Письма Учителю. Перовские

Евгений Садков
 "      Какое исторически знаковое, граф, пресечение судеб.

 Октябрьский, 1857 года, визит к Шостак. Обед у Екатерины Николаевны. Для понимания ситуации, она на "короткой ноге" с обожаемой Вами Александриной Андреевной Толстой.

 За столом все внимательно слушают рассказ о В.А.Перовском. Через шесть лет Вы отражаете реального человека в образе Пьера Безухова. Точнее, эпизод пребывания Василия Алексеевича в плену.

 Получается, что идея одного из Ваших главных романов зародилась (или дополнилась) именно в пятьдесят седьмом. Да, эпизод пребывания Пьера во французском плену весьма тяжел. И смерть приговоренных, и помилование, словно пропущены через Вашу душу.

 Но передо мною возникает образ в исполнении Бондарчука, несуразный в общей мясорубке войны. Вечно комплексующий, ищущий гармонию мира и собственной души.

 Нет, судя по описанию, Перовский был иным. Щеголь, любитель острых ощущений, непринужденно идущий по карьерной лестнице.

 Думаю, Вы сделали некий микс из эпизода пребывания Василия Алексеевича в плену и описание собственной натуры. А потом ещё и Наташе Ростовой передали ряд своих черт.

 Но это, Лев Николаевич, все хрестоматийно, невольно вызывающее оскомину даже у отмороженных зубрилок.

 Более интересен, думаю, родственная связь, да и противоречия в знаменитом роду. Помните, присутствуя на гильотинировании Франсуа Рише, Вы заметили сидящих рядом с Вами мужчину с маленькой девочкой. Папа объяснял малышке устройство орудия убийства.

 Мы не знаем имен этих людей. А это допуск к фантазии читателя. В пятьдесят  седьмом русское насыщение Европы. Вы лично не знакомы с другим Перовским, Львом Николаевичем. Это один из близких родственников прототипа Безухова.

 Представляю, два тезки сидят рядом. Один Лев Николаевич посвящает свою четырехлетнюю дочь в таинства устройства. орудия смерти.

 И если уж Вас потрясла сцена гильотинирования, то что говорить о сознании маленькой Софьи. Так зовут дочку будущего члена Совета министра внутренних дел.

 Через четверть века эта девочка организует историческую казнь уважаемого Вами Освободителя.

 Согласен, мала вероятность пребывания в пятьдесят седьмом на парижской площади главной цареубийцы.Но согласитесь, что-то же толкнуло "мажорку" на самое страшное политическое преступление.

 Как бы, как и у остальных, её круга, все "в шоколаде". Но наступает момент, когда маленький кристаллик несогласия вдруг стремительно насыщается ионами самого общества.

 Думаю, никогда государственные мужи не разгадают зарождения острого, как бритва Оккама, противоречия со своим потомством, созданного собственными руками будущего.

 Думаю, затачивает сей инструмент двуликий Янус, обитающий в том месте, где предполагается душа, а в реальности вечно голодное нутро чиновника.

 Софья, напитавшись этим противоречием, решительно рубанула бритвой по гордиеву узлу. Но он же и сжался на хрупкой шее молодой женщины. Она стала первой россиянкой, казненной по политическим мотивам. Шла на этот шаг осознанного и целенаправленно.

 Вы же, судя по редким источникам в нете, назвали идеалистку "идейной Жанной Д'Арк". Увы, не нашел первоисточник Вашего высказывания, но согласитесь, куцо, по отношению к историческому событию.

 Думаю, Вы побоялись покопаться в сущности трагедии. Лучше уж послушать пересказ пребывания родственника Софьи во французском плену и отразить это в образе Пьера Безухова.

 А вдруг это игра в "испорченный телефон", умноженная на собственные фантазии?

                Ваш ученик ЕС.

 A propos!

 Отец Софьи после её казни продолжил служить в Министерстве внутренних дел России. Интересно, приходила ли ему во сне повешенная на плацу дочка?

 Нашел в нете портрет сестер Перовских кисти И.К. Макарова. Ангельские создания, одно из которых послужило инструментом убийства. Неисповедимы пути потомков великих. Как, впрочем, и сама их жизнь на Олимпе".