Философская беседка. 10. Политический Томас Гоббс

Александр Ассельборн
Всем добрый вечер! Сегодня я хочу поведать об английском мыслителе Томасе Гоббсе. Он родился в 1588-м году и умер в 1679-м году, прожил очень длинную для того времени жизнь. Его отец был сельским священником, а мать – крестьянкой (семья была небогатая, как можно догадаться). Однако родительская бедность не помешала Томасу получить хорошее образование (видимо, у мальчика был талант к наукам). Удивительно, что в 15 лет юноша уже знал 2 языка: древнегреческий и латынь. Обучался будущий философ в Оксфорде (в возрасте с 15-ти до 20-ти лет). По окончании получил степень бакалавра и имел право преподавать логику. Но, несмотря на хорошие познания в сфере философии, Гоббс не выбрал академическую карьеру. Видимо, господствовавшее в Оксфорде схоластическое образование не вызывало у несостоявшегося преподавателя восторг. В итоге Гоббс стал частным учителем, и у него были благородные ученики, которые позднее не раз помогали ему справляться с политическими трудностями. Ввиду домашнего учительства у Гоббса было достаточно свободного времени для занятий философией и наукой; это позволило ему написать работы, достойные почтения.

За свою долгую жизнь мыслитель успел познакомиться с большим количеством популярных персон. Это, для иллюстрации, Фрэнсис Бэкон, Галилео Галилей, Рене Декарт. Гоббсовское наставничество детей высокопоставленных государственных лиц позволяло путешествовать по европейским странам с его подопечными (в частности, учитель несколько раз бывал во Франции, а также в Италии, где познакомился с важными для становления его взглядов деятелями науки). Позднее Томас Гоббс работал секретарем у Фрэнсиса Бэкона. Хотя мысли двух великих возрожденческих философов во многом были схожи, у них имелись и отличные мнения.

Если попытаться в общем виде обозначить философские воззрения Гоббса, то можно сказать, что он был механистическим материалистом. Общество представлялось ему механизмом, что было характерно для научных деятелей эпохи Модерна. (Излюбленное сравнение того времени: социум подобен часам.) Несмотря на свой научный материализм, Томас Гоббс (по крайней мере формально) был протестантом. Это важный момент, поскольку он в своих работах часто цитирует Библию (исходя из этого факта, можно сказать, что он хорошо знал христианское Священное Писание). Но все же Гоббс был формальным верующим, так как в его учении нельзя выявить повышенной духовности (сложно оценить глубину его веры, но мне он больше кажется лицемером). Он не был ревностным христианином, возможно, потому, что ему регулярно, в зависимости от окружающей его политической обстановки, приходилось менять конфессии в рамках протестантизма.

Перечислю наиболее важные труды Гоббса. В первую очередь это «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». (В 1651-м году работа была выпущена в Англии на английском языке; позднее мыслитель пересмотрел свои идеи, скорректировал сочинение и в 1668-м году выпустил голландское переиздание на латыни.) Также важны такие труды мыслителя, как «О гражданине» (1646), «О теле» (1655), «О человеке» (1658). У сочинителя есть и другие писания, но перечислять их здесь я не вижу смысла, потому что они имеют не сильно отличающееся содержание.

Томас Гоббс является сторонником теории общественного договора (он был одним из первых идеологов, наиболее четко сформулировавших это учение). Его по праву можно назвать представителем философии политики, так как он писал в основном на темы государственного устройства. В 1640-м году Томас эмигрировал во Францию, поскольку в Англии началась революция, а он был монархистом. Во Франции философ пробыл до 1651-го года. Именно в этой стране созрел базис его философской системы. Революция в Англии привела к тому, что упрочилась диктатура Оливера Кромвеля. В итоге Томас Гоббс разошелся с партией роялистов и вернулся в Лондон.

Сегодня я хочу рассмотреть некоторые цитаты мыслителя. Я для этого распечатал несколько страниц книги, которая вышла в 1991-м году в московском издательстве «Мысль». Это двухтомник сочинений Томаса Гоббса. В этот раз мы рассмотрим выдержки из второго тома. Сия книга содержит работу «Левиафан…». Данный труд с английского на русский перевел А. Гутерман. Я прочитаю 3 отрывка из разных глав и дам на них свой комментарий.

Цитата № 1 находится в 1-й части «О человеке», в 10-й главе «О могуществе, ценности, достоинстве, уважении и достойности». В этой главе в некоторых местах Томас Гоббс рассуждает о могуществе и перечисляет, что это такое в его понимании. «Красноречие есть могущество, ибо оно есть кажущееся благоразумие». Для философа важно быть искусным оратором. Если человек обладает навыком хорошо говорить (как недавно умерший Владимир Жириновский, например), то его стальная речь может поспособствовать социальному продвижению уверенного в себе ритора (даже в случае отсутствия у него высокого уровня образования). Жириновский немножко неудачный пример, поскольку он был умным человеком, но я надеюсь, что мою мысль вы поняли.

Движемся далее по тексту. «Красота есть могущество, ибо, являясь обещанием блага, она привлекает к мужчинам любовь женщин и малознакомых людей». Красота в первую очередь важна для женщины, но это не всегда так. Человеческая природа устроена таким образом, что в основном женщины могут покорять окружающих людей своей красотой (в первую очередь мужчин, но не обязательно только их). Мужчины тоже бывают красивыми, но женщины, как правило, скрывают свое вожделение к мужчинам, ибо такова их сущность, что они более равнодушны к мужскому очарованию.

