Тайна распятия. Туринская плащаница

Игорь Лощинин
   
 
                "Был третий час и распяли Его"

 Распятие представляло собой самый унизительный и жестокий путь к смерти. Граждан Рима никогда не приговаривали к этой форме наказания, однако в странах, оккупированных римлянами, распятие представляло собой весьма распространенное средство поддержания покорности и спокойствия среди возмущенных иностранным порабощением народов. Иудеи не были знакомы с распятием; законными видами казни они признавали избиение камнями, сожжение, обезглавливание и удушенье.

   Римляне привыкли, насколько возможно, терпеть религиозные традиции и обычаи иудеев и старались считаться с ними, чтобы избежать волнений, а потому казнь происходила второпях: необходимо было закончить все дела до захода солнца. Распятие представляло собой мучительную, страшно болезненную и долгую процедуру.Иногда распятые страдальцы продолжали жить несколько дней.«Приговоренные к подобной смерти теряли жизнь капля за каплей». В конце концов, целью  было не только казнить конкретного преступника, но и устрашить всех других непокорных и подстрекателей.

  Смерть Христа наступила спустя всего около трех часов после пригвождения к кресту, о чем достаточно четко написано в Евангелиях: «Был час третий, и распяли Его» (Мк 15 25) и «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух». (Лк 23 44-46).

   Присутствующие при казни представители Синедриона, следившие за распятием,не ожидали столь быстрой смерти Христа.
Требуя утром казни, они понимали, что распятые пробудут на крестах сутки и более. А это значило, что Ветхозаветная Пасха, которая должна была начаться в субботу будет омрачена казнью, что было серьезным нарушением иудейского закона.Поэтому они были вынуждены просить Пилата разрешить акт «милосердия» к распинаемым - перебить им голени, что ускорило бы их смерть, и позволило бы снять тела казненных с крестов до начала  Пасхи.
    Пилат это позволил, после чего солдаты пришли и перебили голени разбойникам. Когда же они подошли к Иисусу Христу, то увидели, что Он уже умер и поэтому процедуру  по отношению к Нему не применили, так как она стала не нужна. На этот факт в Евангельском тексте обращается особое внимание:
«Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была день великий, - просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней.Но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили». (Ин. 19:31-35)
    Истечение крови и воды из раны Христа вполне убедило как римских солдат, так и евреев в наступлении физической смерти Христа.

    Столь быстрая смерть Христа удивила не только присутствующих, но и много повидавшего Пилата:
«пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу» (Мк 15. 43-45).

            
              Плащаница как единственный "свидетель Воскресения "

    Самого процесса Воскресения из мертвых никто не видел, так что все сообщения об этом знаменательном событии являются исключительно продуктом веры. Разговор о Воскресении возник ретроспективно и оказался лишь интерпретацией произошедшего. По прошествии двух тысячелетий события невозможно осветить с точки зрения историка,  если бы не поистине удивительное свидетельство, которое может позволить детально изучить события распятия,используя при этом новейшие методы, разработанные наукой. Это свидетельство — полотняный саван из могилы Иисуса, Туринская плащаница.

    Апологеты подлинности Туринской плащаницы утверждают, что она является посмертным покрывалом, в которое Иосиф из Аримафеи (с Никодимом) обернул тело Иисуса : «Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.(Мф.27:59; (Мк.15:46)
    Другие Евангелия представляют дополнительную информацию о развитии событий и участвующих в них. Матфей и Лука отмечают, что Иосиф был богат, Матфей и Иоанн сообщают, что человек этот был учеником Иисуса . Лука также говорит, что он ожидал наступления Царства Божия, а Иоанн добавляет, что ученичество Иосифа оставалось для окружающих тайной. Лука замечает, что Иосиф не согласился с другими членами синедриона и с действиями иудеев. Матфей, Лука и Иоанн подтверждают его просьбу к Пилату. Иоанн и Матфей сообщают о получении тела Христа. Матфей и Лука говорят о льняной плащанице, в которую завернули тело Христа. От Матфея мы узнаем о том, что плащаница была чистой, а от Иоанна — о том, что существовали еще и другие полотняные покровы. И Лука, и Иоанн указывают на тот факт, что гробница была новой и пустовала. Матфей же добавляет, что склеп принадлежал Иосифу. Лука сообщает, что гробница была высечена в скале, а Матфей рассказывает, как Иосиф привалил ко входу большой камень.

