Колобок

Раков Владимир
Позади полгода учебки.
 Еще вчера, величественно глядя на мир, крупными буквами   "Саратов", расположенными на фасаде, меня принимал в свои объятия железнодорожный  вокзал. Который совсем недавно прошел реконструкцию и сменил свой старомодный облик на современный, ослепительно сверкая на утреннем солнце своим стеклянным фасадом. Город уже пробудился и на площади, перед вокзалом,  во всю кипела  повседневная жизнь. С высоты своего постамента, невозмутимо взирал на людскую суету,  бронзовый Феликс Дзержинский. Улица Ленина, связывающая железнодорожный и водный вокзалы, встречала меня гудками автомобилей и запахом свежеиспеченного хлеба из близлежащей булочной.
Мимо проехала «поливалка», обдав прохладой и брызгами воды, которые переливались на солнце всеми цветами радуги…

 Дневальный тихонько, что бы не разбудить остальных, тормошит меня. Я с трудом открываю глаза, не понимая, чего от меня хотят?
 "Давай, вставай. Пора на смену", - шепчет мне дневальный.

Сегодня моя первая поварская смена

Кухонный наряд еще  не раскачался.
Ребята, сонно шлепая тапочками по ступенькам лестницы, нехотя бредут за мной на кухню. Там тихо и темно.
Наряд притуляется в посудомойке, досматривать свои потревоженные сны.
Я открыл склад продуктов.
Под этим громким названием, скрывалась небольшая комнатенка, с холодильником и парой стеллажей внутри.
В углу громоздилась, усыпанная солью, колода для рубки мяса, с воткнутым в неё огромным топором.
 У окна стоял стол, с настольными весами, для развески и выдачи продуктов. Рядом со столом, стояли  напольные весы для приемки мяса и других продуктов.
  Тут в окно раздачи постучал дежурный по столовой, который со своим нарядом уже начал шустрить в столовой. Я взвесил и выдал дежурному по столовой сахар. Поставил вариться  картошку на пюре. Вытащил рыбу и разделал ее. Налил в противень масла  и начал её жарить. Между делом налил и поставил греться кастрюлю для чая. Постепенно все сготовилось. Что бы успеть в срок, я начал резать картошку на первое блюдо, к обеду. Порезав картошку, я начал резать и выдавать в столовую хлеб.
Тут подошло время раздачи. Раздав наряду по столовой завтрак, я облегченно вздохнул. Но, как оказалось впоследствии, очень даже зря.
Отвесив и порубив мясо, я поставил его тушиться. Поставил пассироваться  лук и морковку. Нашинковал капусту на  щи и запустил ее в котел. Поставил кипятиться воду для варки макарон. На второе сегодня макароны с гуляшом.
 Все идет своим чередом. Все варится и парится.
 Настала пора запускать макароны.
 Я распечатал коробку. Отвесив нужное количество, я запустил их в кипящую воду. Помешивая, я понаблюдал за процессом и закрыл крышку.
 На основе опыта, полученного в учебке, я полагал, что через некоторое время, мне останется только помешать и откинуть в дуршлаг сваренные макароны.
 А пока, я занялся мойкой сухофруктов, для компота.
 Подошло время их запускать, что я и сделал.
 Запустил картошку в щи.
 Помешивая пассировку, я подумал, что пора заглянуть в кастрюлю и посмотреть, как варятся макароны.
 Открыв крышку, я не сразу осознал увиденное.
 Метаясь между котлом и  кастрюлями, я сразу понимал, на какой стадии готовности находится варево.
 Но сейчас, что-то пошло не так.
 Перед моими глазами, то возникая из кипящей глубины, то исчезая в ней, переваливался с боку на бок огромный ком.
 Я закрыл крышку и снова открыл ее.
 В глубине кастрюли, скрываясь в кипящем ореоле, зловеще покачивая боками,  плавал непонятный ком. Даже сквозь жару, исходящую от раскаленной плиты, я почувствовал, как по моей спине пробежал предательский холодок.
 Я не понимал, что происходит.
 Непонятный ком, похож на ком из макарон. Но как это получилось?
 Мозг лихорадочно искал ответ.
 Я попытался размешать этот конгломерат черпаком. Ком имел твердость базальта. Я, с изумлением и страхом, взирал на эту насмешку судьбы.
Мне казалось уже, что на боках макаронного кома проступают глазки и ротик.
 В ушах зазвучал ехидный голос: « Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел!
 А от тебя и подавно не уйду! Ни за что!»
 Я, с ненавистью долбил ком поварешкой, наивно ожидая, что он разойдется на отдельные макаронины.
 С трудом, осознав свершившуюся катастрофу, я обессилено опустился на табуретку, стоящую рядом с плитой. В голове был полный вакуум, звенящая пустота.
 Что делать? У меня  в голове все перемешалось.
 Мыслительные процессы затормозились. Я не  мог понять, что я сделал не так? Почему все слиплось? Все делал, как учили. В кипящую подсоленную воду, закладываются макароны…
Но никто не писал и не говорил, какого черта они слиплись? Между тем, время неумолимо шло, истекая последними песчинками, песочных часов отчаяния.
 
