ионно- плазменная установка -воспоминания

Анатолий Александрович Апполинар
Я оператор И.П.У.вакуумн.напыления- воспоминания


1.Я оператор вакуумного напыления  Ионно –Плазменной Установки .
Завод «Северный пресс» располагался между Таллиннской и Рижской улицей г.Ленинграда
 вдоль Невы-  по правой стороне течения , лицом к Финскому заливу
и чуть дальше красовался мост Александра Невского.
Я молод –вся жизнь впереди ,столько дел, столько задумок ,
гитара ,послушать музыку, достать диски в оригинале ,переписать на бобины…
где взять столько денег 8р50к- 1 бобина на запись 2 дисков и они по 2р за каждую аренду –кошмар наяву, а зарплата 22дня по 5-6р в день .
Устроился так сказать недалеко от дома проживания ,что на шаумяна 69- пешком в обход завода к проходной -20 мин быстрым шагом.
В стране бушует социализм ,несбыточные мечты про БАМ(Байкало-Амурская Магистраль)который и до сих пор не построен спустя 50 лет
Ну прям рестарт книги «Как закалялась сталь» –голимо через тайгу сквозь горы Уральские
Устроился в цех , понравилась чистота- все в белых халатах ,у всех тапочки домашние  вход в цех сквозь обветриваемый тамбур… на улице жара , лето, солнце, а в цехе плюс 14 и без свитера никак ,а его одевать нельзя и особо, если увидят на одежде кошачью шерсть ,сразу предупредили 1 раз и увольнение
Строжайшая чистота 
Стоят с колпаками несколько столов –напыляют микросхемы, долго ,муторно неинтересно …каждый цикл 1.5 часа и за смену от силы 4 загрузки
После каждого подъема колпака ,выданным чистым спиртом от мастера  вытирать подколпачное устройство –тягомотина
Зарядить испарители хромом, проверить -, они в держателях перегорали ,ток подавали большой ,закрепить заслонки и ГО начата откачка.
И чем лучше протер спиртом 90 градусов (не водкой) ,тем быстрее откачаешь и, достигнув нужной отметки вакуума, включаешь ,последовательно, испарители , а диск с закрепленными подложками переводишь  на последовательно следующие позиции и на каждой ,через свою маску происходит напыление хрома на подложку( ситаловую).
Я спустя пару дней технологу говорю ,а есть что поинтереснее  ,а то засыпаю..
Он мне интереснее будет через три месяца, а пока могу тебя поставить напыление делать  на вот эту установку ,но все не любят, боятся попортить - сложная подготовка и сам процесс
Я говорю:-« Во! То что надо и он объяснил, показал –факт интереснее ,но работая на ней более ни на что времени уже не было !
Там основной цикл подготовить рабочий объем подколпачного устройства - сложные поверхности –не стол на кухне протереть
В центре лежала на МИШЕНИ - ТАНТАЛОВАЯ подложка …
На мишень подавался сумашедший ток .
Не берусь утверждать сколько ампер ,(Для управления процессом подачи тока и откачки в отличие от других столов  И.П.У. имела целый шкаф управления –как на космическом корабле) спирта уходило уйма и ,когда закрывал колпак ,начинал откачку воздуха- ну час не меньше .
Но тут ,пока откачивался основной объем камеры ,я занимался изъятием и погрузкой подложки в специальном бункере ,в котором тоже откачивался воздух и надо было так приноровиться ,чтобы параметры вакуума основной камеры были равны откачке бункера и учитывая ,что бункер был малых размеров- откачивался быстрее и я догонял основную откачку и открывал стыковку (двух космических кораблей) после этого манипуляторами перекладывал  подложку в каркасе на позицию напыления на высоте 10-15 см от поверхности танталового диска , который в процессе включенного напыления окрашивался сам и вакуум над ним в сиреневый цвет –красота …После завершения времени напыления  я поднимал напыленную подложку и переносил манипулятором в бункер , где соответственно , заблокировав объем бункера ,я впускал туда воздух и перекладывал подложку в аттенюатор (точно уже не помню)и в конце смены 4 -6 подложек сдавал дальше по технологии в другие подразделения предприятия
Учитывая малое количество продукции это вряд ли были значки …даже не представляю  так как. установка работала только в моих руках и её все боялись как огня .
Токи страшные , может еще чего не знаю ,но 1 факт скажу- для ускорения откачки бункера ,чтобы вторую загрузку вкладывать под напыление не через час - ускорение откачки производилось с помощью жидкого азота и мне приносили и ставили рядом с установкой  железную бутыль , имевшую узкое горлышко и с него шел пар испаряющегося аргона ,
Температуру не помню , но разок мне показал парень фокус ,
 пока мастера и технолога рядом не было, он поднес кусок резинового  шланга длиной 30 см и попросил потихоньку опрокинуть горлышко  емкости с аргоном и полить жидким азотом на шланг и ,когда мы это проделали, шланг визуально как бы замерз и после этого он с небольшим размахом кинул его на пол и та часть шланга ,которая была в инее разлетелась как стакан на мелкие кусочки .
