Шир-Локк Холмс - сыщик каменного века Глава 3

Мария Васильева 6
Начало здесь http://proza.ru/2024/04/19/1015

- Культура каменного века, говорите? Так, когда всё это происходило здесь, я не пойму: в каменном веке или гораздо позже Платона? Вы меня прямо совсем запутали, – недоумевала Василиса, но вскоре запнулась, застеснявшись, что снова каким-либо образом продемонстрирует свою историческую безграмотность.

- А причём здесь Платон, душа моя? – пояснил ей Тимофей, - Каменный век не имеет чёткой временной эпохи. Он получил своё название по той простой причине, что камень был основным материалом, который древние люди использовали для создания предметов труда и оружия. В течение этого примитивного периода человеческой истории дикари умели изготавливать только КАМЕННЫЕ ножи, топоры и стрелы, используя их для выживания и охоты. Таким образом, камень стал символом данной ары, и она была прозвана каменной. Это был самый ранний и продолжительный период человеческой истории. Да, начался он чрезвычайно давно, примерно 2,6 миллионов лет тому назад и закончился за семь, три, а может два тысячелетия до нашей эры, но в отдалённых и отрезанных от остального мира уголках планеты, к примеру, таких, как этот, продолжался и гораздо позднее, практически до новейших эпох. И это очень большая удача для археологов доисторической эры, поскольку древние артефакты, находимые здесь в богатом разнообразии и большом количестве, прекрасно сохранились, имея совсем небольшой по археологическим меркам, чуть более, чем тысячелетний возраст…

Тимофей хотел продолжить, но в этом момент их вертолёт приземлился на удобную для посадки каменистую площадку, и люди, прибывшие в качестве пополнения для экспедиции, высадились. Пара молодых супругов с любопытством оглядывалась по сторонам, поскольку, в отличие от своих попутчиков, оказалась здесь впервые. Но открывшимся им пейзажем оба были заметно разочарованны, даже шокированы, особенно Василиса. Их глазам представилось нечто действительно похожее на таинственный заброшенный участок земли, сокрытый глубоко в сердце океана – остров, некогда погибший и воскресший вновь. Возможно, раньше на нём царствовала жизнь и буйствовала природа, но теперь он стал не более, чем бесплодным прибежищем среди бескрайних водных просторов. Ещё сверху с вертолёта и во время его посадки было хорошо заметно, что его поверхность покрыта каменистыми горными хребтами. Они прорезали туманное небо своими острыми вершинами. Скалы, выступающие из волн, напоминали клыки гигантских морских чудовищ, готовых поглотить любого, кто осмелится приблизиться к ним со стороны океана, потому другой транспорт кроме воздушного был здесь далеко небезопасен даже в современности. Тем более в древности или средние века трудно было представить, что сюда мог подойти какой-либо корабль. 
Да, возможно, когда-то было иначе, но теперь остров почти совершенно был лишен какой-либо растительности, кроме редких кустов и мхов, которые каким-то чудом всё-таки сумели здесь прорасти и приспособиться к суровым теперешним условиям после страшных потрясений и катаклизмов. А на склонах гор росли только серые лишайники, придавая пейзажу мрачный и унылый вид.

- Наверное, в Венецию всё-таки было бы лучше поехать, - тихо прошептал жене Тимофей, как бы извиняясь. – Я же говорил тебе, душа моя, что из путных людей никто не хотел лететь сюда, потому и послали меня. А ты мне не верила.

Впечатлительная Василиса ничего не ответила мужу, совершенно расстроенная от унылой картины, поняв, что вместо романтического экзотического рая она попала на какую-то мёртвую землю, где витала даже какая-то гнетущая атмосфера, и как будто правила бал сама смерть. Осознав всё это, она сначала молчала, а потом спросила у Катюши:
- А что, дикие люди, что обитали здесь, жили исключительно в пещерах? Мне так кажется, поскольку кроме скал здесь вроде бы ничего и нет.

- Археологи тоже так сначала думали, когда обследовали юго-западную часть острова, которая раньше других показалась из-под воды. Но потом выяснилось, что более развитые племена всё-таки умели строить здесь удобные дома, некоторые даже относительно прочные и высокие. Только теперь от них остались одни развалины. Но отдельные не так уж плохо сохранились. Однако всё равно, впечатление от них реально печальное – разрушенные стены, слепые тёмные окна…

- А над всем эти витает разруха и смерть. Лишь ветер и волны продолжают шептать о тайнах и легендах, связанных с этим местом, - вдохновенным голосом прошептала Василиса.

- О! Подруга! А ты и в самом деле с механико-математического факультета? Тебе бы стихи и романы писать! – рассмеялась её собеседница, - Василиса Рыженькая – звучит! Почти, как Василиса Прекрасная. Скоро прославишься. Хотя об этом крае даже легенд и преданий не сохранилось. Просто некому было хранить, ведь всё население острова погибло. И здесь мы археологическими методами вряд ли найдём что-либо подобное, поскольку островитяне не имели письменности: ни тебе глиняных табличек с иероглифами, ни наскальных надписей с загадочными рунами. Но вот наскальные рисунки есть, и во многом передают местный быт, нравы и колорит. Мы нашли также примитивные каменные статуи, даже карты местности, выполненные на гибкой коре местных деревьев, но их только чудесами современной науки удалось восстановить, так они пострадали от времени, воды и разрушений. Немало и весьма искусных культовых предметов. Но всё это только в северо-восточной части острова, где раскопки начались совсем недавно. Там и были, как выясняется, наиболее продвинутые очаги культуры, в сравнении с остальными участками этого каменного мира, конечно. Немало также открылось подземных и надземных культовых построек наряду с жилыми строениями. А дело было так. Когда остров начал подниматься из воды, сначала показался огромный вулкан Бешенный пёс и тут же захлюпал и затявкал. Потом открылись и стали доступны для раскопок окружающие его территории, потому их и обследовали раньше других. Но самые богатые на ценные находки участки, как выяснилось, были в других местах, ещё под водой. Однако с другой стороны, подобного можно было ожидать: кто же будет строить большие дома и крупные посёлки рядом с вулканами, я имею ввиду местных жителей. Но вот время пришло и теперь мы добрались уже до северо-восточной, самой интересной части острова. Здесь теперь и будем работать, а вы вместе с нами.

- А куда нам теперь? Мы-то где будем жить? – честно сказать Василиса едва сдерживала слёзы, поскольку только теперь прочувствовала насколько кругом было неуютно.

- Да вот же перед твоим носом палаточный городок – это пристанище наших археологов, - получила она ответ. - А вот и ваша палатка. Я смотрю, уже приготовили.

- Так мы в палатке будем жить?

- А ты хотела в каменном доме? – фыркнула Катюша, - Впрочем, если тебе не нравится, можешь выбирать себе пещеру на свой вкус, любую.   

Продолжение здесь http://proza.ru/2024/04/23/351