Псалом 121 Песнь восхождения. Давида

Нина Шендрик
Поэтическое переложение Псалом 121
Песнь восхождения Давида

Воспрянь душа моя, входя в Господний дом,
В Господнем граде мир и радость обретем.
Перед его вратами с трепетом стоим,
Прими нас, стольный град, о Иерусалим.

Восходят в Божий град Израиля родЫ,
Восславить Бога Имя, вознести хвалы.
Стоят Давидовы престолы для суда.
Да сгинут ненависть, злорадство и вражда.

Просите мира, чтоб стоял Иерусалим,
Десницей Божьей укрепляем и храним.
О, Иерусалим, да будет мир в сердцах,
Да благоденствует Дом Господа в веках!

Творца о мире и спокойствии молю,
Да будет мир для всех, прими мольбу мою!


Псалом 121 — Псалтирь. Синодальный перевод
Песнь восхождения. Давида.
1 Песнь восхождения. Давида. Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдём в дом Господень».
2 Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, —
3 Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно,
4 куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне.
5 Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова.
6 Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя!
7 Да будет мир в стенах твоих, благоденствие — в чертогах твоих!
8 Ради братьев моих и ближних моих говорю я: «мир тебе!»
9 Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе.


Псалом 121 — Псалтирь — Библия — Современный перевод WBTC
1 Песнь Давида на восхождение во храм Я радовался вместе с теми, кто сказал: "Пойдём во храм Господний".
2 Возле твоих, Иерусалим, ворот ноги наши стоят.
3 Иерусалим построен был как сильный и единый город.
4 Роды израильские в Иерусалим восходят, роды, что Господу принадлежат, восходят, как им велит закон, идут, чтоб имя Господа восславить.
5 Там троны стоят, троны суда, троны царства Давида.
6 Молитесь о мире в Израиле: "Да будет покой любящим Тебя.
7 Да будет мир в Твоих стенах, покой да будет в крепости Твоей.
8 Ради родных и ближних моих говорю: да будет здесь мир.
9 Ради храма Господа, Бога нашего, молюсь о процветании Иерусалима".


 Теилим (Псалмы. 122 псалом
(1) Песнь ступеней Давидова. Радовался я, когда сказали мне: в дом Г-сподень пойдем. (2) Стоят ноги наши в воротах твоих, Йерушалаим. (3) Йерушалаим отстроенный подобен городу, слитому воедино, (4) Куда восходили колена (Йисраэйля), колена Г-сподни, (по) уставу Йисраэйля, чтобы благодарить имя Г-сподне, (5) Потому что там стояли престолы суда, престолы дома Давидова. (6) Просите мира Йерушалаиму, спокойны будут любящие тебя. (7) Да будет мир в крепости твоей, покой во дворцах твоих. (8) Ради братьев моих и ближних моих скажу: мир тебе! (9) Ради дома Г-спода Б-га нашего просить буду блага тебе.



Толкование Женевской Библии

Пс 121 По своему содержанию Пс 121 является типичной песнью восхождения (см. Введение: Характерные особенности и темы). В двух его первых стихах говорится о том, как псалмопевец присоединился к группе паломников и пришел в Иерусалим к Божиему храму. Ст. 3;5 посвящены славе Иерусалима, города, где со Своим народом обитает Господь и где правит избранная Им династия Давида (2Цар, гл. 7). В последних стихах (6;9) псалмопевец призывает на священный город и его жителей мир и благословение Господне. Псалом 121 во многом близок так называемым песням Сиона (Пс 45; 47; 75), целиком посвященным превознесению Иерусалима как города, возвышенного над всеми прочими городами земли благодаря тому, что именно его избрал Господь, дабы в храме являть Себя Своему народу. Придя в мир, Иисус Христос воплотил в Себе истинный храм, и с той поры, чтобы предстать присутствию Божиему, верующим уже не надо идти в Иерусалим. Нынешний духовный Иерусалим, Град Божий, представляет собой сообщество всех верующих, живших в прошлом и живущих сейчас (Гал 4:26), и прообразует грядущий Новый Иерусалим (Откр 21:9;27).

Заглавие. Песнь восхождения. См. Вводные замечания к Пс 119. Давида. См. Введение: Автор.

121:1 Псалом написан от лица автора — Давида. В какой именно момент и в связи с какими обстоятельствами он создал данный псалом, неизвестно. Позднее личность псалмопевца стала ассоциироваться с паломником, пришедшим в Иерусалим, чтобы принять участие в богослужениях во время одного из основных праздников Израиля (Исх 23:14;19).

121:3 город, слитый в одно. Иерусалим олицетворяет единство народа Божия, состоящего из двенадцати колен.

