Бывшая хозяйка

Юлия Рахматулина Руденко
- Я никуда отсюда не съеду! – огорошила продавец коттеджа. – Вы меня обманули, купили дом за гроши, теперь выселяете! Или доплачивайте или проваливайте отсюда!

Лидия Петровна с молодости отличалась тактичностью и добротой. Своих дочерей она старалась воспитывать такими же. Яна (старшая) выросла совсем скромной, а вот младшей - Але – достался более пробивной характер. Обе девочки из родного северного поселка перебрались в город, благополучно вышли замуж, родили детей, устроились на неплохую работу. С мамой регулярно созванивались, и мечтали перевезти ее ближе к городу.

Лидия Петровна очень любила родную деревню, в которой всегда была при деле: даже выйдя на пенсию, продолжала работать воспитателем в детском саду, содержала дом в идеальной чистоте и слыла таким умелым огородником, что соседи всегда обращались к ней за советом.

И только когда две лучшие подруги Лидии Петровны уехали на ПМЖ в другой регион, а детский сад в поселке закрыли, пенсионерка согласилась на переезд.

Аля каким-то невероятным образом нашла покупателей на дом мамы, взяла на себя всю бумажную волокиту. В то же время объездила близлежащие к ее городу поселения, пересмотрела огромное количество вариантов, и предложила маме на выбор несколько подходящих.

Остановились на двухкомнатном коттедже с летней кухней, хозпостройками и небольшим огородом. Алька проконтролировала сделку и уехала с семьей в отпуск.
Операцию «Переезд» подхватила Яна: организовала перевозку вещей, помогла маме заселиться в новое жилье.

Она была в курсе, что бывшая собственница – одинокая пожилая женщина – решила сменить деревенский дом на городскую квартиру, перебраться поближе к родственникам. И новое жилье на момент продажи старого еще не нашла, поэтому попросила дать ей время на поиск квартиры. Но когда оговоренный срок истек, снова обратилась с просьбой.

- Мне бы еще недели две, не могу пока найти ничего, - просила Елена Степановна.

- Можете пока пожить здесь, но мама тоже заселится, это ведь теперь ее имущество, - Яна всегда шла людям навстречу.

Когда новая хозяйка коттеджа приехала со всеми своими вещами, Елена Степановна провела небольшую экскурсию.

- Если вы не против, я пока останусь в своей спальне, чтобы нам с вами не делать лишних передвижек, - бодро начала она. – Можете расположиться пока в этой комнате. Она меньше спальни, но уютная. Посудой пользуйтесь моей, но кое-что я упакую для переезда. Зимнюю одежду соберу в сумки, разложите в гардеробной свои вещи… Повезло вам, что дом я не освободила сразу. И нескучно, и покажу-расскажу, какие есть нюансы.

Лидия Петровна молча следовала за женщиной, прикидывая в уме, что и куда разместит на время вынужденного сожительства с чужим человеком. Ей не очень нравилась идея делить жилплощадь с прежней хозяйкой, но раз уж так получилось…

В первые же дни Лидия Петровна поняла: с соседкой ей не повезло. Елена Степановна не отличалась чистоплотностью. Посуду мыла только перед едой, поэтому в раковине всегда высились горы посуды. Пыль, похоже, не вытирала совсем. И судя по песку и крошкам на полу, подметать не любила.

А вот бывший педагог жить в грязи не привыкла. И с первого дня взялась за уборку – перемыла полы и окна, а также покрывающиеся плесенью кружки, чашки, кастрюли, перестирала занавески. Дома стало светлее и уютнее.

- Тюль я заберу себе, - вместо благодарности сообщила Елена Степановна. – Надо же, какая она белая, а я думала, от времени потемнела… Вы не ужинали?

- Нет еще. Не успела ничего приготовить – порядок наводила.

- Зачем готовить? Вон хлеб с паштетом и чай. Угощайтесь!

- В нашем возрасте куски таскать опасно для здоровья. Прием пищи должен быть полноценным. Сейчас супчик сварю.

От супа бывшая хозяйка дома не отказалась. Также, как и утром от молочной каши, в обед – от гречки с запеченной курицей…

Лидия Петровна успевала наводить порядок в доме, готовить, разбирать свои вещи и даже обустраивать грядки. Елена Степановна тоже чем-то занималась – читала новости в телефоне, ходила на прогулки, общалась с соседями, и иногда доставала большие дорожные сумки, в которые раскладывала вещи.

- А дети к вам приедут хоть? – спросила она как-то.

- Приедут, но позже. Дочки много работают, зятья – тоже. Внуков, опять же, возят кого в школу, кого в сад, на секции и кружки.

- А моя дочка уехала с каким-то мужиком в Краснодарский край, и с концами! Не нужна ей пожилая мать. Связь со мной не поддерживает, неблагодарная!

- Я думала, она рядом, в городе живет, - удивилась Лидия Петровна.

- Нет, в городе жена моего троюродного брата. Сюда она никогда не приезжала, да и я у них была раза два. Они и не знают, что я переезжать планирую.

- Как продвигаются поиски квартиры? Может быть, стоит попросить родственницу помочь? Или в агентство обратиться?

- Да ну их эти агентства! Сдерут сто шкур за то, что по телефону позвонили и о встрече договорились. Так я и сама могу.

Через две недели после заселения Лидии Петровны в новый дом, проведать ее приехала Яна. Она сразу переоделась в рабочую одежду и занялась огородом: пропалывала заросли травы, вместе с мамой обустраивала грядки. Елена Степановна в это время устроилась на крыльце с телефоном и газетой в руках – обзванивала объявления.

