Волшебный Праздник Детства - 3

Тарновский Александр
Осенние вкусности

По осени мама и Бабушка с Дедой на базаре закупали капусту, дядька доставлял её на «таксишке» домой, а потом мама с Бабушкой на веранде рубили, добавляли мелко резаную морковку и солили её. Бывало, что и дядька помогал им, когда возвращался рано с лекций из своего вуза или с работы. Готовую к засолке складывали в эмалированное ведро, а Деда относил его в погреб и высыпал капусту из него в старую большую кадку. В общем, вся кадка почти всегда бывала заполнена доверху. Поверх кадки Деда ставил деревянную крышку, а солёную капусту прикрывал марлей. Бабушка порой добавляла в капусту огурцы, яблоки и даже арбуз. И через месяц получалась малосольная капуста с малосольными огурцами, мочеными яблоками и соленым арбузом. Это была просто невероятная вкуснятина! Которую можно было есть, есть и есть! С хлебом и резаным луком, под маслом и просто так! и еще с печеной в духовке картошкой! Румяной и горячей, как и ягоды винограда на солнце! Прям какое-то Волшебство от наших родных! ))

Праздник Снежного Деда Мороза

I
Зима в этот год была малоснежная. Но покататься на санках и на коньках всё же было можно! За неделю до долгожданного всеми Праздника отец с дядькой ездили на рынок — за ёлками. На какой именно — мы не знали, пока не подросли. Но потом они нам сказали, что ёлочный базар часто устраивали на Госпитальном рынке.
Ёлки всегда были не слишком высокие и не слишком широкие. Не сосенки, не пихточки (хотя, когда на базар не привозили ёлки, бывали там и пихточки!), а чудесные пушистые ёлочки! В 1,5-2 метра высотой! До потолка оставалось всего с полметра. Отец ходил вдоль рядов с ёлками и высматривал вот такие «комфортные» среди всех. Наконец, ему на душу ложилась нужная ёлочка, отец брал её, брал вторую, расплачивался и паковал ёлки в длинный и широкий целлофан. Поверх перетягивал шпагатом — чтобы в трамвае не "нападала" на пассажиров и не кололась!
Дома Деда приносил из сарайки две массивные деревянные стойки-крестовины, отец «сажал» обе ёлки в крестовины, покачивал и проверял их на устойчивость. Ёлочки стояли и не падали. Тем временем мама доставала с «крыши» шифоньера стеклянные полупрозрачные игрушки в коробке, которые лежали там и хранились в вате весь год.
Одну ёлку мы ставили и наряжали в своём доме на кухне, а вторую — в доме у Бабушки в дядькиной комнате. Украшать их обе старыми и привычными стеклянными игрушками, мишурой и самодельными украшениями из картона и бумаги было так волшебно! Помню, как на трамвае мы с сестрой ездили с мамой в Центральный универмаг, где подкупали новые ёлочные игрушки. И конечно же, серебряную Пику и блестящую Звезду на макушки ёлок. За ними всегда была очередь, и нужно было выстоять полчаса, чтобы попасть в отдел и получить свои заветные игрушки!
И вот уже с обувной коробкой, в которой лежали наши заветные Чудо-игрушки, мы шли на остановку, влезали в полупустой трамвай и ехали 4-5 остановок до нужной нам, где пересаживались уже на «свой» трамвай. И сжимали авоську с бесценной коробкой, переживали и волновались, чтоб ничего не помялось и не побилось! А дома... дома, почти совсем не озябшие и не голодные, снимали свои ботинки,  пальто и шапки, и с жаром принимались украшать свои вкусно пахнущие ёлки! И когда все игрушки были подвешены, мама давала нам фольгу, орехи, приличную горсть шоколадных конфет и карамели, апельсины и мандарины, и ещё нитки. И получив все эти «приятности», мы начинали заворачивать в фольгу орехи, апельсины, перевязывать нитками с петелькой конфеты и мандарины, орехи и апельсины. И подвешивать всё это на 2 ёлки! Наши раскрашенные карандашами снеговики, снежинки и прочие картонные поделки тоже прокалывали иглой и прикрепляли к ним нитки. И вот уже вся эта красотень висела на ветках и неспешно покачивалась, вращалась и крутилась от наших рывков и движения воздуха в комнате.
Два Деда Морозы и Снегурки стояли на вате под ёлками и искоса смотрели вверх на украшенные ветки. Что они тогда думали — кто знает? )) Может быть, как и Лесное Чудище-Снежище из мультика «Новогодняя сказка», они мечтали спеть или услышать песни о Новом годе, о Ёлках, о Чудесах, которые происходят со всеми, и даже порой случаются с самим Дедом Морозом, как в мультике «Дед Мороз и Лето»?!  В наши времена порой говорят, что Центробанк в 2019 выпустил памятные монеты, посвященные мультфильму «Дед Мороз и лето» (1969)!
До макушки ёлок мы по-прежнему не доставали. Поэтому отец и дядька сами надевали на макушки серебристую Пику и Звезду — и наши Ёлки спустя два-три часа были готовы к встрече Самого любимого всеми Праздника!
А мы начинали помогать маме и Бабушке готовить всякие салаты и прочие вкусности! И все эти новогодние  «красоты стола» сохранялись у бабушки в стареньком холодильнике «Ока» и в нашем менее вместительном «Саратове»! Можно было только приоткрыть, вдохнуть ароматы и запахи всякой всячины, и снова в томлении ждать прихода Новогоднего Дня!