Послышался стук входной двери, застучали каблуки босоножек по плиткам пола. В проеме дверей, отделяющих посудомоечное отделение от варочного, показался стройный женский силуэт. Начмед, старший сержант, в лице симпатичной женщины средних лет, пришла снять положенную пробу и  разрешить, или не разрешить, выдачу  пищи личному составу подразделения.
 С женской проницательностью, взглянув на меня, сидящего посреди кухни, она сразу забеспокоилась.
«Как дела?» - спросила она обеспокоено.
 Я не знал, что  ответить.
 Образовалась заминка.
 «Ну, что случилось?» - в ее голосе зазвучали тревожные нотки.
 «Я не знаю, чем кормить батальон» - несмело проблеял я.
 «Можешь сказать, в чем дело?» - встревожилась она.
 Я, не поднимая глаз, открыл крышку кастрюли, где в струях кипятка, подпрыгивая и вращая боками, обитало макаронное чудище.
 Военфельдшер, удивленно посмотрев на меня, осторожно заглянула в кастрюлю, разогнав рукой пар, мешающий разглядеть шедевр моего кулинарного искусства.
 Лицо ее приняло изучающее выражение. Очевидно, она по виду продукта пыталась понять, куда она попала. На кухню или в литейный цех, где льют ядра для пушек.
 Осознав наконец, что перед ней, она принялась внимательно меня рассматривать. Наверное, решая про себя, сумасшедший я или нет. Меня, этот задумчивый осмотр медика, погрузил в нехорошие предчувствия. В голове крепчал вакуум.
 Я даже не пытался представить, что же теперь будет?
 Сорвал обед.
 Испортил продукт.
 Тут до меня внезапно дошло, что я испортил еще не все, но похоже продолжаю портить дальше. Ноздри, уже давно и настойчиво, раздражал запах подгорающего лука. Бросив крышку на кастрюлю, я  кинулся мешать пассировку.
 Успел вовремя.
 Орудуя  деревянной лопаткой и уткнувшись носом в сотейник,  ускользнув от изучающего взгляда медички, я лихорадочно пытался думать,  как довершить приготовление того, что еще можно сготовить.
 Как быть с гарниром, который слипся в здоровенный ком?
 Мои попытки думать, прервала медик.
 «Что думаешь делать?»  - спросила она, очевидно решив, что  я не сумасшедший и мне можно доверить дальнейшее приготовление.
 Я растерянно пожал плечами. Во – первых, нет времени для приготовления другого гарнира. Во – вторых, не из чего. «Не могу придумать ничего другого, как кормить тем, чем есть» - робко озвучил  я свое    умозаключение.
 «Как ты будешь это делать?» - с сомнением спросила медик.
 Я принес из посудомойки большой нож, больше смахивающий на меч, и выразил предположение, что  им-то, я смогу разрубить этот ком  на порции.
 «Давай, выдавай!» - она расстроено махнула рукой. Будь, что будет!
  «Как ты умудрился сварить такой ком?» - удивленно спросила Начмед.
 Я, почувствовав, что громы и молнии миновали, принялся оправдываться.
  Марина Алексеевна! Все делал по науке! В кипящую подсоленную воду положил макароны. Помешал. Все должно бы получиться!
 Она недоуменно поглядела на меня и строго спросила: «Разве тебя не предупредили?»
  «О чем?» - растерянно пробормотал я, лихорадочно вспоминая весь прошедший накануне день.
 Оказалось, что в учебке мы варили макароны, изготовленные и хранившиеся по всем правилам. Поэтому они и готовились по правилам.
 А макароны, которые сегодня слиплись у меня в ком, делались из муки неизвестного качества и хранились на складе с повышенной влажностью.
 Поэтому, перед варкой, их следовало прожаривать на противне, до темно-коричневого цвета. Иначе они неизбежно слипались в ком.
 А этому, меня никто не научил.
  «Все! Выкручивайся теперь сам! С богом!» - махнула рукой медичка и вышла из кухни.
Порезал хлеб. Открыв окно раздачи, я позвал дежурного по столовой: «Давай накрывать». Выдав хлеб, начал раздавать первое. Налив и выдав в окно последнюю тарелку щей, я попросил дежурного подождать и закрыл окно.
 Положив на стол большую деревянную разделочную доску, я пошел вылавливать хитрый колобок из кастрюли. Он ни как не хотел помещаться, даже в большой черпак. Пришлось насадить его на здоровенную вилку, которая по размерам, почти не уступала настоящим вилам.
 Так и не снимая его с вилки, я принялся рубить его на части.
 От колобка валил пар, обжигая мне руки.
 Вдобавок, он как живой скакал по разделочной доске, норовя соскочить с вилки и шлепнуться на пол.
 В раздаточное окно, уже нетерпеливо настукивал дежурный по столовой, поторапливая меня.
 Я отчаянно рубил неподатливый «колобок». Порции получались, то квадратными, то треугольными, пугая и изумляя меня своими футуристическими формами.
 Наконец, под  моим кавалерийским напором, ком прекратил свое существование и последний кусок шлепнулся в кастрюлю, к остальным кускам.
 Между тем, раздаточное окно, давно уже ходило ходуном, под напором кулака дежурного по столовой.
 Я, с измученным видом открыл створку: «Хорош грохотать! Давай принимай второе».

