Слово-серебро, молчание-золото

Софья Поклонова
Из рассказов своего отца я узнала, что работает он в поле, на экскаваторе старшим машинистом. В какой-то отрасли совсем мне непонятной "МЕЛИОРАЦИЯ ".
Улучшали они гидрологические условия безводных территорий. На своём экскаваторе он, как было написано в многочисленных его Похвальных грамотах "повышал эффективность использования земельных и водных ресурсов для получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур"
...
Из всей этой информации мне было ясно только, что у папы был большой экскаватор, на котором он копал русла будущих каналов.

  Экскаватор свой папа любил, как и работу. Трудился ударно и отдал ей всю свою трудовую жизнь.
Любил папа и "скромно" прихвастнуть своими "корочками". Носил он их всегда в нагрудном кармане военной гимнастёрки, клапан которого застёгивался на маленькую пуговичку.
... При всяком удобном случае он доставал своё удостоверение, как бы рубль вложенный достать и у всех перед глазами расскрывал "корочки"члена <Общества Охотников и Рыболовов любителей >.
Когда все знакомые и незнакомые рассмотрят его удостоверение, он следом вынимал второй документ - аттестат школы ФЗО (Фабрично - Заводское Образование), которое он закончил в конце сороковых годов. Мужики восторгались и папа буквально возносился. Опять же "скромно". Он дипломированный экскаваторщик!
Что ж, всё как есть и всё как надо!
...
Уезжал папа на работу рано утром в понедельник и приезжал поздно вечером в пятницу. Говорил папа, что живёт он, как Робинзон Крузо, один в далёких полях без света и удобств. Воду набирает во флягу из канала, отстаивается она у него, после он кипятит её на огне в закоптелом чайнике на костре. Кушать готовит в казане на тагане.
...
Я удивлялась, как папа всю неделю работает один со своим экскаватором без людей, радио и телевизора.
...
Просилась я поехать с ним на его "мелиорацию", чтобы посмотреть на его жилище. А главное, увидеть мощный гусеничный экскаватор.
Доставала я папу вопросами, что за гусеницы у его экскаватора (живых я видала, а вот железных никогда ) и что ещё такое таган?
...
В один из приездов папы с поля, он сообщил мне, что возьмёт меня с собой на работу, если я буду есть нормальную пищу, как все нормальные люди. Я не ела мясо и рыбу. Как и блюда приготовленные из них. Я конечно же пообещала, что есть буду всё. На что не пойдёшь, лишь бы поехать с папой на его работу!
Папа предупредил, что если я через день начну ныть - хочу домой, то лучше мне не ехать. Раньше недели мы не вернёмся.
Спросил папа меня, чем же я буду заниматься, если он с утра до позднего вечера будет работать на экскаваторе, а я останусь одна?
...
Я тут же сказала, что возьму с собой книгу.

... Папа никогда ни в чём мне не отказывал и на сей раз он знал, что со мной ему будет больше хлопот, но лишить меня "Робинзоновских" мечтаний просто не мог.

... Ранним утром мы уже ехали первым рейсом "сидячего" - поезда и как оказалось, вместе с нами ехало ещё много мужчин с папиной работы. Завидев меня, все удивлялись, дочка едет, ну настоящий папин хвостик!
...

В конторе папа получил все необходимые предписания и мы стали ждать транспорт  который нас доставит в поле, к месту, где папина "лачуга" и экскаватор.
Папа сказал, что нам придётся немного подождать, когда за нами приедет "козлик "
Сказанное папой вызвало у меня интерес, что за козлик?
Папа ушёл за продуктами, а я всё сидела и думала, какая-то странная наверное машина с рожками, как у козликов в сказке "Волк и семеро козлят".

Как только папа вернулся, я спросила его, что за такая интересная машина?
Папа кашлянул в кулак, как бы оттягивая время подумать, как мне доходчивее объяснить и ответил:
"Это так в народе называется машина  ГАЗ - 69, скачет по неровностям грунтовой дороги, как козлик.

