Пушкин Легким зефиром летал по воксалам и по балам

Поль Читальский
Пушкин
Легким зефиром летал по воксалам
и по балам

(история одной штудии по теме «ВОКСАЛ» в ходе ликбеза горе-горюхинского-пушкиномана)
Изучаю каталог Б.Л. Модзалевского «Библиотека А. С. Пушкина (Библиографическое описание) _1910» и встречаю сие:
<<<20.  [Башиловъ,  А.  А.].
Изложеніе  объ  устройств;  воксала,  въ Петровскомъ парк; въ  Москв;.  Москва.  Въ  Типографіи  Н.  Степанова.  1836. 8°,  11  стр.
Вм;сто  цензурнаго  дозволенія  разр;шено  къ  печати  ген.-м.  Цынскимъ.  Передъ  титуломъ — гравированный  „Фасадъ  воксала въ  Петровскомъ  Парк;  въ  Москв;".
Н а  листк;  посл;  обложки  написано:  „Его  Высокоблагородію  Александру  Серг;евичу Пуш кину Отъ учрежденія (sic) воксала  Сенатора  Башилова 1 2).  1836  года,  Декабря  3  дня".>>>
Начинаю искать эту е книгу в сети и вокзал в Петровском парке, через который мы с суженой никогда не ряженой и не напомаженной ОИР ходили в Главный, Первый и 30 корпус ВВИА им. Проф. Н.Е. Жуковского
//Я помню прихвато-революсьонеры в 90-х истошно орали с треба и освободить от военщины «паи мятники истории и культуры». Выгнали Жуковку вон … и след простыл. Не нужна ни авиация, ни ее инженерные кадры. Освободили. Теперь в Путевом дворце … Бутик-отель… Зашибись! А самолеты падают как девки в райскую ночь Ивана Купалы и Ярилы//

И вот надо же: воксалами в ту пору называли … увеселительные заведения! 

В заметке «Москвовед рассказал об увеселительных заведениях XX века» на Мосленте
«В начале XX века появился ряд стационарных, загородных по тем временам ресторанов и воксалов — так называли увеселительные заведения. По словам Дедушкина, народ в то время устраивал гуляния в Сокольниках. Историк рассказал, что первое такое заведение появилось в Англии в конце XVII века. Его открыли в 1661 году в усадьбе Воксхолл. Второй, самый знаменитый воксал был устроен в Петровском парке.
«Пушкин в ранних стихах писал: "Легким зефиром летал по воксалам и по балам". Еще воксалы были в Рогожской слободе и в Петровском-Разумовском, там он принадлежал барону Фон Шульцу», — отметил он.»
На сайте https://pastvu.com  Ретроспектива среды обитания человека с богатым фотоархивом удалось найти изобрадение воксала, принадлежавшего фон Шульцу (см.  обложку этой заметки)

Стихотворения 1813 г . К Наталье
Pourquoi craindrais-j'e de ie dire?
C'est Margot qui fixe mon go;t.
Так и мне узнать случилось,
Что за птица Купидон;
Сердце страстное пленилось;
Признаюсь – и я влюблен!
Пролетело счастья время,
Как, любви не зная бремя,
Я живал да попевал,
Как в театре и на балах,
На гуляньях иль в воксалах
Легким зефиром летал;
Как, смеясь во зло Амуру,
Я писал карикатуру
На любезный женской пол;
Но напрасно я смеялся,
Наконец и сам попался,
Сам, увы! с ума сошел.
Смехи, вольность – всё под лавку
Из Катонов я в отставку,
И теперь я – Селадон!
Миловидной жрицы Тальи
Видел прелести Натальи,
И уж в сердце – Купидон!
Так, Наталья! признаюся,
Я тобою полонен,
В первый раз еще, стыжуся,
В женски прелести влюблен.

К Маше. 1816
Вчера мне Маша приказала
В куплеты рифмы набросать
И мне в награду обещала
Спасибо в прозе написать.
Спешу исполнить приказанье,
Года не смеют погодить:
Еще семь лет – и обещанье
Ты не исполнишь, может быть.
Вы чинно, молча, сложа руки,
В собраньях будете сидеть
И, жертвуя богине Скуки,
С воксала в маскерад лететь —
И уж не вспомните поэта!..
О Маша, Маша, поспеши —
И за четыре мне куплета
Мою награду напиши!
***
Некоторые сетевые справки:
1) ЖиЖа. stapelia27  Дачники и постройки Петровского парка. "Воксал". Часть 53:
Петровский парк бып разбит вокруг Петровского дворца в 1830 - 1834 гг. по проекту архитектора А. А. Менеласа (1827) и под наблюдением архитектора И.Т. Томанского. В 1835 г. в парке сооружен Петровский летний театр (о нем здесь), а в 1836 -1837 г. - Петровский воксал, помещение для общественных балов, маскарадов, концертов и театрализованных представлений (название от местечка Vauxhall под Лондоном, где в 1760 г.  впервые устроено подобное заведение),     Он был возведен, также как и летний театр, по проекту архитектора М. Д. Быковского по образу уже не сохранившихся к тому времени "воксалов" Грога в Нескучном саду и Медокса в Таганской части. "Воксал", как достопримечательность Москвы, был включен в альбом гравюр В.Е. Гекеля "Виды Москвы".
    Архитектор М.Д. Быковский. "Воксал" в Петровском парке.
   