II
Наконец, наступило 31 декабря! Наши родители пришли с работы после обеда и начали доделывать что-то. А потом раздвигали и накрывали стол в дядькиной комнате — она была большой, раза в 2 шире «гостиной» в нашем доме. Мы тоже помогали накрывать стол и приносили всякие салатницы, тарелки и вилки, стаканы и рюмки, соль и горчицу, и свежий хлеб, который сами купили поутру в заводском магазине. Мы с сестрой часто ходили туда за молоком и хлебом, за конфетами и печеньем, за булочками и пряниками.
Дядька включил телевизор «Рекорд», который купил недавно с получки, и пошёл помогать Бабушке с Дедой. Мы сделали всё, о чём нас просили, и поэтому нам можно было смотреть новогодние передачи для всех.
Три канала вещали про всякую всячину, звучала музыка и новости со всей страны. Потом начался фильм «Карнавальная ночь». Бабушкины «ходики» в лаковом деревянном футляре с 2-мя гирьками показывали 10.30 вечера.
Актриса Л.Гурченко пела свою любимую песню про «5 минут», и её наверное слушала вся страна! А «профессор» С.Филиппов с портфелем запутался меж ёлок и кричал «Люди! Аууу!». А потом вышел и спросил у народа «Есть ли жизнь на Марсе?» Народ «на клубном киноогоньке» засмеялся, мы с сестрой тоже захихикали. А профессор вдруг чего-то выпил и начал танцевать лезгинку! Прям какой-то «затерявшийся с Марса специалист»!
Вскоре «ходики» пробили 11.00 вечера, фильм подходил к концу, а наши родители пошли переодеваться. После фильма начался «Концерт по заявкам зрителей».
«Как же так?» — думали мы. Мы ведь с сестрой ничего про это не знали и потому никаких заявок не подавали! Да и телевизор появился у нас недавно!
Между тем певец Георг Отс исполнил «Новогодний вальс». После него выступали певцы, которых мы часто слушали на пластинках на своем патефоне: К.Шульженко, Л.Утесов, С.Лемешев, Н.Сличенко... Потом вдруг появился мальчик, который запел на итальянском. Это был Робертино с песней «Ямайка». Как сказал дядька, его знала вся страна, и даже все члены Политбюро ЦК. После него М.Кристалинская спела народу «А снег идет». А ещё выступали певцы, которых мы не знали и не слышали по радио ни разу! И вот, наконец, знакомая мелодия, которую часто напевал дядька! Он стоял за нашими спинами и тоже слушал её! Это была Нонна Суханова с песней «О Морском Дьяволе». Потом опять пела М.Кристалинская про «Если вам ночью не спится»!
«Какой уж тут сон, если Новый Год уже так близко!» — думали мы.
Дядька говорил нам, кто поёт и про что! Вот Эдуард Хиль только что спел песню «бродячего певца», которая была в фильме «Человек-амфибия». А Олег Анофриев исполнил «Песню почтальона»... Честно сказать, в этот долгий вечер мы услушались и просто запутались в этих новых исполнителях. ))