    Упоминаемый  саван, как  считают верующие в его идентичность с евангельской плащаницей,сохранился до наших дней  и находится в г.Турине (Италия), представляя собой оригинальный документ, запечатлевший для потомков один из самых волнующих моментов мировой истории, причем с поистине фотографической точностью.
            
                Туринская плащаница и ее тайны

    Туринская плащаница имеет 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. На ней с удивительной четкостью отпечаталось тело мужчины. На одной половине савана отпечаталась спина, а на второй половине-лицевая часть тела недавно распятого человека. На отпечатке можно распознать голову, лицо, грудную клетку, руки и кисти рук, ноги и ступни жертвы. Цвет отпечатка, по большей части, ярко-коричневый, местами переходящий в серый. Можно также различить следы  предполагамой крови, которые выглядят бледно-красными.
    Характер изображенных ран позволяет предположить, что на мужчину надевали венок из веток с колючками, что его били палками и плетьми, пронзили копьем бок.Судя по ранам на голове, руках и ногах, можно заключить, что он перенёс распятие на кресте. Все эти пытки, согласно Новому Завету, вынес Иисус.   
    Если отпечаток на саване действительно принадлежит самому Иисусу и если факт удастся неопровержимо доказать, то это не только окажется величайшей научной сенсацией огромного значения, но также послужит единственно приемлемым научным основанием для решения  вопроса: действительно ли Иисус восстал из мертвых?

    Считается, что якобы после воскресения Иисуса плащаницу унесли  в Эдессу, откуда она попала в Константинополь.Также имеются упоминания, что некоторые крестоносцы, разбившие лагерь в 1203 году возле Константинополя , видели в одном из домов молитвы погребальный покров Христа, на котором имелось изображение Его фигуры...
    История Туринской плащаницы строго документирована лишь с 1353 года.
    Впервые она появилась во Франции, недалеко от Парижа, во владениях некоего графа , который умер, унеся с собой в могилу тайну ее появления.
    В 1509 году владельцем  плащаницы стал герцог Людовик Савойский, а в 1532 году
    часовня, где хранилась плащаница,загорелась.Чтобы в дальнейшем обезопасить плащаницу от несчастных случаев, в 1566 году она была помещена в особый железный ящик.
    В 1578 году герцоги Савойские переехали в Италию, и с тех пор плащаница хранится  в королевской часовне Туринского собора.
    Ученые много лет пытались ответить на вопрос, почему образовались эти отпечатки на покрывале.Но даже если признать, что плащаница относится к I веку н. э. и отпечаток на ней - не подделка , то еще надо доказать, что человек, чьи черты отпечатались на полотне, собственно и есть Иисус, а не Его последователь и подражатель, подвергший себя самоистязаниям по сценарию Евангелий.

    В 1898 году был впервые сделан снимок плащаницы, ставший подлинной сенсацией. Оказалось, что контур представляет собой что-то вроде негатива, какой получают на проявленной фотопленке, то есть у фотографа, наоборот, на негативе оказалось подобие позитивного изображения.
    В 1931 г. реликвия была снова сфотографирована; снимки подтвердили полное отсутствие признаков работы художников. Новые, более качественные фотографии позволили сделать несколько совершенно новых наблюдений:
    1.Тело, изображенное на фотографии, полностью обнажено. Согласно римскому закону, преступников судили и казнили именно в таком виде. В то же время, художественное изображение нагого Иисуса во все времена явилось бы непростительным святотатством.
    2.Совершенно очевидно, что изображенный был распят на кресте; причем прибит гвоздями, а не привязан кожаными ремнями, что также являлось распространенной практикой
    3.Борода и прическа изображенного человека были распространены в единственной провинции Римской империи — в Палестине. Больше того, они указывают на принадлежность жертвы к секте назареев и, шире, к сообществу ессеев.
    4. Плащаница несет яркие свидетельства шести основных Крестных мук, описанных в Евангелиях...
   