... Опять меня папа заинтриговал, как так скачет и что за грунтовые дороги?
Жили мы в городе, кругом асфальт и бетон.
Опять я пристаю к папе : Что за грунтовые дороги и почему на ней надо скакать? Папа ответил: Дороги тракторные. Я не отстаю : А машина ГАЗ - 69, большая?
Нет, не большая, средних размеров, с брезентом.
Опять ничего не пойму, скорее бы увидеть.
...
Когда вдали показалась машина, папа закинул свой рюкзак с провизией за плечи и мы подошли к обочине дороги. "Козлик" остановился рядом с нами. Мы поздоровались и сели в машину. Выехав за территорию района, машину стало подкидывать на дороге и бросать нас в разные стороны. Мы скакали вместе с машиной из стороны в сторону, как козлики !
Это был вездеход !
Когда через час мы приехали к папиному месту работы, я сразу заприметила папину "лачугу".
Это был деревянный дощечатый домик, почти с плоской крышей и маленьким окошком, как и сам домик. Но стоял он не на земле, а на каких-то железных лыжах. Напоминали они мне огромные санки. И за что их зацепить, тоже имелось. Я опять с вопросом к папе : Зачем санки для домика? Папа на ходу быстро ответил : - Переезжать!
Как я сама не догадалась, что папа переезжает вслед за прокопанным руслом канала!
...
Разложив провизию на всю неделю   в тумбочку под стол из рюкзака, оттуда же достав чистую рабочую одежду, которую мама стирала ему каждую субботу, папа переоблачился в экскаваторщика .
Мы с папой пошли к его любимой спец. технике. Когда мы  подошли к экскаватору, папа с гордостью рассказал и показал всё, что меня интересовало. Папа обратил внимание, что его экскаватор поставлен на гусеничный ход. И добавил : Этот экскаватор более стабилен, чем тот, который на колёсах.
Я тут же задала папе тысячу вопросов.
Папа отвечал, а мне всё надо было знать.
-Папа, а на колёсном ты работал?
-Работал, дочёня! Колёсный экскаватор более манёвренный в сравнении с гусеничным .
-- Папа , а как понять манёвренный?
--Колёсный экскаватор удобен из-за своей манёвренности, более гибкий, управляемый. Очень пригоден для рытья, котлованов, траншей, для создания насыпей.
На этот ответ у меня опять много вопросов.
--Папа, я в городе видела экскаватор на колёсах, там, где зимой трубу с горячей водой прорвало.
--Да, дочёня, колёсные экскаваторы широко используются в коммунальном хозяйстве, при ремонте теплотрасс или водоводов.
Папа глядя на меня заулыбался и со смешком произнёс : Да! Не скучно мне будет!
Папа подсадил меня в кабину экскаватора. Я счастливая устроилась на сиденье, подёргала рычаги, и папа затем спустил меня обратно на землю. Положил ладонь мне на голову, быстро проговорил, опережая мои вопросы : А теперь иди обратно в мою рабочую бытовку и перекуси. Там я купил тебе пряников, достань термос, мама нам в дорогу чай налила. Хоть папа проговорил быстро, я ещё быстрее его с места сорвалась.
Папа уже в дорогу мне крикнул : Никуда не уходи, запрись и жди меня!
...
Вернувшись в бытовку, я внимательно оглядела обстановку. Напротив входной двери в два яруса от стены до стены были устроены спальные места, полки одна над другой с матрасами. Слева у маленького окошечка был сколочен деревянный стол внизу тумбочка с двумя дверцами. Сбоку один табурет. Справа на стене на гвоздях рыболовные сети, которые плёл сам папа. Сети были с мелкими ячейками и с более крупными сотами. Рядом на деревянной вешалке с железным крючком папа повесил свою одежду, в которой приехал из дома. С краю, почти в углу стояла железная печка "буржуйка" Стены вокруг печи были обложены кирпичём на глине.
Вот и весь быт тружеников  полей.
... Я залезла на табурет и усевшись на коленки, полезла в папин рюкзак. Первым делом я вытащила термос, чтобы не разбить, а затем из бумажного завёрнутого кулька пару пряников, облитые белой глазурью. До чего я люблю пряники!
Папа знал чем порадовать меня !
...
Вернулся папа, когда уже смеркалось и первым делом развёл костёр. Велел нести таган, а я и знать не знаю. Папа смеётся!
Три ножки у него!
Оказывается там за бытовкой , во всю длину задней внешней стены сколочен ящик с откидной крышкой на двух петлях . Внутри папина ветошь для обтирки рук и экскаватора . Разноцветные обрезки ткани привлекли моё внимание. Я перебирала, рассматривая их.
Там же лежал и треногий таган для казана .
Пока я всё рассматривала, папа открыл банку тушёнки и сам принёс казан.
Когда я вернулась, папа сказал : Тебя только за смертью посылать!
Я не знала, что это значит, хорошо или плохо? Но уточнять не стала. А вдруг он и взаправду на меня злится?  Как мне этого не хотелось огорчать папу.
А тряпочки в ящике мне ох как нужны! Сколько своим куколкам и пупсикам я одёжки нашью! Надо спросить у папы...
...
Поужинали мы макароновый суп. Я ела только ради папы и данного ему слова. Хорошо, что папа налил нам суп в одну чашку. Папа был настолько голоден, что ел не обращая на меня внимания.
Вроде как мы наелись. Оставшийся суп папа оставил на улице в казане, сверху на крышку положил два кирпича.
Пояснил : Чтобы шакалы не съели. Остаток супа нам на завтрак! Не дома! Завтракать нам нечем, будем утром есть суп  на завтрак! Работаю я целый день без обеда, поэтому утром надо плотно покушать.

