вице-адмирал Титоренко Н. Н

Александр Николаевич Юрасов
волонтерский проект "Воронежский Край в Золотых погонах" (2018г.)=

ТИТОРЕНКО  Николай Никифорович (р. 22.7.1935, г. Россошь) «контр-адмирал в отставке» (20.4.2005 № 8/п) звание присвоено по инициативе Воронежского областного Совета ветеранов, член Союза журналистов СССР (1965), лауреат премии Правительства Российской Федерации (2000), Почётный член экипажа подводной лодки С-13 (1996), окончил: Ленинградское Нахимовское училище (1947-52), минно-торпедный факультет Ленинградского Высшего военно-морского училища подводного плавания им. Ленинского комсомола (1952-57); служба на Тихоокеанском флоте (1957-82), командир торпедного отделения ПЛ «М-250» (1957-60), начальник минно-торпедного отдела штаба КТОФ (1978-82), ответственный за испытания торпед с ЯБП; директор Воронежского городского Центра военно-патриотического воспитания (2000-12), инициатор и организатор создания Музея-диорамы (2000), военный писатель - псевдоним Н. Бреславцев, автор: «Гибель линкора «Новороссийск» (1995), «Личный враг Адольфа Гитлера» (1999), «Реквием подводному ракетоносцу К-129» (2000), «За тех, кто в море!» (2004); лидер ветеранского движения Воронежской области (1991-2022), учредитель ветеранских организаций Воронежской области: «Колыбель русского флота» (15.4.1996), «Наследие» (31.7.2009), «Колыбель русского военного флота» (26.4.2007).
                см.: журнал «Подъем» № 9-11 за 1995 год

Воронежская энциклопедия (2020г.) =

Титоренко Николай Никифорович (псевдоним Н. Бреславцев) (родился 22 июля 1935 года, город Россошь Воронежской области), писатель-документалист, общественный деятель. Капитан 1-го ранга. Почётный член экипажа подводной лодки С-13 (1996). Член Союза журналистов (1965). Лауреат премии Правительства Российской Федерации (2000). Окончил Ленинградское высшее военно-морское училище подводного плавания (1957), до ноября 1982 года служил на Тихоокеанском флоте (на должностях от командира боевой части малой подводной лодки до начальника отделения в штабе флота). Один из инициаторов создания и председатель (с 1996 года) Воронежской региональной общественной организации «Колыбель русского флота». Директор городского центра военно-патриотического воспитания (с 2000 года). Автор изданных в городе Воронеже книг, посвящённых подвигам военных моряков-подводников: «Личный враг Адольфа Гитлера» (1999, 2008), «Реквием подводному ракетоносцу К-129» (2000), «За тех, кто в море!» (2004). В журнале «Подъём» (1995, № 9-11) опубликована повесть-хроника «Гибель линкора «Новороссийск»».


Николай Никифорович Титоренко, окончил Ленинградское высшее военно-морское училище подводного плавания (1957), до ноября 1982 года служил на Тихоокеанском флоте (на должностях от командира боевой части малой подводной лодки до начальника отделения в штабе флота), капитан 1-го ранга, Почётный член экипажа подводной лодки С-13 (1996), член союза писателей "Воинское Содружество".



2015г. июль 22 = отмечался 80-летний Юбилей писателя-документалиста, общественного деятеля, члена Союза журналистов, лауреата премии Правительства Российской Федерации, Титоренко Николая Никифоровича. Офицер Военно-морского флота страны прошел яркий и знаменательный жизненный путь. Он служил в различных должностях Тихоокеанского военно-морского флота. Является почетным членом экипажа легендарной подводной лодки С-13, входил в первую дюжину офицеров минно-торпедной службы СССР. Николай Никифорович написал много книг и монографий, посвященных подвигам военных моряков. Является создателем и председателем Региональной Общественной Организации «Колыбель русского военного флота».Титоренко Николай Никифорович в 2001 году был назначен на должность директора Центра военно-патриотического воспитания «Музей-диорама». В то время Центр представлял собой новое абсолютно пустое здание. Личной заслугой Титоренко Н.Н. была организация работ по сбору экспонатов и материалов ярчайших страниц истории России и Воронежской области: постройка первого военного корабля на Воронежской земле, оборона Воронежа в Великой Отечественной войне, биографии известных полководцев и военачальников России и т.п.Совместно с организациями ДОСААФ Воронежской водолазной школой и Дворцом подводного спорта Центр военно-патриотического воспитания «Музей-диорама» под руководством Титоренко Н.Н. активно участвовал в организации морских Кадетских классов, которые уже более 15 лет воспитывают допризывную молодежь Воронежа и области. За большой личный вклад в дело патриотического воспитания молодежи и активную позицию по организации взаимодействия Центра военно-патриотического воспитания «Музей-диорама» с организациями ДОСААФ Воронежской области  председатель регионального отделения ДОСААФ России Воронежской области Шевчук Михаил Федорович наградил Титоренко Николая Никифоровича почетным знаком ДОСААФ России «НА СЛУЖБЕ ОТЕЧЕСТВУ». Вручил награду председатель местного отделения ДОСААФ России городского округа город Воронеж Ловчиков Сергей Дмитриевич.


