Полевой телефон

Борис Мильштейн
К электричеству я с самого раннего детства отношусь с большим пиететом.
Помню, как после демобилизации папы из армии и переезда всей семьи из Забайкалья на Украину в кладовке у нас среди прочего скарба нашёлся полевой телефон. Видимо, сослуживцы, которые помогали собирать имущество семьи, положили и его.
Мне было лет семь, из покупных игрушек имелись только плюшевый мишка и юла. И ещё самодельные новогодние игрушки: зайчики, волки, лисички, вырезанные из белой консервной жести. Армия всегда славилась своими умельцами.
Юлу к этому времени я уже досконально исследовал. Было интересно, что же там искрит, когда она крутится. А мишка был без одной лапы, которую потерял при обильных обнимашках со мной, но всё-равно оставался самым любимым. Из инструментов имелись только ножницы, мои неугомонные пальчики и моё чрезмерное любопытство.
В поисках чего-то нового и необычного я случайно наткнулся на всеми забытый армейский полевой телефон. Постепенно, не торопясь (ведь вся жизнь-то действительно была впереди), ежедневно, когда родителей не было дома (а их практически всегда не было), так как оба работали, я раскручивал это чудо техники.
Чтобы досконально изучить аппарат и полностью его разобрать понадобилось немалое время. Когда в очередной раз с завидным усердием (такую бы прыть, да в учёбе) я продолжил священнодействовать, то разглядел в этом деревянном, покрытым лаком корпусе массу различных гаек, шайб, уйму разноцветных проводков, из которых потом что угодно можно было накрутить. А скобки магнита выглядели вообще за гранью самого настоящего богатства. Было интересно наблюдать, как же к ним притягивались различные винтики и болтики.
Так получилось, что какую-то гайку, уже отвинченную моими цепкими пальчиками, я нечаянно обронил во чрево корпуса телефона. Левой рукой полез её достать, а правой продолжал крутить телефонную ручку, как впоследствии узнал, привод магнето. Неожиданно меня изо всех сил шандарахнуло электрическим разрядом, и так оказалось, что на всю оставшуюся жизнь, потому как ничего бесследно не проходит.
Будучи позже студентом технического ВУЗа невольно вспомнил о своём  неимоверном испуге и невыносимой мгновенной боли.
До сих пор удивляюсь, как я смог сдать экзамен по электротехнике с первого раза, ведь тот детский случай привил мне не только громадное уважение к электричеству, но и неописуемый страх перед этим природным явлением. Потому на всё, что было связано с электричеством, мой мозг мгновенно реагировал. Его просто заклинивало.
Благо, преподаватель носил пышную бороду, как и я, потому мы невольно выказывали друг другу обоюдную симпатию. А возможно потому, что я никогда не пропускал его семинары.
Уже в то время он разработал методику приёма экзамена при помощи заранее заготовленных вопросов - ответов. Нынче этот метод обозвали ЕГЭ.
Нам требовалось поставить в одном ответе из трёх галочку, а он накладывал при тебе свой экзаменационный трафарет, и сразу выяснялось, соображаешь ли ты что-то в данном предмете или нет.
Чем-чем, а логической способностью меня Всевышний не обделил. И методом тыка, предварительно усердно напрягшись я умудрился попасть себе на трояк.
Преподаватель предложил мне ответить всего лишь на один дополнительный вопрос, и при правильном ответе он поставил бы мне заслуженную четвёрку. Но я, даже ни на секунду не задумываясь, отказался. Потому что я в электротехнике, как баран с авоськой апельсинов у новых ворот. Искушать судьбу в подобных случаях - не в моих правилах.
И не зря отказался, один из моих сокурсников семь раз ходил на пересдачу.

29 ноября 2023 года