III
Наконец, родители переоделись и вернулись, все такие неузнаваемо модные и эффектные! Часы показывали 11.35 вечера, и все сели за стол — провожать Старый Год! Деда налил всем в фужеры сухого вина Рислинг, а себе плеснул в стопку из графинчика «русской лимонной», которую сам сделал по финскому рецепту! Где он взял такой — не говорил, а только хитро посматривал на нас! Отец и дядька налили себе в стопки «Армянский коньяк» 5 звездочек. Настоящий! С лимоном!
А у нас за спиной звучала песня «Старый клён», которую пела вся страна. И об этом мы узнали на Первомайской демонстрации.
Деда говорил что-то тёплое про Старый год, и все подняли свои бокалы-стопки и выпили! И после долгого предновогоднего «поста» сразу начали есть всякие вкусности! Среди них была даже финская полукопченая колбаса «Салями». Мама спросила «Откуда?» — и дядька весело сказал: «С работы!» Оказывается, по случаю Праздника их отоварили на работе жутким дефицитом! Но, разумеется, не бесплатно, а в счёт очередной зарплаты!
«Вот и всё! — думалось мне. — Так быстро проводили Старый год, и внутри возникло ощущение, что вместе с ним ушло куда-то и Детство! Счастливая пора невероятных чудес! А что придет вместо него — пока неизвестно!»
И я тоже принялся есть! И хотя мы с сестрой уже перекусывали бутербродами, все эти запахи там раздразнили нас, что удержаться было просто невозможно!
Деда налил всем по второму фужеру и сказал: «Теперь ваш черед сказать Доброе Слово уходящему году!» И Родители с дядькой по очереди сказали — каждый своё! И снова выпили за славные события Старого года. Часы показывали уже 11.45 вечера...
И вот вместо концерта на экране появился диктор ЦТ Виктор Балашов — ведущий программы «Время». Торжественно и с нотками полупафоса он зачитал «Новогоднее обращение к советскому народу» (краткий вариант), опубликованное полностью в газете «Правда» от имени ЦК КПСС, Верховного Совета и Совета министров СССР (без упоминания конкретных личностей).
«Поздравляем всех вас с Наступающим Новым Годом! Желаем всем Здоровья, Счастья и новых трудовых успехов! Ура, товарищи!».
Родители и мы вместе захлопали. Родители взяли со стола синенькую пачку с надписью «Бенгальские огни», распечатали и вытащили из неё каждому по палочке. Сестре пока не дали — боялись, что она обожжется или искры попадут ей в глаза. Впрочем, ей хватило наблюдать и за искрами от наших палочек!
И вот уже Кремлевские Куранты начинают бить! И Бабушкины Ходики тоже!
Советское полусладкое Шампанское открыто и налито в бокалы! И пенится! И испускает пузырьки! И нам с сестрой тоже дали по полбокала! Ура! И мы дружно пьём, и все такие радостные кричим телевизору «С Новым Годом! Ура!» И зажигаем наши «бенгальские свечи»! Вот он — Волшебный миг Праздника уходящего Детства! Ура!