2020г. июль 14 = на ТВ-6 губерния О боевой установке «Катюша» и о выставке военной техники в «Музее-диорама», рассказал Николай Никифорович Титоренко – ветеран Военно-морского флота, контр-адмирал в отставке, писатель-документалист.

Даже на берегу Николай Титоренко продолжает службу в ВМФ. Воронежская ГТРК. 22.03.2004.

Кавалер Бизертовского креста – уникальной морской награды – капитан 1-го ранга в отставке, журналист, военный писатель – все это об одном человеке – Николае Титоренко. Сегодня он возглавляет Воронежский музей-диораму. День моряка-подводника в жизни Николая Никифоровича – главный праздник года.
Даже на берегу, капитан первого ранга в отставке продолжает службу военно-морскому флоту. В музее-диораме - вся история морской славы России. Жизнь Николая Титоренко тоже её часть. После военного училища подводного плавания – лейтенантом на Тихоокеанский флот. За 25 лет, отданных морю, было всякое: дальние походы, учения, боевые дежурства. До сих пор Николай Никифорович считает, что во многом дожить до старости помог случай.
Николай Титоренко, директор музея-диорамы: «В составе штаба флота полетел в Ленинград. На обратном галсе я на этом самолёте волею обстоятельств не полетел. Это было 7 февраля 1981 года, я вам могу показать эту фотографию штаба флота, погибшего в авиакатастрофе.
Теперь у меня целых 4 дня рождения, шутит Титоренко. Столько раз приходилось бороться со смертью. Но, как считает сам, за мемуары пока рано садиться. Сегодня в активе капитана 2 книги, последняя – «За тех, кто в море» - готовится к выходу в свет в этом году. А приключений и над, и под водой вполне хватит и на третью.
Юрий Кручинин, заместитель директора музея-диорамы: «Прихожу домой, рассказываю многие истории. Мне говорят, значит, ты общался с Николаем Никифоровичем Титоренко. Потому что человек этот кладезь, очень многое знает из истории государства».
Чтобы пройти путь от примитивной подлодки до современной атомной понадобилось 200 лет. Знаменитый «Наутилус» двигался с помощью винта, вращаемого вручную. А такие подлодки, как «Воронеж» - это целая плавучая крепость под водой. Американцы называют её убийцей авиа несущих крейсеров. Во время 2 мировой войны, чтобы сбить самолёт зенитная установка выпускала 2 вагона патронов. Сегодня всё решает один выстрел. Правда, в море по-прежнему никто не застрахован от капризов Случая. Праздник подводников по традиции начинается с воспоминаний о тех, кто не вернулся.
В этот день собравшиеся вспомнили каждый погибший в мирное время подводный корабль. Список состоял из 16 подлодок. Последняя «Курск».

2022г. февраль 08 = Музейная встреча ветерана ВМФ, контр-адмирала в отставке Титоренко Н.Н. с допризывной молодежью
В рамках Всероссийской акции ко Дню защитника Отечества «Гордость Отчизны» состоялась музейная встреча ветерана ВМФ, контр-адмирала в отставке Титоренко Н.Н. с допризывной молодежью. Николай Никифорович рассказал о своем боевом пути от командира «БЧ-3» малой подводной лодки «М-250» до начальника отдела в штабе ТОФ в период Холодной войны.  Призвал молодёжь быть достойными защитниками Отечества, а также ответил на вопросы аудитории, связанные с его детскими годами в период Великой Отечественной войны. Писатель-документалист Титоренко Н.Н. подарил студентам одну из своих последних книг «Последний парад линейного корабля «Новороссийск».