Как уснула я моментом, сама удивилась и папа был слегка ошеломлён, что я крепко спала. Как никогда...
...
Соскочила утром я с полки одним махом. Суп горячий уже стоял на столе. Папа сказал, что он уже с пяти утра поработал на экскаваторе и ещё дошёл до водоёма и поставил закидушки. Даст Бог, вечером будем есть рыбу!
Мы поели и папа сразу ушёл.
Посуду и казан наказал мне помыть.
Весь день я читала книгу.
...
С работы своей папа пришёл затемно. Он на траве у водоёма почистил пойманную рыбу на поставленные закидушки. Рыбу поменьше папа выпускал обратно в водоём.
Опять по-скорому развёл огонь, поставил прямо на костёр таган треножный, разложил древесные угли по кругу и в казане на масле пожарил рыбу.
Я рыбу не ела , а папа смеясь сказал : Пряники скоро закончатся, а потом что есть будешь? Голод не тётка...
На третий день пряники закончились. А кушать так хочется. Папа каждый вечер приносил рыбу, жарил, вялил в соле.
Вечером четвёртого дня моего пребывания папа потушил рыбу с овощами в малом количестве воды. Я протянула руку и взяла себе кусочек. Начала по-тихоньку есть. Папа подкладывал мне в тарелку выбранное от костей филе рыбы.
--Ешь, ешь, не бойся, в этой рыбе костей нет, только позвоночник ! Это крупный сом! Я для тебя специально поймал. Всё для тебя. Твой заказ!
Папа видел, что я ем рыбу и радовался. Когда мы поели, папа смеющимися глазами сказал : То-то!  Голод не тётка, пирожок не понесёт.
.
Работать папа начинал с утренней зорькой и приходил с закатом солнца. Объёмы работы были большие.
...
В последний день, в пятницу, когда папа утром одевал свою рабочую рубашку (старую военную гимнастёрку), я заметила на спине у папы что-то белое, как будто мукой присыпано и хотела отряхнуть. Папа засмеялся : Это дочёня, соль от пота пропиталась, её никак не стряхнёшь, высохла. Ничего, сегодня последний день работаю, а потОм мама постирает.
Когда папа ушёл дальше работать, я решила "прогуляться по округе". Книга была прочитана и мне уже в бытовке сидеть наскучило. Пошла я в ту сторону, откуда папа приходил с водоёма. Добралась я быстро и спустившись вниз, держась за прибрежные камыши,
 я стала болтать то одну, то вторую ногу. Когда я уже хотела подняться на верх, то на меня с верха посыпались куски земляных камней. Подняв голову,  я с ужасом бросилась прямо в одежде в воду. На берегу стояла стая шакалов. Они медленно спускались вниз. Я уже умела плавать и поплыла  подальше от берега. Шакалы спустились к воде. Я изо всех сил стала кричать папу:
--Пааапа! Пааапа!
Шакалы окружали меня.
Кричала я до хрипоты.
Держаться на воде у меня уже не хватало сил, а дна под собой я не чувствовала.
Шакалы заинтересовались мной и уходить не собирались. Полуохрипшим голосом я продолжала звать папу.
Силы потихоньку покидали меня. Сил не было ни кричать, ни держаться на поверхности воды.
Вдруг один шакал вскарабкался на верх, задрал голову и завыл.
Завыл громко и протяжно.
Я потеряла последнюю надежду на спасение.
И в этот момент я услышала голос папы, он звал меня.
Из последних сил я крикнула:  -Пааапа! Шакалы!
-Бегу, бегу, дочёня!