    Более детальное исследование, стало возможным лишь  позднее, с помощью использования современных научных приборов.Отбросив теорию "чудесного" появления изображения на плащанице, которое, по мнению верующих, могло появиться в результате Воскресения, ученые стали искать земные способы возникновения изображения. Предлагалось множество различных версий, начиная от химической реакции света, воды, огня, а также выделений человеческого тела и заканчивая теорией фотографического эффекта. Дискуссии о происхождении плащаницы не утихали.

    В XX веке плащаница несколько раз выставлялась для публичного обозрения; последние её показы проводились в 1978, 1998 и 2000 годах.
    В 1998 году  группа учёных, в основном из США, произвела  всестороннее обследование реликвии. Был сделан вывод, что на плащанице изображена реальная фигура человека, подвергнутого избиению плетьми и распятию на кресте. Отмечалось, что пятна крови(?) содержат гемоглобин. Для верующих в историческую подлинность плащаницы это стало мощным аргументом «за», однако, потом  эти данные подверглись сомнению.
   Теологи предлагали свои версии. Известный профессор теологии из Зальцбурга   утверждал, что Христос «сотворил чудо. В момент своего воскрешения в пасхальное утро он произвёл вспышку света, вспышку огромной энергии».Однако скептики не соглашались с подобными выводами.

    В истории исследований плащаницы соединились тончайшие научные методики физиков, биологов и даже ботаников: исследовалась ткань, красители и мельчайшие частицы цветочной пыльцы, застрявшие в нитях ткани и способные указать маршрут путешествия полотна. В фокусе Туринской плащаницы скрестились  исторические , богословские и научные проблемы.
    Огромные трудности встали при попытке объективного определения возраста плащаницы, что  решило бы проблему фальсификации. Если полотну не 2000 лет, то никакой связи с библейскими историями у него нет – это подделка. А если ему 2000 лет, то это действительно уникальный исторический памятник, достойный внимания и глубокого изучения.

    Сегодня существует простой способ определения возраста всех органических материалов. Он состоит в измерении количества радиоактивных изотопов и носит название «датирование радиоактивным углеродом».
    Однако в этом вопросе встают огромные трудности, связанные с тем, что пострадавшая от пожара 1532 года плащаница, по историческим данным, подверглась реставрации, в процессе которой её могли пропитывать растительными маслами и таким образом привнести в её состав свежий органический материал, способный существенно изменить соотношение изотопов углерода, а следовательно – уменьшить её радиоуглеродный возраст. Данные радиоуглеродного теста свидетельствовали о принадлежности плащаницы к Средневековью.

    В 1989 году физик Томас Филлипс из лаборатории высоких энергий Гарвардского университета предположил, что в момент воскресения Христа его тело испустило мощный импульс тепловых нейтронов . При этом некоторые ядра изотопа 13C, захватывая нейтроны, могли превратиться в ядра 14C, «омолодив» таким образом ткань плащаницы с точки зрения радиоуглеродных исследований.
   За несколько лет до этого  немецкий специалист по плащанице Ханс Набер (он же — Курт Берна, он же — Джон Ребан) опубликовал ряд впечатляющих статей, в которых заявлял, что саван неопровержимо доказывает: ко времени снятия с креста Иисус не мог быть мертвым.  Набер  во всеуслышанье заявил всему миру, что мертвое тело не могло бы так кровоточить, как это происходило с телом, укутанным в Туринскую плащаницу; он утверждал, что распятый только казался мертвым, а на самом деле находился в своего рода коме. Утверждения Набера  нашли отклик в кругах общественности: распятый только казался мертвым.

    Основной проблемой было доказать, что красные пятна на полотне действительно являются кровью.Самым обычным методом является так называемая «реакция на перекись водорода».Однако результат оказался шагом назад: все тесты дали отрицательные результаты. Очевидно, похожие на кровь пятна вовсе не были кровью.
    Вопрос реальности кровяных пятен получил удовлетворительный ответ лишь через несколько лет.Одним из проведенных экспериментов стал радиофлуоресцентный спектральный анализ, и именно он доказал истинность пятен крови.Однако , и этот вывод был подвергнут критике.
Содержание железа, обнаруженного в пятнах « крови», указывало на применение краски, содержащей окиси железа, а значит, Туринская плащаница не может быть оригинальной  ( РС несмотря на тот факт, что подобные краски начали использоваться только в XIV в. н. э.)