Следующая цитата. «Знание – небольшое могущество, ибо оно не проявляется вовне и поэтому ни в ком не замечается, да и обладают им не все, а лишь немногие, и эти немногие обладают знанием лишь немногих вещей, а природа знания такова, что познать его наличие в ком-либо может лишь тот, кто сам в значительной степени овладел им». Знание далеко не всегда приносит человеку пользу, поскольку не всякий может оценить знание. Умных людей окружающие даже часто могут осуждать за «надменность», однако не все интеллектуалы надменны. Осуждающие, скорее, с помощью негативной оценки личности умника компенсируют дефицит своих когнитивных способностей. Поэтому наличие красного диплома об окончании университета не гарантирует человеку социального успеха. Парадоксально, но иногда бывает наоборот: пронырливый троечник богатеет, потому что ему пофиг на правила, он делает то, что хочет.

Переходим к следующему отрывку работы. Он находится там же, в части 1-й «О человеке», но уже в другой, 14-й главе «О первом и втором естественных законах и о договорах». Здесь мы встречаемся со знаменитыми взглядами Томаса Гоббса о социуме и государстве. «В естественном состоянии каждый человек имеет право на все. Так как состояние человека… есть состояние войны всех против всех, когда каждый управляется своим собственным разумом и нет ничего, чего он не мог бы использовать в качестве средства для спасения от врагов, то отсюда следует, что в таком состоянии каждый человек имеет право на все, даже на жизнь всякого другого человека». Сначала социум пребывает в природном состоянии. Такие феномены, как вражда, война, убийства являются нормальными. Но на каком-то этапе общественного развития люди отдают свои права суверену, и возникает правовое государство. Представители высших слоев общества заключают договор: «Мы не будем друг друга убивать. У нас будут армия, полиция, и воины, полицаи будут следить за порядком, предоставлять безопасность гражданам, взамен граждане ограничиваются в правах». В натуральном обществе у людей прав было больше (например, один человек мог убить другого безнаказанно), но и жизнь была опаснее.

Обращусь ко 2-й цитате. «От… основного естественного закона, согласно которому люди должны стремиться к миру, происходит другой закон, гласящий, что в случае согласия на то других человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе». Мы вернулись к тому, что я уже сказал. Человек ограничивается в правах, и обстановка в социуме становится более мирной и гармоничной.

Переходим к третьей цитате. Она находится во 2-й части «О государстве», в 21-й главе «О свободе подданных». В начале главы Томас Гоббс рассуждает о том, что такое свобода, и сразу отвечает на свой вопрос. «Свобода означает отсутствие сопротивления (под сопротивлением я разумею внешнее препятствие для движения), и это понятие может быть применено к неразумным созданиям и неодушевленным предметам не в меньшей степени, чем к разумным существам». Сначала философ говорит в общем, что такое свобода, а затем пишет про человека. «Свободный человек – тот, кому ничто не препятствует делать желаемое, поскольку он по своим физическим и умственным способностям в состоянии это сделать». Так как Томас был механицистом, он, соответственно, и пишет в физических категориях. Допустим, тигр сидит в клетке. У него есть небольшая свобода (он может пить воду из миски, бродить по территории клетки, есть мясо, если оно не кончилось, спать…). Но если расширить понятие свободы хотя бы до рамок той территории, где он обитает (я уже не говорю о вселенском масштабе), то такое животное несвободно, потому что ограничено рамками клетки (скажем, какого-нибудь немецкого цирка XIX столетия). Даже если дрессировщик выпустит хищника из клетки на какое-то время, то последний должен выполнять приказы первого; за непослушание тигра могут бить плетью; за пределы самого циркового пространство он сбежать не сможет из-за охраны территории.

Человек имеет чуть большую свободу. Тигр обладает не разумом, а рассудком (более низкая ментальная ступень развития), то есть у него имеются примитивные ощущения, реакции… Если идет дождь, хищник старается спрятаться, чтобы не намочиться (семейство кошачьих недолюбливает воду); если холодно, животное стремится согреться (ищет более теплое помещение) и т. д. Человек может рефлексировать, то есть обращать свое сознание на себя либо анализировать окружающие его элементы, строить классификацию… Поэтому кажется, что человек должен быть свободнее животного (так как разум способен творить чудеса), но не всегда человек может осознать свои привязанности и избежать цепей рабства (алкоголю, табакокурению, наркотикам, еде, сексу…). С одной стороны, мы свободны в своих повседневных действиях: можем выбрать, куда пойти учиться после окончания школы, на какую работу устроиться после окончания вуза… С другой стороны, мы несвободны, потому что не выбираем, в каком году, в какой семье, в какой стране родиться… Все детство мы «порабощены» родителям (они ведут нас в определенный детский сад, отдают в определенную школу, кормят той едой, которая нам не всегда нравится…). В итоге  можно сказать, что у любой сущности есть и свобода, и несвобода одновременно (но их процентные соотношения могут отличаться в зависимости от уровня сложности: микробы, одноклеточные, беспозвоночные, млекопитающие… по-разному природно детерминированы).

Друзья! Я призываю всех вас развивать свой разум, контролировать свои чувства и становиться более свободными, ведь чем больше в нас осознанности, тем больше мы можем контролировать свою жизнь. Пока!

Дата записи аудио: 16.04.2024.
Дата оформления текста: 22.04.2024.