2003г. декабрь 22 =Что-то с памятью нашей стало...
16 декабря 2000 года в Воронеже, на Левом берегу открылся центр патриотического воспитания "Музей-диорама". Пустовавший долгое время долгострой за прошедшее время превратился в уникальный по нынешним меркам воспитательный комплекс, о котором знают не только за пределами Воронежа, но и области. Руководит центром капитан первого ранга в отставке Николай Титоренко, собравший вокруг себя коллектив единомышленников и энтузиастов.
Наша справка: Николай Никифорович Титоренко начинал военно-морскую службу на Тихоокеанском флоте СССР командиром торпедного отделения на подводной лодке М-250 под командованием В.Кобзаря. Имеет сорок лет выслуги. Автор книг "Личный враг Адольфа Гитлера" о подвиге экипажа подводной лодки под командованием Маринеско и "Реквием подводному ракетоносцу К-129", повести "Гибель линкора".
Хоть центр и носит название "Музей-диорама", своей диорамы он не имеет. За панно, отражающее кульминационные моменты битвы за Воронеж, с музея запросили сумму, эквивалентную стоимости всего здания, - тринадцать миллионов рублей. Таких денег музей никогда не имел, и вряд ли в ближайшее время они у него появятся.
Центр создавался усилиями ветеранов Великой Отечественной войны, которые смогли доказать городскому руководству того периода необходимость такого учреждения. Но чиновники могли помочь выделить стены, а коллекция музея создавалась всем миром. Все, что находится в стенах центра, - это добровольные пожертвования от ветеранов войны или от их детей и внуков. Коллекцию пополняют поисковые отряды, достающие из воронежской земли остатки той войны.
Собранная коллекция позволяет менять экспозицию применительно к памятным датам, событиям, акциям. Музей уникален уже тем, что он - практически единственный, выполняющий правительственную программу патриотического воспитания граждан. Подобные музеи в других городах нашей страны должны были открыться к маю этого года, но планы остались на бумаге. Так что наш город может гордиться своим центром патриотического воспитания. В планах музея на этот год было принять пятьдесят тысяч посетителей, и уже к ноябрю центр посетило пятьдесят восемь тысяч человек.
Год назад музей обрел и внешнюю экспозицию. Сюда перенесли отремонтированную технику с Манежной, а также самый знаменитый танк Второй мировой войны Т-34. С переносом техники проблем у музея прибавилось. Т-34 вскрывали охотники за цветным металлом (предупредим их заранее - алюминия в танке уже нет). Несколько раз стоящие у музея зенитные орудия укатывались на проезжую часть Ленинского проспекта. Кто проявлял удаль молодецкую, и почему милиция на это никак не отреагировала, для сотрудников музея осталось загадкой. Поэтому сейчас все пушки закрепили на месте.
В последний год участились и случаи вандализма. У Вечного огня солдатского захоронения N6 рисуют свастики, каждое утро директор музея сам обходит технику, вынимая из стволов пустые бутылки различного "калибра".
На дверях музея висит объявление, что посещение экспозиции бесплатное. Но вот опрос сотрудниками музея школьников, которых привозили из области на экскурсию в центр, дал обескураживающий результат. За бесплатную экскурсию, которую проводят сотрудники центра, с детей брали деньги "добрые" дяди и тети. "Кому война, а кому - мать родна..."