Достаю из кастрюли обрубок колобка, кладу его на тарелку и добавляю  гуляш, полив блюдо подливой.  Накладываю следующую тарелку.
 Тут в окне раздачи появляется удивленное лицо дежурного.
  «Я не буду ставить это на стол!» - заявил он.
 «Почему?» - спрашиваю я.
 «Потому, что я не знаю, что это такое!» - напирает он.
 «Это макаронная запеканка с гуляшом!» - изворачиваюсь я.
 «Но в меню, гуляш с макаронами!»  - не сдается он.
 «Так запеканка из макарон и есть!» - возражаю я с умным видом.
 Дежурный недоверчиво оглядел еще раз диковинное блюдо и понес его на столы, бурча себе под нос, что он ни за что не отвечает.
 Наконец столы накрыты. Батальон строится на плацу, на обед.
 Раздается команда и дежурный по части заводит бойцов в столовую.
 Через открытое раздаточное окно доносится топот сапог, звуки передвигаемых стульев. Я внимательно прислушиваюсь к этой какофонии, пытаясь понять, что происходит в зале.
 Вот все стихло, слышен только звон ложек по тарелкам. «Едят щи», - подумал я. Через некоторое время звон ложек стал стихать. Воцарилась тревожная тишина. «Съели», - беспокойно сказал я сам себе.
 В столовой стал нарастать недовольный ропот.
 Заскрежетали отодвигаемые стулья.
 Вдруг в полуоткрытую створку раздаточного окошка, с глухим стуком, ударяется тарелка и распахивает его.
 На пол, перед окошком, смачно шлепается «запеканка», обрызгав его подливой.
 Я обреченно приседаю за плиту, уйдя с линии огня.
 Теперь тарелки, залетая в открытое окно, беспрепятственно пролетали в глубь кухни. Ударяясь о простенок, между окнами, они освобождались от своего груза, как пикирующие бомбардировщики. Забрасывая  полы «запеканками» и заливая стены подливкой. Некоторые, удачно запущенные снаряды, отскакивая от стены, смачно шлепали по моей спине, оставляя жирные отпечатки.
 Я вел счет тарелкам, по моим прикидкам, осталось штук пять.
 Но вот тарелки перестали ударяться в стену, и из зала, был слышен только недовольный гул  людских голосов.
 Я выждал еще некоторое время, не доверяя своим расчетам.
 С опаской пробрался к раздаточному окну и быстро запер его на шпингалет. 
 Теперь я мог встать в полный рост и оценить всю глубину впечатления, произведенного моей «запеканкой», на моих товарищей.

 Картина была впечатляющая. Все порции в полном составе, устилали пол между стенкой и плитой. Стена и пол были залиты подливой.
 Гуляша правда не было, наверное съели.
Поставив кухонному наряду задачу, по уборке помещения, я принялся за подготовку к приготовлению ужина.
 На ужин, как и во всей армии, была картошка с жареной рыбой. Это вам не макароны. Тут не слипнется.
 Скажу сразу, что после раздачи ужина, я предусмотрительно закрыл окошко на шпингалет. Так, на всякий случай. Но ужин прошел нормально. Съели почти все.
 На тарелках оставалось мало.
 После окончания смены, я незаметно проскользнул на свою кровать и залег спать. Надеясь в душе, что к утру, впечатление, произведенное моей «запеканкой  с гуляшом», потеряет свою остроту.
  Вот так, незабываемо, прошел мой первый день службы, в качестве повара. Оставив неизгладимый след в истории вооруженных сил и став номером на "БИС", в аттракционе под названием "Лабиринт моей памяти"!
   
Сорокалетний юбилей,  изготовления «запеканки» с гуляшом, из коварного  "колобка", я решил отметить написанием, предложенных вашему вниманию строк. Что бы,  читая их вместе с вами, не забыть при этом, закрыть на шпингалет окошко в столовую. Так, на всякий случай!

                Июль 2018г.