Дзен буддизм состояние сатори

Лариса Болотова
                Когда же возник дзен-буддизм?

«Возникновение дзен-буддизма уходит вглубь веков. Легенда связывает его зарождение со знаменитой «Цветочной проповедью» Будды, который однажды, не произнеся ни слова, просто показал своим ученикам букет живых цветов, однако только один из них сразу понял, в чём заключается суть этого глубокого наставления. Как и любую другую вещь, букет цветов невозможно точно всеобъемлюще описать словами, зато его можно «пережить» воспринять всеми органами чувств таким, каким он открывается вам. Именно такое переживание, называется «сатори», и позволяет проникнуть за слова и предметную оболочку мира, постичь его скрытую суть».

                Какие чувства, мысли и состояния возникают у вас, при виде букета цветов, например полевых, садовых? Смог бы компьютер описать букет словами? Думаю, что да. Смог бы он испытать те чувства, что испытывает человек при этом. Нет. А если в вести определённые программы для этого? Каким образом можно научить компьютер чувствам? Даже если мы способны на это, то, как мы поймём, какие чувства он испытывает?

«Точнее всего смысл «сатори» передаёт слово «просветление», однако дзен в его чистой форме обычно понимается не просто как «просветление», но как «внезапное просветление», подобно пробуждению от глубокого сна или от продолжительной повседневной «рассеянности» ума. Сатори является, как писал Дайсэцу Судзуки, один из самых авторитетных специалистов Японии по дзен-буддизму, интуитивным проникновением в глубинную природу вещей, в противоположность логическому пониманию этой природы рациональным мышлением, свойственным Западу. Сатори – это и пробуждение от поверхностной путаницы мыслей и искусственных схем восприятия этого мира. Один из дзеновских учителей сравнивал переживание  момента сатори с «ведром, у которого отваливается дно», так что всё неведенье, переполняющее человека, покидает его в мгновение ока».

                Мысли, под действием чувств, текут одна за другой, проникая всё глубже в суть вещей.

«При этом сатори переживается бодрствующим умом, это ни в коем случае не патологическое состояние психики, не результат самовнушения и даже не религиозный экстаз. Его, скорее, можно сравнить с ярким интеллектуальным озарением, сопровождаемым колоссальным душевным подъёмом, которое ощущает человек, проникший в высшую реальность мироздания».

                Ни это ли состояние в книге  «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (сведенья Бога?) называется открытием внутренних начал человека,  а в книге  П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» проблесками космического сознания?   

«При таком просветлении не происходит никаких перемен, кроме изменения точки зрения человека, но она изменяется навсегда и, конечно, влечёт за собой радикальную перемену его целостных установок и поведения. Пережив сатори и пробудив в себе с его помощью свое «высшее Я» человек обретает нерушимый внутренний покой и способность к объективному созерцанию обстоятельств и событий жизни со стороны, в которых человек начинает отчётливо видеть контуры роли, предначертанной свыше ему в этом воплощении».

Источник информации книга В. Потапова «Тайная история человечества» (стр. 116).