Музей обрел своего медальера. Выставленная сейчас в музее коллекция "Ордена России", представляющая боевые ордена и медали, сделана руками мичмана запаса Вячеслава Карпова. Все экспонаты, от Звезды Героя до ордена Победы, выглядят настолько достоверно, что только специалист различит в них "новодел". Вячеслав Алексеевич сотрудничает с центром на общественных началах.
В центре выставлены картины художника-мариниста Виктора Донцова, который после "срочной" на Тихоокеанском флоте на всю жизнь "заболел" морем. Это картины о подвиге крейсера "Варяг", защитников Севастополя. Его полотно о подвиге защитников Брестской крепости, также представленная в музее, является копией его же работы, включенной в экспозицию музея в Бресте.
В центре патриотического воспитания чтят защитников земли русской всех времен.
Это и большая экспозиция, рассказывающая о городе-крепости на границе Дикого Поля, и часть музея, посвященная рождению русского флота.
- Воронеж имеет богатую историю, - говорит директор центра Николай Титоренко, - и воронежцы, а ими я называю всех жителей нашей области, обязаны знать историю своей земли. Без знания патриотизм - пустой звук. А если знаешь историю своей малой Родины, прикипаешь к ней сердцем, то только тогда станешь истинным патриотом своей страны.
В центре проходят встречи школьников с ветеранами, очень часто участники Великой Отечественной сами выступают в роли экскурсоводов, рассказывая о своей войне. Ветераны участвуют в Дне призывника, встречах с воронежскими кадетами, открывают экспозиции музея.
- Мы давно хотим поставить рядом с музеем памятник "Пусть будет проклята война", подобный памятнику под Прохоровкой: монумент из "железа" войны, орудийных стволов, танковых гусениц, солдатских касок. Но на это, как и на диораму, денег нет. Хотя материал для памятника у музея есть. А тот факт, что на воронежской земле появляются монументы представителям силы, которая тогда вела с нами войну на уничтожение, патриотизм не укрепляет. Я сам россошанец и не понаслышке знаю, какие зверства творили венгры, - хуже, чем немцы. А сейчас открыли венгерское кладбище...
"Что-то с памятью нашей стало... Может, восстановим и офицерское немецкое кладбище в Кольцовском сквере Воронежа, которое после освобождения города пошло под бульдозер? " - горестно вопрошает Николай Никифорович.
Горечь у ветерана Вооруженных Сил вызывает то, что школьники не знают, кто такая Зоя Космодемьянская, имен других героев той войны. Не знают о воронежском Песчаном Логе...
- Задача нашего центра, - чтобы сюда дети приходили учениками, а выходили гражданами. Эта задача нелегка, и один наш центр не исправит уже устоявшегося нигилизма юного поколения. Хотя есть и примеры, достойные подражания. Как председатель общества "Колыбель русского флота" я часто встречаюсь с ребятами из Морского кадетского корпуса. Среди его воспитанников уже есть поступившие в военно-морские училища, да и все ребята разительно отличаются от большинства своих сверстников. И главное отличие - у них уже есть четкая гражданская позиция.
В открытии экспозиции боевой техники участвовали все воронежские кадеты. Но семьсот пятьдесят юношей в миллионом городе как капля в море, считает Николай Титоренко. Коллектив центра готов и будет стараться помогать воспитывать граждан.

