Майкл вулакот

Виктор Воронков 2
Майкл Вулакот, англичанин, один из руководителей проекта ТАСИС, в котором пришлось мне работать. Для меня он был образцом настоящего менеджера. Системный анализ на бумаге – это одно, а вот его воплощение в реальных делах, да ещё с подробным обоснованием предлагаемых действий – другое. Этим Майкл разительно отличался от других руководителей проектов датской, итальянской, греческой и голландской национальностей, в которых пришлось так же мне поработать. Плюс ненавязчивая обходительность и вежливость. Благодаря его настойчивости меня включили в группу директоров для посещения образовательных учреждений и объектов фермерской инфраструктуры в Англии, где мы провели десять дней. Не смотря на корректность высказываний и тактичность их построения в адрес дел в России, мне всегда хотелось показать Майклу, что «мы тоже не лыком шиты». Майкл это понимал и, иногда, подтрунивал надо мной и моими сотоварищами. Очередной раз это проявилось при утренней посадке в автобус, когда он поинтересовался, положили ли мы пакеты с бельём около своих номеров для стирки. При этом добавил: «А 10-ть, 15-ть центов то же положили в пакеты? (подтекст – про чаевые забыли?)». Видя наши недоумённые лица, весело добавил: «Вижу, нет. Ну, ничего, у меня мелочи много (при этом достав из кармана пригоршню мелочи), в проекте и эта статья расходов есть». Второе замечание от Майкла прозвучало к вечеру отдельно для нас мужчин: «Господа, тот ящик, что стоит в туалете, он не для отработанной туалетной бумаги, а для отработанных женских принадлежностей». Вроде бы всё правильно, да только мы думали и заботились о работоспособности канализации, ведь здание старое, с медными трубам (здание паровозного магната, подаренное государству). Вдруг засорится?  Нам же потом краснеть. А вышло всё равно, хоть немного, но смущаться. Тем же вечером идём по улице местечка Шатлворд. Из канализационных труб, которые проложены снаружи зданий, иногда слышится бочково-сливная «музыка». Я театрально при этих звуках вздрагиваю и шарахаюсь в сторону. Майкл начал оправдываться: «Виктор, это канализация. Мы монтируем её снаружи, что бы места в доме было больше свободного». Внял, добавив от себя, что и климат здешний это позволяет. На что Майкл уважительно согласился. Идём дальше. Вижу дом, покрытый тщательно уложенной и причёсанной соломой, прикрытый сверху металлической сеткой. Понимаю, что это особый шик и, всё же, подначиваю Майкла, - А у меня дед соломой только скотный двор крыл. Майкл и тут бросился в объяснения, - Соломенная крыша – это очень дорого. Экология! Мы заботимся о своём здоровье и экологии. Продолжаем прогулку. Большинство домов таун хаусы. Перед входом в дом небольшой газон, метров двадцать – сорок квадратных, и, как правило, сидящий в кресле на этом газоне хозяин. Отдыхает, наслаждается прохладой вечера. Изрекаю: «Бедно живёте». Майкл тут же засыпал меня вопросами, пытаясь понять логику моего вывода. Отвечаю: «В лес войти можно? Нет. Там шлагбаум и вывеска о частной собственности. У пруда тоже есть хозяин. Куда бедному англичанину податься. Душа отдыха просит (перефразированная цитата из фильма «Чапаев»). Вот и сидит он на этом клочке земли, не ведая свободы перемещения. А у нас? Я и грибы собрать в лесу могу, и палатку свободно могу поставить, и шашлык при необходимости на природе приготовлю. Да и дома современные у нас будут посолидней». Переводил Ваня Перов, который, он этим отличался, всегда от себя что-то добавит. Майкл растерялся, а затем яростно включился в спор. Через некоторое время, увидев наши явно довольные и немного злорадные лица, успокоился, а затем, осознав, что его специально заводят, вместе с нами рассмеялся. Спор продолжили в баре.  Через день у меня представился другой случай ещё раз показать Майклу нашу особенность. Обедаем в столовой колледжа в месте нашего проживания. На раздаче, подогретая на мармите, привезённая пища. Повара вежливо спрашивают о наши пищевых желаниях, и добросовестно отмеряют и накладывают в тарелки желаемое. В конце обеда Майкл предлагает поблагодарить поваров за их профессионализм. Что мы и сделали, громко похлопав в ладоши. Но на выходе я всё же спросил его, а в чём собственно заключался их профессионализм. Майкл, немного подумав, глядя на меня, с улыбкой ответил, что они не только накладывают пищу, но и соблюдают тепловой режим подогрева, правильно сочетают продукты.
- И всё?
- Всё.
- Тогда предлагаю организовать обмен опытом между вашими и нашими поварами. Хочу я посмотреть, как ваш повар с пятью килограммами мяса сможет накормить почти сто школьников первым и вторым блюдами. Не сможет? А вот наша, допустим, повариха Марья Ивановна это делает каждый день. И учти, вкусно готовит. Так что подаём заявку на проект?
Опять улыбнувшись, видимо вспомнив наш не давний спор «про бедноту», Майкл Вулакот отказался от такой перспективы.