Дипфейк и проблемы доверия

Михаил Стронг
Эта статья представляет собой текстовую версию подкаста канала "Осколки Разума" "Дипфейк и проблемы доверия".

И начнем мы разговор об этой проблеме с формы Сборной России. Знаете, такая красная с красивыми вензелями одной известной фирмы. Какое-то время назад стало возможным покупать эту форму в магазинах. Кстати говоря, вспоминаются также советские спортивные костюмы, где сзади на спине была надпись такая "СССР". Так что, возможно, у этой проблемы большая история.

Так вот, одно время на улицах можно было часто встретить людей в спортивной форме Сборной России. И вот идет такой человек форме, а со стороны непонятно: это просто какой-то пешеход или это реально спортсмен или тренер.

Часто, кстати, в такой форме встречались люди, скажем так, плотной комплекции, не очень похожие на спортсменов. Понятное дело, что это могли быть тренеры, например. Но со стороны ведь непонятно, кто это.

И тут возникает вопрос: а как, вообще, кто-то может получить эту форму, если не покупать?

Основной способ такой: надо тратить с детства время, тренироваться, получать травмы, плакать, ругаться с родителями и друзьями, превозмогать себя, обижаться на тренера, испытывать гнев, ярость, желание все бросить, выходить на соревнования, доказывать, побеждать, стремиться быть лучше себя каждый день, бороться с трудностями, испытывать лишения. В итоге получить заветный вызов в Сборную и получить форму Сборной России.

Второй вариант - пойти и купить эту форму в магазине.

И на улице, когда вы смотрите на людей в форме, вы не знаете, кто есть кто.

Если форму носят только реальные спортсмены, то глядя на такого, сразу понимаешь - перед тобой человек, который заслуживает уважение. Ты проникаешься с нему добрыми чувствами, сопереживаешь ему, восхищаешься им.

А когда все подряд носят, то окружающие уже не реагируют на эту форму должным образом. Происходит обесценивание.

Переносимся на рынок товаров и услуг. Какой-то конкретный товар или услуга. Консервативная ситуация на рынке: все понятно, что и как. И вот на этом рынке появляется какой-то новый игрок, выскочка. Он приходит и начинает демпинговать рынок. Или этот выскочка слегка жулик. Он продает некачественные товары или услуги. Люди идут к нему или из-за низкой цены, или он, может быть, как-то красиво привлекает их чем-то. Ему проще, он же жулик. Люди приходят, покупают товар или услугу, а она - некачественная. И столкнувшись с таким вот жуликом, люди уже начинают распространять свое недоверие на всех участников рынка.

И опять происходит обесценивание: из-за одного жулика недоверие растет ко всем.

Идем дальше. Информация в Телеграм-каналах. Человек пользуется каким-то каналом, а потом выясняется, что на этом канале размещен фейк (ложная информация). Факт распространения фейка подтверждается. И читатель канала теряет к нему доверие. И совершенно уже неважно, что в девяноста девяти процентах случаев все было хорошо. Один факт распространения недостоверной информации приводит к потере доверия ко всему каналу. И как говорят: "Потерять доверие легко, а восстановить - трудно".

Если потом человек обнаруживает еще один фейк на другом канале, то он уже начнет терять доверие, вообще, к платформе, к самому Телеграму.

Здесь можно попытаться возразить и сказать, что в Телеграм и в других социальных сетях есть проверенные каналы, которые получают специальные значки (проверенный, авторизованный канал). И вроде как тогда доверия больше. Но проблема в том, что если этот проверенный канал вас обманул, то теряется доверие и к нему. А если потом какой-то другой авторизованный канал тоже вас обманул, то доверие теряется и ко всем авторизованным каналам.

Идем дальше. Возьмем личные отношения. Точнее - межличностные отношения: личные, рабочие, дружеские. Люди общаются, все замечательно. А потом вскрывается обман в этих отношениях. Теряется доверие. Отношения разрушаются.

А теперь переходим к дипфейкам (deepfake). Наверное, въедливый читатель уже понял, к чему мы ведем.

Как мы получаем информацию? Визуально, через аудио и через текст как особый вид визуальной информации. Дипфейки - это как раз аудиовизуальная информация: там используется картинка и голос. И когда дипфейки получат массовое распространение, а до этого осталось совсем чуть-чуть, и появятся какие-то ролики, которые дискредитируют каких-то официальных лиц, каких-то публичных известных личностей, люди окажутся в новой реальности. В этой реальности люди потеряют доверие к целым институтам власти, к органам власти, к лицам, которые до этого пользовались общественным доверием.

Да, возможно, потом эти люди выступят с опровержением, что этот ролик неправда. Но, задумайтесь! В мире, где возможны любые дипфейки, и это опровержение тоже может быть дипфейком. Доверие будет подорвано ко всему!

Вроде бы наши рассуждения очень логичны, не так ли?

Нам говорят, что технический прогресс - это необратимый процесс, который невозможно остановить. То есть, все непременно случится.

И возникает вопрос: а что же тогда делать?

Вроде бы этот вопрос к властям. Нужно как-то контролировать этот процесс. Но как можно контролировать то, что происходит в Интернет? Люди из России могут заходить на сайты, которые созданы людьми из Канады. В Интернет нет границ. Сделать что-то и распространить что-то можно из любой точки мира в любой точке мира.

Ограничить можно не полностью с помощью технических средств (файерволлы, блокировки сайтов и т.д.) и с помощью физического обрезания кабеля. Также можно регулировать вопросы создания дипфейков, но Интернет-среда сложно поддается регулированию, если не ограничить Интернет сферой действия государства, то есть, физическим обрезанием кабеля или какими-то жесткими ограничениями выхода из зоны действия государственных органов.

