Часть 4. Дети дедушки и бабушки. Сын Ян Иосифович

Владмир Пантелеев
 Предыдущее:Моя бабушка Барбара Стербовичюте


  МОИ ТЁТИ И ДЯДИ. Дети Иосифа(Иозуса)Янкевича и Варвары(Барбары)Янкевич.

   Сын  Ян Иосифович Янкевич (1903 – 1936)
 
   Самый старший сын.  Дед и бабушка, уже имевшие горький опыт смерти ранее родившихся своих детей, всячески Яна оберегали, не ругали за шалости. Став подростком, был зачинщиком и организатором всех проказ чинимых младшими братьями, но к чести, надо сказать, всегда выручал их, признавая вину за собой.
 
   Судьба  Яна и его семьи сложилась трагично. Рано женившись на Ксении Павловне Дмитриевой, он ушёл жить к жене, женщине, старше его на десять лет, красивой и  весёлой, умевшей достаточно профессионально играть на гитаре и петь.  У них родилось трое детей – дочери Мила, Нора и сын Юлий. Жили они в центре города, в квартире на втором этаже. Их полукруглый  балкон находился на углу  дома. Так как улица шла  в гору, балкон располагался совсем низко от тротуара.

 С этого балкона зимой, когда в доме случился пожар, старшую дочь  Яна – семилетнюю Милу, больную корью, спустили вниз и в суматохе оставили стоять на земле босыми ногами. Девочка простудилась и, получив осложнение,  умерла.
   
      Вторая дочь  Яна – Нора, тоже погибла совсем молодой, в возрасте шестнадцати лет. Случилось это во время войны,  Яна уже не было в живых. Школьников посылали в колхоз, на уборку урожая. Нору, в сельской местности  укусил малярийный комар, и она заболела малярией, спасти её не удалось, т.к. в больницах не было необходимых препаратов.

     Юлий, младший из детей  Яна, воспитывался после его смерти матерью. Жили весело и бездумно. У Ксении, не утратившей своей привлекательности, собирались богемные компании, днями напролёт с гитарой  и песнями, попивали винцо, не задумываясь ни об образовании детей, ни о трудностях жизни в целом, в общем, весело плыли по течению.

   Когда в конце сороковых умерла  Ксения, младший брат Яна -  Станислав, хорошо обеспеченный и,  к тому времени занимавший большой пост в Вильнюсе, захотел взять племянника к себе, чтоб воспитать и дать ему должное образование. В день отъезда  Станислав пришёл за Юлием, но мальчика дома не оказалось, родня его  умершей  матери  не отдала  его на воспитание в семью дяди. В результате Юлий  нигде  не выучился, проработал всю жизнь шофером  среди простых  работяг, не считающих грехом пристрастие к алкоголю.  Думаю, если б он уехал в Вильнюс со своим дядей, судьба его сложилась бы совсем иначе.
 
     В зрелом возрасте Юлий выглядел,  как и все из породы Янкевичей -  высокий, с хорошими чертами лица, доброй улыбкой. Только не было в нём стати, свойственной его дядям и порождённой их служебным положением в обществе.  Вот как о нём вспоминает его двоюродная племянница Наталия Георгиевна Прозорович: «Мы с ним часто перезванивались и хорошо общались, он очень помог мне с отъездом из Баку. Первое время я звонила ему из Свердловска, но, потом телефон перестал отвечать,  связь с ним оборвалась. Побывав в Баку через 30 лет, я подошла к дому, где он жил, постучалась в квартиру, дверь открыл незнакомый мужчина. Представившись родственницей Юлия, я спросила о его судьбе -  оказалось, что он умер в девяностых годах. Подробности мужчина не знал».

   Сам же  Ян  скончался в 1936 году в  возрасте тридцати трёх лет, от заболевания почек, ставшего следствием простуды. Работая в сельском районе Азербайджана (он был инженером-геодезистом),  Ян узнал, что в доме случился пожар, а его дочь Мила   больна и находится при смерти. Нужного транспорта в этот момент не оказалось, и он решил зимой вплавь переплыть  реку и срочно выехать домой. Это вынужденное купание в ледяной воде и послужило толчком к его заболеванию, а впоследствии и к смерти.

Букулты      Апрель 2024г.

         Далее: дети дедушки и бабушки: Дочь Ядвига Иосифовна