Отчего у бутылок J. P. Chenet кривое горлышко?

Игорь Альмечитов
Отчего у бутылок с винами марки «Жаль Поль Шене» кривое горлышко?


Наверняка, большинство из нас, если не пили, то, как минимум, видели в алкомаркетах французские вина марки Жаль Поль Шене. Или, если быть более точным, то марки «J. P. Chenet», как она и называется в оригинале.

А те, кто присматривался к этим бутылкам, наверняка, обращали внимание на искривлённое горлышко каждой первой бутылки. Так что списать просто на производственный брак стеклодувной промышленности какую-то партию этих бутылок было точно нельзя... А, значит, за подобной искривлённой формой обязательно должна была скрываться какая-то маркетинговая история, окутанная легендами из далёкого прошлого...

У «специалистов» по теориям заговоров (если дать волю их «раскрепощённому» воображению) наверняка появилась бы «стройная» теория о том, что вино это не французское, а «набуторено» в подпольных цехах Подмосковья, где в нечеловеческих условиях трудятся выходцы из Средней Азии и ещё более удалённого забугорья, наливая в бракованные бутылки разноцветные химические составы, настоянные на дешёвом техническом спирте...

Увы, в данном случае, придётся сильно огорчить «знающих» людей, так как вино под данной маркой действительно является французским (разве, что кроме небольших партий, которые, вполне вероятно, и бодяжатся в тех самых нечеловеческих условиях).

Ибо, как свидетельствует та самая «древняя легенда» однажды Людовику XIV (тому самому, которого называли «король-солнце» и который довёл абсолютистскую власть во Франции до своего апогея, обозначив её фразой «Государство — это я») подали на обед красное вино, присланное ко двору придворным виноделом Жаном Полем Шене. Вполне естественно, что вино оказалось превосходным, но вот горлышко той самой бутылки оказалось кривым...

(Что и неудивительно, ибо во Франции того времени ещё не было полноценного стандартизированного бутылочного импортозамещения из какого-либо «Китая» того времени. А аналога современного Роспотребсоюза, зорко следящего за качеством продуктов ради своих безгранично доверяющих ему потребителей, не существовало даже в самых смелых и отдалённых проектах. Потому французские стеклодувы периодически допускали в своей работе такие вольности, которые сейчас вызвали бы шквал возмущения от «неравнодушных граждан», которые по «доброй» российской традиции сразу письменно просигнализировали бы «куда следует» об отклонении от «основной производственной линии партии»).


Как гласят легенды, неидеальная, мягко говоря, форма бутылки вывела из себя короля-перфекциониста. После чего гонцы сразу же были отправлены за знаменитым виноделом...

Судя по легендам, дошедшим до нас из того времени, «провинившихся поставщиков» не лишали «госконтрактов» без объяснения причин, потому виноделу дали возможность объясниться и оправдаться перед королём (как бы удивительно это ни звучало, но в то «вечно непростое и вечно нелёгкое» время «самодержцы» ещё снисходили до того, чтобы лично встречаться и общаться с простыми смертными).

Иными словами Жана Поля Шенет доставили непосредственно на аудиенцию к королю. После чего (опять же, если доверять легендам), сидящий на троне уже не первый десяток лет монарх обратился к «сопутствующему в его великой жизни незначительному обстоятельству»:

- Что с вашей бутылкой, господин Шене? - спросил Людовик XIV, указав на бутылку, которая, как очевидная улика всё ещё стояла на столе короля.

- Она склонилась перед блеском Вашего Величества, - не растерялся «легендарный» винодел, судя по всему, не обделённый острым умом.

- А что это за вмятина на ней? - никак не мог уняться всё ещё «накачанный адреналином» самодержец.

- Вмятина на ней такая же, как на пышных юбках Ваших фрейлин от Ваших нежных прикосновений, Ваше Величество.

В результате король оценил острый ум и юмор винодела и якобы даже щедро наградил его сверх обязательств, установленных «госконтрактом» на поставки алкогольной продукции ко французскому двору.

С тех времён (опять же, как гласят те самые легенды), вина «J.P.Chenet» разливают исключительно в бутылки с кривым горлышком и вмятиной на боку...

По другой легенде, которая вполне логично вытекает из описанной выше «король-солнце» любил баловать изысканным вином Жана Поля Шене свою фаворитку маркизу де Монтеспан. По очередной легенде, после разрыва с бывшей уже возлюбленной, монарх навсегда запретил выпускать её любимый напиток. Якобы уникальный рецепт того вина был утерян и опять нашёлся в одной из старинных книг, как раз к 1984 году (удивительное совпадение!) — времени, когда на рынке и появился винный бренд J.P. Chenet и когда первая бутылка игристого вина с кривым горлышком увидела свет во французском регионе Лангедок-Руссийон.

Как считают некоторые историки, винодел Жан-Поль Шене, несомненно существовал, как исторический персонаж и даже внёс свой вклад в развитие французского виноделия, но к упомянутому современному бренду (как и нынешнему «рецепту» вина) отношения, увы, не имеет никакого. Не считая, естественно, своего звучного имени.