Допустим, государства решают, что они не хотят или не могут этим заниматься. И что же тогда остается делать людям? Что делать человеку в мире, где то, что человек видит в интернет, может не быть тем, за что это выдается?

Здесь надо напомнить. Сейчас в информационном поле фигурируют такие цифры, что чуть ли не до семи часов в день люди проводят в Интернет.

Это означает, что сейчас люди, в основном, именно в Интернет получают информацию, влияющую на их сознание. Вы понимаете, к чему мы приходим?

Как уберечься от этого? Как в этом всем находить нужную информацию? Как не потерять ориентиры? Как остаться собой? Как оставаться защищенным?

Очень любопытно, что говоря об инструментах такой защиты, мы по сути будем говорить о тех вещах, на которые сейчас направлен удар "глобалистов". Мы об этом уже не раз говорили на страницах канала. Возможно, неспроста эти инструменты выбивают сейчас из-под ног людей. Хотя чего уж там - выбивают. Выбили, практически!

Итак. У человека для ориентации в жизни есть определенные маяки. Чтобы получить контроль над человеком, нужно лишить его этих маяков или заменить их другими маяками. Что это за маяки?

Ну вот например. Куда может пойти за советом человек в трудной ситуации? К родителям. К другим авторитетным взрослым людям, которым он доверяет. Но в первую очередь, к родителям.

И что же делают глобалисты? Они разрывают связь между родителями и детьми. Детям внушают: "Родители ничего не знают!", "Интернет подскажет все", "Родители устарели", "Общаться с родителями несовременно", "Погугли, в Википедии посмотри", "Учителя не авторитет" и т.д.

Следующий маяк - образование. Хорошее фундаментальное образование даст человеку возможность отделять настоящую информацию от ложной. Хорошее образование учит людей самому главному - мыслить. Человек учится критическому мышлению. А критическое мышление понуждает человека подвергать сомнению входящую информацию, искать подтверждения, сопоставлять факты, заниматься самоанализом.

И мы видим, как планомерно в западном мире (по сути везде, куда дотягиваются руки глобалистов) осуществляется уничтожение образования и замена его на псевдообразование с какими-то идиотскими заданиями и тестами, которые непонятны даже взрослым. В итоге люди деградируют. Они вроде бы поучились, но образования у них нет.

Еще один маяк - это некое фундаментальное понимание какой-то центральной идеи. Идеи, которая доминирует в обществе. Это может быть разная идея. В Северной Корее, например, это идея Чучхе. В США это идея призрачной демократии. В Европе это какие-то европейские ценности. Не важно, при чем, насколько все эти идеи реальны. Суть в том, что когда человек не может в Интернет определить, где правда, а где ложь, ему необходимо соотносить поступающую информацию с некой базовой идеей. И этой идеей и является основа, которая закладывается в процессе образования человека, в семье, в институте, в обществе, в медиа. То есть, это какая-то идея, которая пронизывает всю его жизнь.

В качестве примера можно привести вот такие конструкты: "Москва - столица России", "Земля круглая".

И в этой парадигме, если человек получает информацию из Интернет, что столица России - не Москва, это вступает в противоречие с его центральной идеей и в голове загорается тревожная лампочка. Так это работает. Заметьте, что в России нет официальной идеологии.

Следующий маяк мы уже озвучили выше - критическое мышление. Здесь просто подчеркнем его важность. Критическое мышление - это мощный интеллектуальный аппарат, которым должен быть вооружен любой человек (тот человек, который человек с большой буквы). Это образ мышления, который предписывает человеку определенным образом относиться к входящей информации, подвергать ее сомнению, критическому анализу, разбирать, что в этой информации верно, а что - ложно, искать подтверждения.

Но что мы видим в реальности? Наше общество пронизано мелкими технологическими псевдорешениями, которые направлены на то, чтобы человек разучился критически мыслить, принимать решения, быть осознанным. Ему все время подсовывают псевдоскрипты, которые делают за него всю, как говорят, грязную работу. "Не тратьте свое драгоценное время - мы поработаем за вас. Не жмите лишнюю кнопку - мы нажмем ее за вас". И человек таким образом превращается в амебу, в ленивое животное, озабоченное только получением удовольствий (да, да, та самая крыса, давящая на кнопку до смерти). Он становится уродливым подобием того, что называют homo sapiense. Это существо сидит, открыв рот, и ждет, когда ему положат туда манную кашу. Само оно думать и кормить себя уже не в состоянии.

Следующий маяк - идентичность. Человек должен понимать кто он, что из себя представляет, какие у него ценности, идеи, откуда он, какая у него история.

И посмотрите, что происходит. Эти внешние силы пытаются лишить человека идентичности. "У тебя нет пола", - говорят они, - "нет истории, нет страны, живи везде, будь кем хочешь". Но ведь быть всем означает быть никем! И именно это и продвигают в массы!

То есть, весь тот инструментарий, который человеку должен помогать разбираться в жизни, в мире, в информации, мыслить, у человека отбирают!

В общем, дипфейки - это серьезная угроза стабильности нашего мира, его привычного уклада. Дипфейки могут разрушить доверие в обществе уже на глобальном уровне, в больших формациях. А механизмы, которые могли бы помочь людям преодолеть риски, планомерно разрушаются глобальными силами. Так и живем. Есть ли выход?

Что думаете вы?


COPYRIGHT: Фото Leonardo Yip с сайта Unsplash