IV
Праздничный стол получился «на славу»! Смотреть на него было просто притягательно! Ведь он почти был похож на фото из маминой большой и толстой кулинарной «Книги о вкусной и здоровой пище», подаренной всем женщинам на её работе от имени Партии. Все снова сели за стол и продолжили есть вкусности! А на кухне варились пельмени, которые мы делали все вместе днем раньше. Наверное, они с тоской лежали потом в холодильнике до праздничного часа, мечтая, чтобы их побыстрее сварили и съели! Запах из кастрюли на плите доносился сквозь приоткрытую дверь. Вскоре мама принесла их на блюде и поставила в центр стола. Мы с сестрой так наелись салатов, что о пельменях уже и не мечтали — наши желудки были полны до отказа!
На экране «Рекорда», излучающего голубое свечение, появилась приятная женщина в белой блузке и красном пиджаке, с платочком в кармашке, в очках с красивой оправой. Как пояснил дядька, это была диктор ЦТ — будущее лицо советского телевидения Анна Шатилова! И теперь она вела Новогодний «Голубой огонёк».  Ирина Бржевская ходила по студии и пела «Я иду!», и родители наши тоже подхватили этот цепляющий слух мотив! А следом Марк Бернес исполнил «Я люблю тебя, Жизнь!» И все люди за столиками в студии подпевали ему! А когда зал притих, весь такой одухотворенный Владимир Трошин запел про космос и Юрия Гагарина — «Я верю, друзья! Караваны ракет помчат нас вперед от звезды до звезды»!
Тут родители привстали и стали громко говорить: «Смотрите! Смотрите! В студии — Юрий Гагарин! С бокалом шампанского!» — и мы, затаив дыхание, смотрели на Первого Космонавта в мире... Он отпивал вино и слушал песни! И сам пробовал подпевать!
А потом сразу несколько женских голосов запели хором «Хорошие девчата», и среди них знакомый родителям голос Н.Румянцевой! И этот хор весьма радостно сменил баритон молодого Эдуарда Хиля. Он исполнил впервые песню «Голубые города», ставшую сразу новым хитом советского народа!
Все эти «старые песни о главном», которых со временем стало так много — больше ста!, долгие годы пела и мурлыкала вся страна!

V
«А как же подарки?!» — думалось нам. И тут сестра спросила:
— А Дед Мороз уже принёс нам подарки? — и с такой большой надеждой посмотрела на родителей, что они сразу же оторвались от «голубого экрана»!
Отец достал из кармана рубашки медное колечко и сказал: «Вот это кольцо дал мне недавно Дед Мороз. Да-да! И Оно не простое! Потому как Оно может помочь всем найти свои Подарки от Деда Мороза!»
Мы всё ещё смотрели на него с каким-то ироничным полудоверием. И всё же принимали условия этой новой и нежданной «игры»!
Тогда мы не вешали никакие чулки и рукавицы, как это было принято во многих европейских странах, и не ожидали найти что-то интересное под нашими ёлками. А просто думали — «Где же в доме Он мог спрятать свои чудесные подарки?»
И вот уже начался поиск наших подарков по всему дому! Они могли лежать в самых невообразимых местах! И наши поиски сопровождались возгласами отца «тепло! холодно! горячо!» И когда мы все по очереди нашли свои подарки, счастью нашему не было границ — сбылось Волшебство от Снежного Деда!
Наши подарки были в картонных расписных и красивых «сундучках», на которых красивыми буквами было написано «С Новым Годом!». И в этих коробках с откидными крышками лежали самые разные конфеты и шоколад, печенье, мандарины и апельсины, и даже пакетик с орехами! И всё это богатство нам нужно было растянуть как-то на месяц! Или даже на два!
Мы с сестрой так устали, что смогли досидеть только до 01.00 ночи. Глаза слипались и в обнимку с подарками Деда Мороза мы пошли спать! А утром следующего дня, в наступивший Новый год, при свете солнца под ёлками вдруг обнаружилось нечто интересное! И это были те самые вещицы, которые мы просили у Деда в Письме Ему — сможет ли Он найти такие и прислать их нам?
Карандаши и альбомы для рисования, миниатюрные календарики, калейдоскоп, кубики и мозаика, миниатюрный перочинный ножичек, и даже маленький заводной паровозик!
И все последующие дни этот паровозик ложился вместе с нами спать и увозил куда-то вдаль! Наверное, в новую Отроческую жизнь!

© А.Тарновский, 2011, 2024