- Квартиру продаете? Сколько? Нет, спасибо! – кричала в трубку она. – А мебель есть? А ремонт какой? Оооо… И за такую цену!!! Да ну вас!

Вечером все трое сидели и пили чай на крыльце.

- Продешевила я с домом, - как бы размышляла вслух Елена Степановна. – Не купить на эти деньги квартиру. Только если совсем разваленную, без мебели в пригороде. А мне зачем менять вон какой дом на десять квадратов в коммуналке?

Яна с мамой молчали.

- Конечно, у меня дочерей-заступниц нет, облапошить можно только так, - продолжала бывшая собственница.

- Так вы дом по рыночной цене продали, - пенсионерке стоило труда сдерживать эмоции. – Мы с вами даже не торговались.

Теперь молчала Елена Степановна. Не пожелав доброй ночи, она отправилась спать. Наутро, не поздоровавшись, ушла в гости к соседке. Вернулась только когда Яна уехала.

- Сегодня к нам в гости соседи придут. Новоселье твое отмечать, меня провожать. Познакомишься со всеми. С тебя стол…

Лидия Петровна и тут промолчала. Можно было бы и поругаться, но перед соседями неловко – их ведь пригласили, не отменять же праздничный ужин. Так что она отправилась в магазин, затем весь день провела у плиты.

Стол накрыли на улице. Отмечать новоселье и отъезд Елены Степановны собралось человек десять. И каждый принес к столу алкоголь, так что ужин вылился в отвратительную пьянку. В конце концов интеллигентной пенсионерке пришлось оставить гостей и уйти спать.

Стоит ли говорить, что утром ее ждал грязный стол с немытой посудой, бардак во дворе и болеющая «после вчерашнего» соседка?

- Вот что, Леночка, - собралась с духом Лидия Петровна. – Проводины отметила, будь добра освободить мой дом. Мы тебе навстречу пошли, но ты...

- Вы мне навстречу пошли?! – завопила Елена Степановна. – Да вы меня обобрали, мошенники! Я на вас в суд подам! Купили за гроши дом, воспользовавшись моим доверием, а теперь выселяете?

Спорить с разъяренной соседкой было бесполезно.

- Если хочешь, чтобы я съехала быстро, доплати мне триста тысяч рублей, - поставила ультиматум она. – Или проваливай отсюда.

- Не съедешь – подам на тебя в суд, да еще и за вымогательство ответишь, – тон Лидии Петровны был, как обычно спокойным, хотя в душе все клокотало. – Я прямо сейчас вызову участкового!

- Вызывай! – отмахнулась бывшая собственница. – Наш участковый рос на этой улице, как думаешь, чью сторону он примет: тетки-мошенницы или обманутой соседки, которую знает всю жизнь?

Следующая неделя далась хозяйке дома еще тяжелее. Елена Степановна откровенно конфликтовала, угрожала и явно не собиралась покидать насиженное место. Ко всему прочему она еще и настраивала против Лидии Петровны соседей, разнося нелепые слухи.

Сил противостоять у пенсионерки не оставалось. Ругань и напряженная атмосфера страшно выматывали, из рук все валилось. Яне жаловаться не хотелось – ну чем она поможет?

К счастью, закончился отпуск у Али. И она с мужем и детьми приехала проведать маму. Застала ее в разбитом состоянии, расстроенную, подавленную.

Едва завидев выходящих из машины гостей, Елена Степановна вспомнила, что ей нужно к подруге. Надо сказать, что муж у Али производил впечатление очень грозного мужчины, друзья называли его в шутку «Киря-шкаф». Внешность обманывала:
Кирилл в действительности был добрейшим человеком, почти как его теща.

Узнав о проблеме с бывшей домовладелицей, Аля долго думать не стала. Прошлась по дому и собрала в большие пакеты чужие вещи. Нашла в телефоне агрегатор объявлений, обзвонила некоторые из них. А затем села и написала от руки заявление в суд.

Горе-соседка вернулась затемно. Но это не помогло ей избежать серьезного разговора с Алькой.

- Смотрите, Елена Степановна. На этом листе – четыре номера телефона, - Аля не любезничала, говорила строго, прямо глядя в глаза собеседнице. - По ним вы получите информацию о домах в соседних селах. Их продают, я выбрала лишь те, что вам по карману. Конечно, если вы не потратили деньги от продажи коттеджа. А на другом листе – заявление в суд. И оно окажется там, если через неделю я обнаружу вас в нашем доме.

Возражать Елена Степановна не стала. И уже через несколько дней съехала – к своей дальней родственнице.

Несколько месяцев ушло у Лидии Петровны на расхламление и приведение в порядок дома. Дочки помогли отремонтировать его, освежили фасад, обновили забор. Во дворе появились новые плодово-ягодные насаждения, цветочные клумбы.

- Надо же, как у вас хорошо, - заглянула как-то на чай соседка. Не из тех, что присутствовала на «новоселье». – Знаете, Ленку у нас мало кто любил. Наглая она, поэтому родных и друзей у нее нет. Слышала, родственница ее выгнала, и теперь Лена в соседнем поселке живет, дом там купила.

- Ну и хорошо, - улыбнулась Лидия Петровна. – Пусть живет, как хочет, никому жизнь не отравляя. Я ее почти не вспоминаю, хоть и попила она моей крови. Не люблю в обидах прошлого застревать. Так что давайте не будем о ней. Пойдемте лучше я покажу, какую рябинку мы с девчонками посадили, и какие скамейки соорудил мне зять! Для меня это истинное счастье – обустраивать собственный мир и когда родные рядом.