                Трагедия "Новороссийска"

Новые книги | Похоже, в скором времени историки смогут подвести черту над поиском причин гибели линкора «Новороссийск»
В Воронежском городском центре патриотического воспитания "Музей-диорама" состоялась презентация книги писателя-документалиста Николая Титоренко "Последний парад линейного корабля "Новороссийск", посвященная расследованию причин его гибели. На встречу с автором пришли ветераны Военно-морского флота, краеведы, родственники моряков "Новороссийска", вместе с которым, как известно, на дно Севастопольской бухты ушли двадцать два воронежца.
Председателю региональной общественной организации "Колыбель русского военного флота" Николаю Титоренко флотская тема близка и понятна. В 1957 году он окончил Ленинградское высшее военно-морское училище подводного плавания. До ноября 1982 года служил на Тихоокеанском флоте. Прошел путь от командира боевой части (БЧ-3) подводной лодки до начальника отдела в штабе флота, капитан первого ранга.
О самой крупной в истории ВМФ СССР надводной катастрофе XX века, унесшей в 1955 году жизни более 600 человек, Николаю Титоренко уже доводилось писать. Но то был журнальный вариант. Да и времени прошло с той публикации достаточно много – восемнадцать лет. За этот период появились новые факты, проливающие свет на трагедию "Новороссийска", который на тот момент считался едва ли не самым мощным кораблем советского флота.
Как сказал на презентации автор новой документальной повести, вновь вернуться к этой "кровоточащей теме", подвигли два обстоятельства.
Во-первых, глубокое уважение к главкому ВМС Адмиралу Флота Советского Союза Николаю Кузнецову, который в отличие от руководства страны имел свое видение на стратегию развития Военно-морского флота: Кузнецов предлагал строить крейсеры и авианосцы, в то время как Генсек Никита Хрущев делал ставку на ракеты и подводные лодки. Уже тогда Никита Хрущев считал все крупные корабли пригодными единственно разве что для совершения визитов вежливости в иностранные государства.
Трагедия "Новороссийска" позволила быстро расправиться с неугодным главкомом. После гибели линкора Кузнецова обвинят во всех смертных грехах, сместят с должности, лишат звания. Его имя надолго уйдет в забвение. Лишь в июле 1988 года вице-адмиралу Николаю Кузнецову будет возвращено посмертно прежнее воинское звание и доброе имя.
Во-вторых, считает Николай Титоренко, необходимо воздать должное экипажу, который до конца выполнил долг в борьбе за живучесть корабля.
"Не было и следа растерянности, паники, не было ни одного случая нарушения дисциплины и воинского долга. Наоборот, матросы, старшины и офицеры линкора показывали образцы мужества и героизма. Из почти 1000 матросов и старшин, стоявших в строю на палубе тонущего на их глазах корабля, не нашлось ни одного человека, который сделал бы даже попытку прыгнуть за борт, все они стояли на палубе до тех пор, пока буквально не стали скатываться в воду", - сказано в докладной записке правительственной комиссии. И далее: "Прямыми виновниками гибели значительного количества людей и линкора "Новороссийск" являются командующий Черноморским флотом вице-адмирал Никольский, и.о. командующего эскадры контр-адмирал Никольский, и. о. командира линкора капитан II ранга Хуршудов".
"Новороссийск", изначально носивший имя "Джулио Чезаре" ("Юлий Цезарь"), был построен в Италии в 1911 году. Он вошел в состав Королевского итальянского флота. "Джулио Чезаре" участвовал в обеих мировых войнах. После поражения Италии во Второй мировой войне линкор достался Советскому Союзу в счет репараций. Передача корабля состоялась в начале 1949 года. Он был включен в состав Черноморского флота и получил новое имя "Новороссийск".
В ночь с 28 на 29 октября 1955 г. линкор находился в Северной бухте Севастополя. В 1.31 под его днищем произошел взрыв, эквивалентный 1-2 тоннам тротила. Взрыв насквозь пробил корпус корабля, вырвав в подводной части дыру размером 152 квадратных метра. В 4.15 "Новороссийск" опрокинулся, перевернувшись вверх килем через левый борт.
Из-за промедления командующего Черноморским флотом вице-адмирала Виктора Пархоменко эвакуация экипажа и аварийных команд не началась вовремя. Собственно от взрыва погибли 150-200 моряков, остальные утонули или задохнулись внутри затонувшего корабля. Водолазы, обследовавшие линкор, слышали стук изнутри корпуса еще четыре дня. Затонувший корабль позднее был поднят со дна и разрезан на металл.
Расследовавшая гибель "Новороссийска" правительственная комиссия пришла к выводу, что линкор погиб от взрыва немецкой донной мины, оставшейся в бухте с войны. Как пишет в предисловии книги адмирал Игорь Касатонов, отец которого принял Черноморский флот после трагедии, Николай Титоренко не стал повторять, как многие другие исследователи, минный вариант драмы, а убедительно представил свое видение случившегося.