От громких криков отца, шакалы бросились врассыпную.
На берегу стоял папа!

Я выбралась из воды и упала на землю. Мои ноги отказывали меня держать. Папа поднял на руки меня и понёс. Он шёл быстро, потому что торопился, ведь за нами в этот день должна приехать машина.
-- Папа, почему ты не пришёл раньше? Я долго тебя кричала.
Папа ответил, что сначала он меня не слышал, так как работал экскаватор. Когда заглушил, он услышал вой шакала.
Папа бросился в бытовку, а меня там нет и тогда кинулся на вой шакала. Это его насторожило. Днём шакалы воют только перед охотой, когда созывает свою группу. Завывают шакалы в основном ночью, когда у них начинается гон.
 Папа донёс меня до бытовки и сняв с вешалки свою рубашку, протянул мне : Одевай
рубашку, а кофту свою
и шорты повесь на солнце просушить.
Я пошёл, мне надо работать.

Папа, мой папа, он меня не ругал. Знает, когда говорить, а когда промолчать. В такие моменты, когда со мной бывает беда, он мне только сочувствует.
...
Под вечер, когда папа заглушил свой экскаватор, ополоснулся в водоёме, прежде сняв улов с закидушек и завернул рыбу в рабочую гимнастёрку.
... Мы по-скорому собрались и вышли на грунтовую дорогу.
"Козлик " нас уже ждал!
...
На пригородном поезде мы вернулись домой. В вагоне мы с ним долго молчали, а потом я решилась заговорить : Папа, может маме не будем говорить про меня?
--Отчего - же, пусть мама знает, какая непослушная дочь у нас растёт!

Как только мы зашли в дом, папа перешагнув порог, сразу же сказал:
А наша Сонюшка рыбу ест !
Мама вздёрнула бровь :
Значит, не зря ты её взял с собой !
...
С той поры я стала есть рыбу и теперь употребляю с большим удовольствием, в любом варианте !

Папа рассказал маме только то, чему она была рада услышать и узнать..... а огорчать её не стал .
Мама радовалась за меня и за папу,  что он доволен дочкой!

Мама пошла греть ужин и накрывать на стол, папа поманил меня пальчиком и на ушко сказал :
"Слово-серебро, а молчание - золото!"