Блошиный рынок вчера, сегодня, завтра

Олеся Менделевич
 
 На блошиный рынок я попала исключительно благодаря статье. Данная местность меня никак не привлекала, несмотря на то, что считается одним из излюбленных туристических районов Тель-Авива. Мои знакомые часто начинают рассказывать о старинных вещах, редчайших антиквариатных находках, цены которых оставляют в изумлении. Хотя, на первый взгляд, они выглядят чем-то заурядным и простым для неопытного взгляда. Сегодня, прибыв на место назначения, я убедилась в этом сама. Старинная атмосфера Яффо, где и расположился блошиный рынок, предрасполагает к иному взгляду на происходящее.

Мебель, посуда, игрушки, часы и миллион разнообразных вещей, прибывших к нам из разных стран и временных периодов. Рассматривая все это, я осознала, что долгое время жила с предвзятым мнением насчет старинных и просто старых вещей. Есть люди, готовые платить немалые суммы, чтобы пополнить коллекцию еще одной куклой 30-го года рождения или чайником позапрошлого века. Таким образом, мои суждения о рынке развеялись как дым, оставив место восхищению, любопытству и знакомству с новым миром.

Во время Короны намного легче циркулировать между длинными рядами, заполненными огромным количеством предметов на любой вкус. Жаркие дни также способствуют уменьшению посетителей. Сразу заметны обыватели, с наметанным на раритеты взглядом. Они медленно проходят, рассматривают понравившиеся вещи, торгуются, покупают. Есть любители, которые заглядывают сюда ежедневно, так же, как иные ходят в бары и рестораны. Последним нравится вкусно покушать, а завсегдатаям блошиного рынка успеть выхватить редкую вещицу.

Среди немногих магазинов старинного блошиного рынка, «Палестина» занимает почетное место. Его владелец Амоц уже в течение 30 лет находится на территории рынка. «В конце 70-х я открыл свой первый магазин идентичный этому, в самом центре Тель-Авива, но там не пошло, и я переехал в скорости сюда. И с тех пор я здесь».

Амоц поясняет мне, что на сегодняшний день, мест, что предлагают старинную продукцию, осталось раз-два и обчелся. Большую часть уже занимают нового вида бутики, продающие музыкальные инструменты, разнообразные изделия из тканей, посуду и прочие предметы быта.

- Многие из моих соратников начали закрываться в течение последних лет ввиду цен на недвижимость. К сожалению, для некоторых, местный муниципалитет решил сделать из данной зоны, туристическую, что, соответственно, повысило многократно цены на съем. Не все способны выплачивать 10000 шекелей в месяц (примерно 3000 долларов). Я остаюсь здесь так как это моя собственность, и любовь всей жизни».

Арендная плата причина, по которой многие покидают блошиный рынок и приспосабливаются к новому образу жизни: совершают продажи на других рынках, разбросанных по всей стране. Некоторые открыты только в выходные дни, а в остальные кочуют по всей стране.

- Лично мне номадный образ жизни не подходит, и магазин как родной дом. Я один из немногих, что воспротивился решению муниципалитета превратить настоящий блошиный рынок, что существует здесь уже более века, в разноцветную, опрятную местность для туристов. Мое мнение - блошиный рынок, это не красивая обертка для конфеты, но место, где продают старые вещи, и выглядеть это место должно соответственно.
Во Франции, например, да и вообще, в Европе, блошиный рынок не сияет чистотой. Отсюда и его название. Блошиные рынки по всему миру начинались как места, где продавали бывшие в употреблении кровати, матрасы, постельные принадлежности, а в них было много блох. И чтобы он подтверждал свое название, он должен остаться в первозданном виде. Но это мое личное мнение.
Когда только начались рассказы об изменениях, я часто присутствовал на совещаниях, но это мало помогло».

Сегодня, прогуливаясь по маленьким улочкам старого Яффо, можно увидеть 3-4 магазина и небольшой открытый рынок со старыми вещами. И, безусловно, после рассказа Амоца, стали ясны неимоверно высокие цены: «В начале (мы говорим здесь о 30-40-х годах прошлого столетия), еще до провозглашения государства Израиль, блошиный рынок принадлежал арабам, и первая волна евреев, прибывших отовсюду, покупала там все необходимое, т.к. было дешево, а у них не было финансовой возможности. В связи с поднятием цен на недвижимость, возросли цены на продукцию.
 
- А как насчет вашего магазина? 30 лет немалый срок…что, вообще, побудило вас открыть магазин на Блошином рынке?
- Я всегда собирал вещи, по-моему, с самого рождения. И после того как закончил университет (факультет искусства) и встал выбор о работе, то я, недолго думая, открыл свой первый магазин, идентичный этому. В том месте не пошло, а здесь, на блошином рынке, очень даже. Я очень люблю свое дело, и это то, что меня держит здесь.
Идея моего магазина вложена в его название (Палестина): моя цель, чтобы каждый клиент, который заходит в магазин, чувствует, что оказался в Палестине. И свое название магазин абсолютно оправдывает. Здесь, на крошечной территории, находятся сотни, а, может, и тысячи самых невероятных предметов, некоторым из которых уже более века. И невероятны они именно поэтому. Старинные портфели, пистолеты, картины, игрушки, предметы кухонной утвари, медицинские принадлежности, шлемы, запчасти автомобилей 20-х годов. Создается впечатление, что мы действительно находимся в начале прошлого века".
- Во время первой волны Короны я, естественно, не работал, и даже начал задумываться о возврате в прежнюю профессию (артист различного вида искусств), и сейчас создаю новую коллекцию из старинных аппаратов".

Мне же интересно, кто все это покупает, Кому нужны старые вещи? Как оказалось, многим.

- Клиенты самые разнообразные. В обычное время, 50% покупателей – туристы, а также коллекционеры, которым важно пополнять свои коллекции. Или, например, адвокаты покупают печатные машинки; бары и рестораны кофемолки либо кухонную утварь для интерьера. Фотографы могут приобрести камеру конца ХIX века, чтобы создать имидж своему магазину. Покупают также декорации для спектаклей, для кинофильмов. Так что, желающих хватает.

- Откуда прибывает новый товар?
- Почти каждый день приходят люди, чтобы продать мне старые вещи. Это либо старьевщики, которые хотят освободиться от излишек; либо люди, у которых умерли пожилые родители, и есть много скарба, что не нужен детям, но для иных представляет ценность.
Помню, в начале своей карьеры, я покупал только то, что мне нравится. С годами научился думать больше о своих покупателях, и приобретать то, что нравится им.
 
                ХХХХХХХХХ

И чего здесь только нет. На любой вкус и цвет…Я немного отдаляюсь от своего собеседника, и обнаруживаю на столике рядом с прилавком, музыкальную шкатулку, по меньшей мере 50-летней давности. Портфели, картины, обувь, открытки…Здесь есть все, что только можно представить: от гвоздиков 20-х годов, молотков, до мясорубок, готовых к пользованию и швейных машинок «Зингер».

В магазине играет классическая музыка, в полной гармонии с находящимися в нем вещами. Его хозяин строит изделие для новой коллекции, и сливается в единое целое с процессом, все же успевая при этом обращать внимание на клиентов.

Для меня Амоц, интегральная часть этого чарующего мира, где можно с легкостью забыться на неопределенный срок, а очнувшись от путешествия в прошлое, не сразу осознать, что на пороге ХХI век с его новым взглядом на реальность. Но хочется верить: несмотря на изменения, происходящие в мире, хотя бы маленькая часть прошлых ценностей и жизненных приоритетов уцелеет.