Шир-Локк Холмс - сыщик каменного века Глава 10

Мария Васильева 6
Начало здесь http://proza.ru/2024/04/19/1015

- И так, наша история произошла в том самом краю, который на языке первобытных местных жителей именовался Внутримирьем.

- Ако-Демако? – догадалась Василиса, потому что поняла, что Викинг пересказывает ей летописи народа Каму-Рами-Хама-Амаро или что-то по мотивам этого в собственном изложении, дополненное недавними археологическими, историческими, геологическими и прочими изысканиями.

- Именно так, - подтвердил её догадки ночной рассказчик. - И название это оказывалось, как нельзя, более точным, поскольку огромный остров, на котором они жили, отделялся от остальных участков суши тысячами километров огромного непреодолимого океана, потому населяемая туземцами территория оказывалась как бы замкнутой сама в себе и по представлениям древних, как желток в яйце плавала в океане, то есть являлась Внутримирьем. А скорлупой этого яйца был небесный свод, по которому ходили солнце и луна и на котором располагались звёзды. Внизу же эта скорлупа, согласно их понятиям о мироустройстве, тоже имелась и удерживала солёную воду и всё подводное царство от вытекания в пустоту. И совершенно ничего из опыта аборигенов не противоречило этой картине.
Но остров был немаленьким и население его была весьма большим, племён оказывалось много. И все поселения этого острова как правило располагались вдоль берегов полноводной реки Каё-Ви-Мук (Нисходящей с небес) или её притоков, а также прудов и озёр, образовавшихся в естественных углублениях и пополняющихся от потоков обильных дождей. И это вполне объяснимо, ведь пресная вода являлась основой жизни во все времена.

- А что, на этом острове были пруды, озёра и реки? Мне трудно это представить, поскольку сейчас кругом одни только камни.

- До катастрофы были. Но главной рекой была Каё-Ви-Мук, действительно «нисходящая с небес», поскольку она брала своё начало на вершине высоких гор. Там при обильных осадках скапливалась вода, потом же стекала с самых вершин маленькими ручейками. И местным жителям потому казалось, что это небесные боги дарят им питьевую воду, а скопления дарованной ими небесной воды соединялись потом в реку, которая по мере движения от своих истоков к устьям становились всё шире и шире, а под конец обширной дельтой, разветвляющейся на множество рукавов и потоков, впадала в океан. Теперь одни камни, говоришь? Но русло реки Каё-Ви-Мук и до сих пор можно различить в виде глубокой, пронизывающей всю территорию острова жилы, доходящей до океана. И она хорошо просматривается с вертолёта. По этому проторенному веками руслу и теперь бегут ручейки, только этим маленьким ручейкам не хватает сил, чтобы собраться опять в полноводную реку. 

- Значит, здешние поселения располагались в основном вдоль той самой реки?

- Не только, ещё весьма привлекательным для поселения древних людей из-за обилия рыбы и всякой разнообразной вкуснейшей живности становился обширный берег Большого Солёного Озера.

-- Гаги-Шао-Рируна.
   
- И это «озеро», простирающееся со всех сторон вплоть до самого горизонта, вызывало живейший интерес и любопытство здешних островитян во все времена. Однако географические познания аборигенов не позволяли в точности понять, что это было не озеро вовсе, окружающее как бы их остров, подобно «белку» (он был частично солёной водой, а частично воздухом, по их мнению). Но на самом деле, конечно, это был большой океан, исследовать который они не могли, ведь хлипкие лодки, которые они умели строить, не позволяли им плавать слишком далеко. Были и другие предположения, некоторым аборигенам казалось, что солёные воды отделяют их землю от НИЧЕГО и являются как бы границей, окаймляющей мир, а «скорлупа» проницаема и прозрачна, или её и вовсе не существует.
В те времена вдоль берегов реки Каё-Ви-Мук распростёрлось обширное поселение одного огромного племени численностью не менее, чем в три тысячи человек. Это было одно из самых развитых общественных объединений в те времена. Племя это носило звучное название Назло-Врагам. И хотя бы по нему можно понять, что находилась на протяжении всего периода своего существования данная община в весьма недружелюбном окружении, но умела защитить себя и свою безопасность, дав достойный, даже яростный, отпор всем первобытным агрессорам, ворам и завистникам, которых было немало. И за это представителей данного племени прозвали на острове Оголтелыми. Это было действительно могущественное и развитое для данного острова племя. Сравниться с ним по мощи и возможностям могла разве что другая община, которая тоже имела весьма звучное прозвище Равных-Нам-Нет. Представители её очень кичились собой, своим умом, хитростью и достижениями, потому за пределами племени были прозваны Зазнайками. Ещё несколько племён могли на северо-востоке острова относиться к передовым, но данные сообщества были относительно малочисленными по сравнению с названными. Они жили по большей части в горах, где по тем временам было полным-полно сочной травы, и занимались в основном овцеводством, а также у берегов океана, где занимались рыболовством.
Все перечисленные мной передовые сообщества располагались на правом берегу реки Каё-Ви-Мук, а на левобережье жили в основном отсталые, практически стихийные объединения диких людей. И тому была причина. Никто из передовых племён не хотел жить с другой стороны полноводной реки из-за огромного «Бешенного Пса», возвышающегося грандиозной громадиной над левобережьем, а также других вулканов. Но слабым племенам, по уровню развития более примитивным, просто приходилось. Им некуда было деться, потому что с правого берега реки их постепенно вытеснили более высокоразвитые местные этносы.
Высокий уровень развития племени Назло-Врагам мы можем определить в том числе и по постройкам. Это весьма разнообразные по форме и сути своей сооружения, хотя в сравнении с культурами Старого Света тех времён, где уже во всю процветали огромные города с тысячелетней историей, они показались бы крайне примитивными. 