     Многие поклонники плащаницы считают, что образ на  ней проявился в результате сверхъестественной радиации. Согласно этой теории, тело Христа в момент воскресения должно было производить какую-то необычайно интенсивную энергию, которая и «выжгла» на полотне изображение тела.
     Один из апологетов подлинности плащаницы , профессор биологии Поль Виньон,заявил, что произошла химическая реакция при соединении аммиачных испарений тела с миррой, которой был пропитан холст.
Евангелие от Иоанна рассказывает о том, что при подготовке к погребению использовалось большое количество алоэ:
«После сего Иосиф из Аримафеи, (ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев) просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел, и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, (приходивший прежде к Иисусу ночью) и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса, и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Ин. 19:38–40).
Виньон смог доказать, что покрытое потом тело, завернутое в ткань, пропитанную смесью масла и мази алоэ, окрашивает покров в тот самый цвет , который имеет изображение на плащанице. Однако, его результаты подверглись суровой критике. Говорилось, что необходимые для испарений и протекания химической реакции соли и тепло не могли в достаточной степени присутствовать в мертвом теле. И все же было установлено, что смесь алоэ и мирта в условиях влажности действительно могла создать устойчивое изображение тела. Эксперименты показали, что для реакции вполне достаточно короткого времени в 45 секунд. За это время появляется слабый отпечаток, который на фотографическом негативе может выглядеть как позитивный участок.

    Установив  происхождение отпечатка, можно было бы прекратить все дальнейшие поиски и сомнения. Однако чиновники от церкви отвергают теорию по  нескольким пунктам, из которых наибольший интерес представляет  возражение против теории Виньона, которое оказалось решающим: мертвое тело никогда не потеет и не излучает тепло. Теория профессора Виньона, плод усилий продолжительностью в 46 лет, была отвергнута именно на основании этого возражения. Действительно, трупы не потеют.
Но дело в том, что  ЕСЛИ ИИСУС ОСТАВАЛСЯ ЖИВЫМ, то жар израненного тела заставил бы его потеть куда сильнее, чем обычно!

    Причины смерти  распятого Иисуса Христа стали также предметом подробнейших исследований выдающихся представителей медицины.
Обстоятельства  , которые приводятся в Евангелиях, а именно – относительно скорое наступление смерти, способность Иисуса Христа к четкому произнесению слов до последних минут жизни, ясность сознания, сохраняемая Распятым до самой смерти, а также поток крови и воды, истекшие из раны, нанесенной Ему посмертно копьем, позволили специалистам усомниться в обоснованности наиболее традиционного вывода об асфиксическом генезе смерти Христа.
   Это побудило многих исследователей к поискам других, отличных от асфиксической, теорий, которые могли бы объяснить Его земную смерть.
   Критически рассмотрев ряд теорий смерти Иисуса Христа,  исследователи в 2006 году пришли к скептическому выводу, что в настоящее время нет медицинских версий, которые могли бы адекватно объяснить смерть Христа. Авторы предположили, ситуация может разрешиться только с появлением новых археологических либо письменных свидетельств .

  Достоверная теория, объясняющая физическую смерть Иисуса Христа, может быть построена в  соответствии с текстами Евангелий, а также  она должна максимально учитывать имеющиеся исторические и археологические сведения и базироваться на фундаментальных  научных данных. Исследования плащаницы продолжаются!
……………….

В заключение хочется еще раз повторить мысль, которая уже не раз  высказывалась   в связи с поиском исторического Иисуса :
 «Даже независимо от самого вопроса о возможности чудес вообще, следует заметить, что признать подобное неслыханное чудо (Воскресение) можно было бы лишь в случае, если оно подтверждается таким свидетельством, лживость которого более немыслима, чем реальная действительность свидетельствуемого события. Стало быть, подобное свидетельство должно прежде всего исходить от самих очевидцев события, и рассказ о нем должен быть повествованием таких лиц, в присутствии которых событие случилось.»
Если просто взглянуть на вопрос с исторической точки зрения, любое из предложенных  материалистических  объяснений все же более вероятно, чем утверждение, что Бог  физически воскресил Иисуса из мертвых. Одна из таких гипотетических рациональных версий будет описана далее.