Версию диверсии в тот период в качестве основной не рассматривали, хотя она и витала в воздухе. Так, в частности, командир 10-й флотилии МАС итальянского подводного спецназа Валерио Боргезе после передачи корабля СССР поклялся, что линкор не будет ходить под красным флагом. И об этом знали советские спецслужбы. Однако, возможно, высшим чинам советского флота проще было смириться с донной миной, нежели с фактом успешных действий вражеских диверсантов на базе Черноморского флота.
Замечу, к такому выводу приходит Николай Титоренко задолго до августа 2013 года, когда в итальянской прессе появились сенсационные данные, касающиеся этой трагедии. Согласно им, одна из самых крупных трагедий в истории ВМФ СССР является следствием иностранной диверсии. Об этом в интервью римскому изданию "4Art"s признался ветеран итальянского подразделения боевых пловцов, участвовавший в операции по подрыву корабля, Уго Д'Эспозито.
Впрочем, по данным некоторых изданий, Д'Эспозито - не первый ветеран итальянской диверсионной группы, который признал, что взрыв в Севастополе является делом их рук. Еще в середине 2000-х годов в журнале "Итоги" был размещен рассказ некоего итальянца, который подробно рассказывал о том, как была осуществлена акция. Якобы диверсанты прибыли в Севастополь в трюме итальянского парохода, а в самой бухте перемещались на мини-подлодке. Заминировав линкор, на той же подлодке итальянцы ушли в открытое море, где их ожидали сообщники.
Косвенные доказательства того, что сработала чужая спецслужба, приводит и Николай Титаренко. Тем более что проделать это непрошеным гостям, как пишет автор, не представлялось сложным, поскольку на тот момент боновое заграждение в базу было открыто. Проходи кто хочет.
- Автор проделал громадную работу, восстановив события и причины гибели "Новороссийска". Его книга - памятник погибшим морякам, - сказал на презентации первый заместитель председателя Воронежского областного Совета ветеранов, капитан первого ранга в отставке Николай Игольченко.
Вместе с "Новороссийском" ушли на дно Севастопольской бухты 22 воронежца. Сорок с лишним лет среди погибших и поминавшихся числился и старшина второй статьи Александр Перелыгин. Но он выжил. Николая Титоренко и Александра Перелыгина вместе сведет и познакомит работа на Воронежском авиационном заводе.
Как это нередко бывает в жизни, случайно Титоренко узнает, что на предприятии трудится бывший моряк-черноморец с "Новороссийска". В его изложении офицер-подводник услышит правду о гибели линкора.
Наградная одиссея моряков-новороссийцев длилась от момента представления не менее сорок лет. Лишь после опубликования в 1997 году в "Труде" статьи "У отваги нет срока давности" у ветеранов корабля появилась надежда на то, что признание подвига все-таки состоится при их жизни. Ко Дню ВМФ Президент страны подпишет Указ о награждении 716 моряков (613 - посмертно) орденом Мужества. В этом списке будет и старшина второй статьи Александр Перелыгин.
Как расскажет "Коммуне" дочь Перелыгина, Наталья Александровна, отца не стало в декабре 2010 года. На ВАСО он проработал 50 лет.
- Тогда на кораблях служили пять лет, - говорила Наталья Александровна. - В ноябре 1955 года служба у отца заканчивалась. Он рвался домой, а тут такая трагедия. По его рассказам, перед тем как корабль перевернулся, он еще раз зашел в кубрик - снять с постов ребят, чтобы те не погибли, и взял из рундука кошелек отца с 600 рублями, накопленными на "дембель". Этот кошелек, носил еще Перелыгин-старший, когда служил минером на прославленном крейсере "Очаков".
Дочь моряка Александра Зуева - Валентина Александровна Анисимова - вспомнила, как на 7 ноября 1955 года в их дом, а тогда они жили в селе Ерышевка Павловского района, зашла соседка и сообщила, что "на Шурика пришли документы". В тот день о гибели сыновей узнали и матери матроса Я.М.Шепилова, старшего матроса Г.Г.Тарасова. Все - ерышевские.
- Очень благодарна Николаю Никифоровичу за книгу. Слишком тяжким и долгим было молчание. Ведь, что греха таить, в ту пору моряков обвиняли чуть ли не в трусости. Дядьку нашего не раз таскали к следователю, чтобы тот рассказал, что писал Николай, какие у него были мысли. Через два года у него не выдержало сердце. Книга нужная, особенно для молодежи, - подчеркнула племянница матроса Николая Булгакова - Лариса Михайловна.
Николай Титоренко, поблагодарив за мужество, за память о своих родных, подарил им свою книгу "Последний парад линейного корабля "Новороссийск".
- Своей книгой я хотел не только почтить память павших, но и помочь живым, - сказал в заключение председатель региональной общественной организации "Колыбель русского военного флота" Николай Титоренко.
И ему это удалось.
                Валерий Казанов, Источник: газета "Коммуна" N 160 (26182), 29.10.2013г.