Из записной книжки 1

Владимир Федорович Васильев
Творчество как созерцание

К вопросу о том, что творчество – не действие, а состояние души.

 С этой позицией не согласны те авторы, которые понимают под творчеством самовыражение и самореализацию личности. Э. Фромм, например, справедливо замечает, что «только творчество наполняет жизнь человека особым смыслом и позволяет ему радоваться жизни, не цепляясь за ее ценности». Но по-Фромму творчество не дар смиренного созерцания, а исключительно продуктивная деятельность: «творческий человек является таковым лишь тогда, когда он ведет себя не как пассивный реципиент, а как активный производитель, который выступает по отношению к миру как личность». Таким образом, творчество здесь отождествляется с деятельностью.


Думается, сей взгляд глубоко ошибочен. Наоборот:  творчество – додеятельное состояние души. Деятельность – вторичная обслуживающая функция (необходимая, например, при обработке художественной или научной идеи, при оснащениях техникой, технологией и др.) В иерархии «кто кого породил» созерцание раньше деятельности. Творчество, прежде всего, созерцание.


Наиболее глубокое идейное обоснование творчества-созерцания дано в концепции К. Юнга.

 «Установка на личностное, – подчеркивает К. Юнг, – провоцируемая вопросом о личных побудительных причинах творчества, совершенно неадекватна произведению искусства в той мере, в какой произведение искусства не человек, а нечто сверхличное. Оно – такая вещь, у которой нет личности и для которой личное не является поэтому критерием. И особенный смысл подлинного произведения искусства как раз в том, что ему удается вырваться на простор из тупиков личностной сферы, оставив далеко позади всю временность и недолговечность ограниченной индивидуальности. <…> Художественное произведение надо рассматривать как образотворчество, свободно распоряжающееся всеми своими исходными условиями <…>, можно было бы, пожалуй, даже говорить, что оно есть самосущность, которая употребляет человека и его личные обстоятельства просто в качестве питательной среды, распоряжается его силами в согласии с собственными законами и делает себя тем, чем само хочет стать».


Это не слишком соответствует либеральным взглядам на творческую индивидуальность, но очень хорошо согласуется с фактами.