Здание "Воксала" появляется уже на Топографической карте 1838 г.  "Воксал" в середине XIX века пользовался большой популярностью у москвичей. О первых десятилетиях Петровского парка современник писал   - "Когда в 1856 году я вернулся в Москву, то застал парк во всей его красе. Деревья выросли гигантами, масса щеголеватых построек украшала аллеи парка... В углублении парка, ближе к Бутыркам, был сад-вокзал, где ежедневно играла музыка, и часто танцевали. По вечерам вереница экипажей стремилась в парк подышать свежим воздухом".
 Вокруг разместили на открытом воздухе ("зеленый", или "воздушный" театр), кофейные домики, бильярды, беседки для отдыха и на лугу - площадку с детскими играми.
Действительно, "Воксал" Петровского парка получил известность не только как увеселительное заведение, но и как знаменитая в Москве сцена. Именно здесь 11 июля 1839 года состоялся первый публичный концерт пианиста и композитора Антона Рубинштейна (будущему маэстро было в ту пору всего десять лет).
Вход в "Вокзсал" разрешался дворянам, купцам и иностранцам.  Деньги на его строительство были собраны от продажи абонементов, дававших право в будущем на постоянное посещение “Воксала”. С остальных взималась за вход довольно высокая плата, 25 копеек серебром, так что дорогое удовольствие было доступно только узкому кругу завсегдатаев и богатых людей.

Любецкий С.М. в своем путеводителе "Окрестности Москвы...", выпущенносм в 1877 г., сообщает что в настоящее время вокзал и театр обветшали. Однако отмечу, в путеводителе Захарова, выпущенном десятью годами ранее, в 1867 г., "воксал" в Петровском парке уже не упоминается, не говоря уже о путеводителе Гринберга, выпущ. в 1878 г.

2) Бирюкова Татьяна Захаровна в «Москве-матушке при царе-батюшке. Очерки бытовой жизни москвичей»:
<<<
Воксал — слово, заимствованное из английского языка. В первоначальном значении — «большой зал, дом, куда собираются люди для разного рода публичного препровождения времени». Это — некая рекреация, где в определенное время можно обнаружить скопление народа.
На начальные станции дорог также съезжается много людей. В старину отъезд путешественника представлял для него и близких весьма знаменательное событие. Проводы проходили торжественно, с оркестрами, с цветами-нарядами, слезами в глазах и белыми платочками в руках. Потому места дорожных встреч-разлук нарекли тоже «вокзалами».
В Москве старомодных крупных истинных «воксалов» — специальных увеселительно-развлекательных мест было два: Нижегородский и в Петровском парке. Был еще и у Рогожской заставы
17 марта 1776 года князь П. В. Урусов получил разрешение на строительство в Москве нового театра. А через несколько месяцев (31 августа того же года) в Полицмейстерской канцелярии между князем Урусовым и господином М. Е. Медоксом был утвержден совместный деловой контракт.
По этому контракту на месте с домом и землей гвардии ротмистра князя Лобанова-Ростовского (находившемся во 2-й части на Петровской улице в приходе церкви Всемилостливого Спаса, что в Копье) предполагалось строительство Петровского театра. 1 декабря 1776 года та же канцелярия уже дозволяла создание этого сооружения.
Из исторического сообщения: «Они вместе (Урусов и Медокс. — Т. Б.) устроили воксал в доме графа Строгонова, потом нашли удобное для нового каменного театра место» — можно судить о том, что «устройство воксала» предшествовало открытию Большого театра. Оно явилось как бы пробным опытом к большой перспективной работе. Это же подтверждает и газетное донесение: «Между тем как кн. Урусов и Медокс строили воксал и готовили материалы для постройки нового театра, дом, в котором проходили регулярные представления, в феврале 1780 года сгорел. В огне пропали мебель, гардероб, декорации приблизительно на 40 тысяч рублей». Англичанин Медокс стал единственным содержателем и строителем в Москве Петровского театра и воксала.

