представления. И какая разница, что они не мужчины, а женщины? Дополнительных плюсов не будет. Так они и не нужны, поскольку то, что увидел я, — несомненно, не только и не просто эксперимент, но достижения высшего порядка. Тут не только текстиль, одежда, мода, прикладное, но и другие виды творчества. И поражают фотопортреты женщин тех лет: это не секси, вдохновение талантливым и похотливым, как вечно у нас водится, мужикам, но сами творцы, красавицы в полёте созидания (им нужны мужчины [для счастья] вообще, вы спросИте их?)! Смотришь на фантастические аэрографии Людмилы Маяковской, да потом спросишь/скажешь про Владимира: так это он её брат, верно? а не наоборот... Несомненно, Выставку красят живописью и графикой мастера, так называемого, "первого ряда": Михаил Соколов, Николай Крымов, Александр Тышлер, Климент Редько, Павел Кузнецов, Казимир Малевич, Дейнека, Пименов и Самохвалов, Николай Андреев с другими, — но, поверьте, авангарднее, рискованней и точнее было бы сделать Выставку без их, как бы, пенья, во славу новых женщин, а показать творения последних воспевающими своих мужчин: мужей, моделей, идеала, родню, героев и возлюбленных... Женщина своим характером и трудами искусств не нуждается ни в рамках, ни в подпорках, ни в наших подбодряющих их комментах. Выделять их в отдельную категорию "амазонок", отделяя от других, думается, унизительно. Тем более, что наряду с качественной живописью, как бы, рисуя само Время, показываются и дико слабые социальные заказы больших мастеров, смотреть на которые больно: Илья Машков, Аристарх Лентулов...  А у женщин такого нет. Там нет прогиба под властей, обратите внимание! Я бы повнимательнее отнёсся и к проблеме подлинности. Указывать не буду, но некоторые вещи из частного собрания вызывают сомнения. Да и с музейной атрибуцией не всегда согласишься. Это легко решаемая проблема/тема: просто добавляем в этикетку "?", там, где есть сомненья. Хорошо бы ввести и единый подход к состоянию экспонатов, чтобы не показывались вещи, нуждающиеся в доработках реставратора. А ещё: на вернисаже была потрясающая публика, много модной, умной, интеллигентной, приятной молодёжи. Три четверти — с вкусом одетые красотки (не знаешь, опять, куда глядеть? — ну ясное дело, не на картины же в такие минуты...)! Говорили (я вслушивался) все компетентно и ёмко. Скорее всего, люди пришли из мира моды и образования. В них чувствовались и достаток, и порода (не перевелись ещё); это вам не наша голытьба, дрань и пьянь, недобитые, припЫленные, задымлённые всегда полубухие (запятую ставьте, где хотите) поэты и художники, добирающие ежедневно градусы и курево по вернисажам! Ах, мне было сладко, что не все съехали с нашей несчастной Отчизны!

24 04 2024