- Это именно те руины, которые виднеются неподалёку?

- Конечно. Благо в эти места не добралась в своё врем жидкая лава, вулканические бомбы и пепел Бешенного Пса и других вулканов, которые пробудились с ними в момент катастрофы, потому нам легче теперь вести раскопки. Но землетрясение всё равно здесь было мощным, даже можно сказать – оглушительным, и газообразные вещества, такие как сероводород и углекислый газ, конечно же, устремились и на этот участок, губя всё живое. К тому же погружаться под воду данная территория начала раньше остальных (так получилось из-за особенностей сотрясения и строения здешней земной коры). Но поднялся этот кусок суши из океана позже, практически совсем недавно. И только сейчас появилась возможность, как следует исследовать данную область суши.
Вот когда это случилось, археологам, поверь мне, было чем заняться в процессе раскопок на этом месте. Да, подобные изыскания оказались весьма полезными в целях изучения каменного периода человеческой истории. Это то время, когда письменность ещё не была изобретена на острове или представляла собой нечто зачаточное, но имелись уже вполне развитые общественные отношения. Наличие последних безошибочно можно осознать даже по качеству жилищ, когда над низенькими шалашами и незаметными землянками простых соплеменников гордо возвышались дома вождей разных рангов, а также приближённых старейшин и совсем немалочисленных жрецов и шаманов, сделанные из камней, отделанные глиной или деревом и расписанные картинками и узорами. Рядом с жилищем верховного вождя денно и нощно несла караул неусыпная охрана, что было явным признаком наличия сильной власти. А первобытное, огороженное забором, капище с установленными на нём идолами, алтарём и другими религиозными атрибутами – место поклонения древним богам – красноречиво свидетельствовало о высоком уровне воздействия на местные умы религии. Да-да, в капище приносились дары самым разным духам и божествам, проводились ритуалы и обряды, связанные с молитвами и чаяниями этих древних людей, их бытовыми нуждами и просьбами о помощи.   
Здесь пополнила свои летописи не только археология, но также палеонтология, антропология, археоастрономия и археогенетика, ведь по прошествии времени осталось не только огромное множество старинных предметов, развалин и костей, но также в пещерах неподалёку имелось немало наскальных рисунков и изображений, служивших символами, связанными с верой и обрядами представителей данного племени. И все эти картинки, а также фигурки изображающие события и людей, имели не только религиозное значение и использовались как амулеты, но ещё свидетельствовали о существовании у представителей данного племени (хотя и в зачаточном состоянии) астрономии и календарного летоисчисления.
Весьма примечательным сооружением было также местное кладбище, сплошь заставленное памятными камнями в память об усопших. Но вместо надписей и имён, поскольку аборигены не имели письменности, люди отмечали могилы родственников, какими-то значащими предметами, которые дороги и полезны были покойным в их земном существовании. А особо ценные их вещи и подарки, полученные при жизни, клали в их могилы. Впрочем, так водилось у первобытных людей всех уголков мира. Ведь, согласно верованиям диких, ушедшие в мир духов могли воспользоваться всем этим в их загробной жизни. И это свидетельствовало о глубоком почтении в здешних местах к душам умерших. 

Продолжение здесь http://proza.ru/2024/04/25/415