121:4 куда восходят колена. В Иерусалим, в особенности во время основных праздников (см. ком. к ст. 1), поклониться Господу стекались представители всех колен израилевых. См. ком. к ст. 3.

121:5 Там стоят престолы суда. Царь являлся верховным судьей в своей стране, Иерусалим же был не только религиозной, но и политической столицей.

121:6 Просите мира. Слово «мир» (евр.: «шалом») означает полноту и здоровье. Псалмопевец призывает молить Бога о мире, процветании и благополучии.

121:8 Ради братьев моих и ближних моих. В этом стихе звучит тема единства народа Божиего. Собственно, и сам Иерусалим — это не здания и мостовые, а тесная общность богоизбранного народа под водительством Господа.

121:9 Ради дома Господа, Бога нашего. «Дом Господа» — это храм, в котором главное не стены, а значимость его как места пребывания Господа со Своим народом.


Псалом 121 — Псалтирь — Библия — Комментарии Лопухина

По надписанию еврейской Библии (в Вульгате и у LXX-ти имени автора не указано) этот псалом принадлежит Давиду. Написание его должно относить к тому времени, когда Кивот Завета был уже перенесен во вновь построенную скинию в Иерусалим, когда этот город обстроился и когда начались и были установлены путешествия евреев к этой национальной святыне, каковое путешествие поддерживалось и поощрялось Давидом. Место этого псалма среди той группы их, большинство из которых написано во время плена или вскоре после него, не противоречит надписанию, так как этот псалом, как общенародная песнь, мог употребляться евреями особенно усиленно во время возвращения из плена и после плена при путешествиях в Иерусалим. Считать же его написанным в позднейшую эпоху (плена или после него) не дозволяют те места содержания псалма, где говорится о полном благоустроении и величии Иерусалима, об установлении в нем суда и укреплении дома Давидова (Пс 121:2;5), чего тогда не было, а было много нестроений. Название скинии «домом Господним» (Пс 121:1) не противоречит происхождению псалма от Давида, так как последний часто это название прилагает к скинии и даже Моисеевой (ср. Пс 5:8; 22:6, 26 и др.)

Я возрадовался, когда сказали мне идти в дом Господень (1). Вот мы стоим в воротах Иерусалима, города сплошь застроенного, где стоит престол Давида и куда стекаются все колена (2;6). Просите мира и процветания Иерусалиму ради братьев моих и ради дома Господа, Бога нашего (7;9).

Пс 121:1. Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень».

Указание на обычай «троекратного в продолжение года хождения в Иерусалим на великие праздники для поклонения Господу». Этот обычай, соблюдавшийся даже во время Судей, был с особенной силой восстановлен во времена Давида. Слова эти могли, конечно, повторяться и евреями, возвращавшимися из плена или даже пред окончанием его, когда они исполнены были пламенного желания возвратиться в родную Палестину и увидеть священные места.

Пс 121:2. Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, -

Пс 121:3. Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно,

Город Иерусалим представляется обнесенным оградой с сооруженными в ней воротами; он — слит в одно, т. е. застроен зданиями, тесно примыкавшими друг к другу. Таким Иерусалим не был при возвращении и значительное время спустя после возвращения из плена, когда его стены и дома были в развалинах.

Пс 121:4. куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне.

Указание псалма на коленное разделение еврейского народа тоже говорить за раннейшее, чем время плена, написание псалма; при Давиде коленное разделение еще существовало, после же Ровоама, а особенно во время плена, такое разделение исчезло.

Пс 121:5. Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова.

«Престолы суда, престолы дома Давидова». Давид установил строгое правосудие по вступлении на престол, и для объединения всех своих подданных под своей властью, он даровал право каждому, недовольному решением своего дела начальниками колен, апеллировать к царю в Иерусалим через что Иерусалим сделался в глазах народа городом истинного «суда». С Давида же начинается новый царский род и престол стал переходить к его потомкам, там стоят «престолы дома Давидова».

Пс 121:6. Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя!

Пс 121:7. Да будет мир в стенах твоих, благоденствие — в чертогах твоих!

Пс 121:8. Ради братьев моих и ближних моих говорю я: «мир тебе!»

Пс 121:9. Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе.

Крепость, сила и красота Иерусалима, мир в нем, как центральном и главном городе иудеев, являются основаниями благоденствия всей Иудеи, всего народа, почему каждый паломник молит Бога о сохранении за Иерусалимом указанных милостей как ради своих единоплеменников евреев, так и «ради дома Господа», ради сохранения святости и величия этого места, как залога и показателя верности народа своему Господу.