Прошло чуть более двух лет, и театр-воксал у Рогожской заставы начал принимать «многочисленную утонченную аристократическую публику». Рассказывали, что гостей приезжало очень много — до 5 тысяч человек. А пока шли представления и балы, кареты посетителей стояли как вблизи воксала, так и на значительном от него расстоянии — за заставой.>>>
3) esmarhov_ss Потанцуем на вокзале?
Многие даже не подозревают, откуда происходит привычно нам слово «вокзал». Мы давно привыкли считать его родным, железнодорожным, пахнущим паравозным дымком… Местом встреч и расставаний. Однако его корни лежат в английском Vauxhall (Воксхолл) – так называлась деревенька, прежде находившаяся в близком соседстве с Лондоном, а теперь совсем слившаяся с ним, войдя в состав части города, называемой Ламбет/ Lambeth, а теперь и вовсе утратившее свое наименование (осталось лишь название метро в Лондоне). В 1661 году англичанка Джейн Вокс открыла в своём имении под Лондоном развлекательное заведение «Новый весенний сад» с фонтанами и прочими радостями. В парке устраивались фейерверки и гуляния, а для танцев и концертов был построен большой зал, по-английски – Hall (холл). Заведение прозвали именем хозяйки – «Воксхолл»/ Vauxhall.

Не отставала в этом деле и Россия, причем, впереди оказалась Москва, где в 1775 году был создан первый платный увеселительный воксал. Открыл его антрепренёр М. Гроти, которого сменил Майкл Джордж Меддокс (в России он назывался Михаил Егорович Медокс, 1747–1822) – приехавший по высочайшему приглашению в Москву английский инженер, талантливый театральный антрепренёр, основатель Петровского театра – первого общественного музыкального театра Москвы, предтечи современного Большого театра.

В Петербурге с 1793 года действовал воксал в Нарышкинском саду. В начале XIX века таких злачных мест в России было уже несколько, в том числе и под Петербургом.

4) Даль В.  Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.

Вокса;л — старинный увеселительный сад или помещение, в котором происходили гуляния с танцами, маскарадами, фейерверками и т. п.[

5) Савина Е. В. в «Роль воксалов в формировании развлекательной культуры дворянского русского общества XVIII века. // XXXVII Огаревские чтения. Саранск, 2009»  упоминает следующие воксалы в Москве:

Владелец воксала Место расположения
граф П. Б. Шереметев [1713–1788] с. Кусково
граф П. Н. Трубецкой [1724–1791] с. Нескучное
Г. И. Хлудов [?] за Красными воротами
В. А. Пашков [?] Садовая улица
граф И. С. Генриков [1712–1784] с. Спасское
граф С. Р. Воронцов [1744–1832] Лефортово
И. И. Шувалов [1727–1797] Лефортово
граф А. Г. Орлов [1739–1807/8] Лефортово
князь Д. М. Голицын [1721–1793] с. Архангельское
граф Я. А. Брюс [1732–1791] Сокольничье поле
князь И. П. Прозоровский [?] Пресня
князь Н. С. Долгоруков [?] Рядом с Девичьим монастырем
В. И. Лопухин [1703–1797] Хамовники
Н. П. Архаров [1740–1814] с. Сущово
княгиня Е. А. Долгорукая [?–1811] Новая Басманая

Она же со ссылкой на И. Г. Георги приводит список Петербургских воксалов:

Владелец воксала Место расположения
императорский летний сад на берегу Невы и Фонтанки
императорский Итальянский сад    Литейная часть
граф К. Г. Разумовский [1728–1803] Крестовый остров
граф А. И. Бестужев-Рюмин [?]         Каменный остров
граф А. С. Строганов [1734–1811] выборгская часть
граф А. А. Безбородко [1747–1799] Карельская сторона
Екатерингоф                у Кронштадтского залива
А. А. Нарышкин [1726–1795]         с. Красная мыза
Л. А. Нарышкин [1733–1799]         по Петергофской дороге
княгиня П. А. Вяземская [?–1835] с. Александровка
И. И. Шувалов [1727–1797]   Выборгская дорога
князь Г. А. Потемкин [1739–1791]       с. Озерки
барон П. Г. Демидов [1798–1821]        с. Сиворицы
барон А. Г. Демидов [?]                с. Тайцы

Публичных, платных воксалов Е. В. Савина приводит немного:

Период     Антрепренёр Место расположения
конец 1760-х М. Гроти [?] Москва, сад графа П. Н. Трубецкого
1774 князь П.В. Урусов, М. Гроти Москва, сад графа А. В. Салтыкова
1775–1780 князь П.В. Урусов, М.Медокс  Москва, сад графа А.С. Строганова
1767–1778 М. Гроти С.-Петербург, сад графа А. И. Бестужева-Рюмина
1783–? М. Медокс Москва, сад купца С. Яковлева
1793–1799 барон  Э. Ванжура [?–1802] С.-Петербург, сад Л. А. Нарышкина

***
Народ скапливался («воксался») на ямских заставах и станциях – в центрах транспортной логистики. Там и возникали воксалы – места обустройства пассажиров и встречающих с провожающими. Потом по их образцу, заменив в имени одну в букву строили вокзалы

Можно предположить что в лицейских стихах Пушкин писал о питерских воксалах

Но слово мы утратили: в поисковике Яндекса вы не сможете оставить это слово не исправленным … и воксалов этот монстр искать не будет