Заповеди 3

Владимир Шваркунов
     ЗАПОВЕДИ 3
(посвящается Великому посту)
               
                «потому что праведный               
                верою жив будет.» (Гл.3:11).


МЫ – ГАЛАТЫ

«Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?». (Гл.5:7).

Обращаясь к галатам ап. Павел утверждает, что Христос пришёл не сразу, хотя (от Начала) Писание и пророки свидетельствовали лишь о Нём. Однако мы, человечество, не были готовы. Так в чём же заключалась наша неготовность? Именно в том, в чём сейчас галаты отпали от Христа, т.е. оказались опять «не готовы». Ведь он (Павел) сокрушается о них не за «обрезание», а за то, что они, будучи от «природы» духовными (имеющие веру по жизни), оказались (как только представился случай) прельщены законом, который не устраняет (а утверждает) вожделений плоти, а значит уводит от большего - от благодати, от духовного. Это можно сравнить, когда в Советское время академики и профессора желали оказаться на овощебазе перебирать картошку (преувеличил для наглядности).
Отчего же «представился случай»? От того, что стали «свободными», т.е. свобода сделалась для них угождением плоти, от чего и предостерегал Павел, говоря: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти …» (Гл.5:13).  Раньше они – язычники (но с верой) и никого не интересовали. Теперь же оказались в «истине» - не только с верой, но и со Христом и сразу всем понадобились. И в одночасье оказались и без веры, и без Христа.
Возможно причина такого лёгкого прельщения была в том, что все эти годы они были лишены, чем обладал Израиль, и когда оказались равными, но не по плоти, а по Христу, захотелось и по плоти, т.е. «обрезания».

Вот какими они были с верою.
«Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня: знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса. Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.» (Гл.4:12-15).

А вот после прельщения кем стали.
«Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.» (Гл.5:15).
«Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.» (Гл.5:26).
«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.» (Гл.5:7-8).

Они сеяли в дух, и обрели Христа, а потом стали сеять в плоть и пожинают теперь распри и козни – тщеславятся и раздражают друг друга, считая себя со Христом, а сами давно уже без Него.

«Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гл.4:19).

Произошло очевидно то, что, поддавшись искусителю, галаты пустились «обрезываться», что сделалось в их глазах обязательным и невольно превратили закон (дела его) выше Христа, а тем и возгордились над остальной братией по вере, т.е. поступили по закону, а не по вере.
На то ап. Павел категорически говорит им:
«Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.» (Гл.5:6).

И если говорить, то он был более в законе, чем кто-либо из них, но оставил всё ради Христа и считает себя как они, для того что бы они считали себя как он – равными во всём (и вдруг решили «обрезываться»).
«Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы.» (Гл.4:12).

Мы – галаты и, как они, полагаем себя христианами, а держимся не веры, а дел закона, одно лишь - не «обрезываемся», т.е. закон выполняем выборочно.
«Еще свидетельствую всякому человеку – утверждает ап. Павел - обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.» (Гл.5:3).

Сами прельстили себя от высоты ума своего – «высокоумием», как когда-то люди смущали веру галатов делами закона, так высокоумие (т.е. тщеславие) не даёт, мешает нам обрести Христа.
А ещё мы стали «богатыми». Богатыми не потому, что у нас много денег, а потому, что нам есть чего терять. Например, жизнь в достатке и довольстве. Кто же захочет с ней разменяться?
В Евангелие от Луки рассказывается о «некто из начальствующих», который спросил Иисуса.
«Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк.18:18).
При этом заповеди, дела закона, он сохранил от юности своей. Иисус советует ему всё что имеет продать и раздать нищим, и следовать за Ним.
«Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.» (Лк.18:23).
И здесь Учитель говорит свои знаменитые слова.
«ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.» (Лк.18:25).
В этом же Евангелие в главе 7 мы читаем о другом «начальствующем» - сотнике из Капернаума, очевидно, богатого не меньше «опечаленного», который удивил своей верой Учителя и даже не отказом от того, что имел.
«Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.» (Лк.7:9).
А сколько в истории богатых и знатных удостоились святости, не отказываясь от своего состояния и положения. Значит причина не в богатстве, а в отношении нас к нему и именно то самое.
«ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.» (Мф.6:21).
Всё нам во благо, всё во спасение, как богатому – богатство, так и бедному – бедность. Надо только правильно использовать наши возможности, наши «таланты». Вот Ксения (Петербургская) и угла не имела, а Матрона (Московская) даже слепая от рождения была и ни что не мешало, а только способствовало им стать святыми. Да и про богатого сотника из Капернаума, почитайте, там довольно сказано о вере его. Нам же (до веры) недосуг, а потому и то малое, что имеем ко спасению прячем подальше - «закапываем» (прикрываясь законом, как галаты).


P.S. Обратите внимание, между блаженными и сотником можно поставить знак равенство, хотя по социальному положению они на разных полюсах, но в духовном (по вере) – равны! То есть богаты благодатью, а бедны (нищи) плотью: там пренебрежение жизненными удобствами (ради Бога) и здесь пренебрежение богатством и своим положением (ради ближнего своего) и тем самым всё у них ради Одного – ради Любви!
А теперь послушаем, как бедная вдова оказалась богаче всех богатых.
«И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.
Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.
Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое.» (Мк.12:41-44).

Рисунок. Гюстав Доре. «Лепта вдовы». 1866.