Вот таким образом ускоряя откачку воздуха в малом бункере ,я догонял  остановленную величину вакуума в главном объеме под колпаком с танталовой мишенью.
2.Наконец технолог порадовал нашу бригаду 3 человека, что разработчики принесли и смонтировали чудо карусель- только 1 установка была переделана,  но она позволяла загрузить для заказа значки для БАМА, не 8 позиций как на оборудовании для микросхем ,а сразу на 2х соединенных барабанах по 24 подложки –то есть 48 штук и под каждой половиной вращающегося барабана стояло по 1 испарителю, загружаемому кусочками хрома  и в процессе распыления нагретого на испарителях хрома он диффундировал на вращающиеся спаренные барабаны
Заслонка отодвигалась манипулятором к моменту достижения сгорания окисной пленки с поверхности хрома и вот таких циклов должно было быть по технологии три за 8 часовой рабочий день так как очистка спиртом поверхностей после снятия напыленной продукции была трудоемкой и везде торчащие крепежи , пружинки , удерживающие подложки ,на вращающемся барабане- быстро никак .ну вот,
А теперь самое главное !
Я так набил руку, что умудрялся без потери качества напыления менять 48 подложек на новые и включать откачку воздуха без очистки спиртом,  потому что держал открытым установку не 20 минут и 3 мин максимум и за 3 минуты успевал  установить новые подложки и даже, сняв заграждения, досыпать хром на испарители.
Технолог узнав про то –лютовал, но против фактов не попрешь .
Качество моей продукции было безукоризненным. И он негласно одобрил технологию  скоростного процесса (и волки сыты и овцы целы )и продукция в качестве и спирт экономия в день грамм по 200 с 90 градусным качеством.
И поэтому я зарядил такую скорость использования ситалловых подложек ,что весь цех очистки за всю 8 часовую смену не успевал меня загрузить ,так как я 8 часовую программу напыления делал за 1.5 часа . и более того, когда руку набил и у меня цикл шел не 1.5 часа, а минут 20-25 я еще научился у парня, который резал подложки( уже на значки), которые наносились и делались цветными ,когда их  в спец .тарелочке с жидкостью под воздействием в определенных точках подаваемым током ,окрашивали в назначенные цвета,  и ,если ты проскочил нужный цвет -надо было терпеливо дождаться подхода своего цвета и на повторе уже получать цвет по технологии …
Так вот ,я у того паренька попросился, покажи мне как резать и, когда натыркался стал еще и на СКРАЙБЕРЕ нарезать значки,  пока напылялись полуфабрикаты
Ну мне конечно не заплатили за дополнительну работу и ,когда главному технологу стало известно о несанкционированном отклонении от подписанного им техпроцесса напыления мне устроили подставу …так как после сдачи смены другим из бригады подколпачное устройство ,перед  своим первым циклом ,приходилось спиртом очищать и мне подсунули разбавленный водой спирт и партия пошла в брак, а ничего не докажешь , на губу чистоту спирта не проверишь…так и полетела моя голова, а цех очистки облегченно вздохнул..
Ну и последнее!!!
Однажды подсчитал
сколько же денег я тут стране заколачиваю на барабанах
вот бы в натуре в обналичить на месяцок в свой карман ,
ну смешно я свою зарплату в 120 может быть рублей делал счас скажу!
 = на подложке 8 значков по 40 копеек каждый =3р20 с каждой подложки 76.8 рублей с 24 подложек и соответственно 153.6 рублей с 48 подложек –с одной загрузки и ,если я за полтора часа напылял 6 циклов по 48р то 921.6 рублей с 1.5 часов почти 8 месяцев своей зарплаты за полтора часа напыления ,
Во как!
Это по тем деньгам, когда проезд в трамвае стоил 3 копейки,
 а теперь переведем в наше время , когда проезд в трамвае стоит 65 рублей в одном нашем проезде помещается 30720 проездов того времени –(первого года строительства БАМА)
За полтора часа напылял  подложек по цене продукции на 921.6 рублей и делим на 3 копейки получаем 30720 проездов на трамвае за полтора часа работы и в переводе на наше время
Имеем 1 миллионов 996.8 тысяч рублей  за 30720 проездов в нашем транспорте при цене билета 65рублей
ВОТ ТАК ТОВАРИЩИ .Это была моя жар-птица в руках и слюнями я захлебывался каждый лень
Но , как честный сокол, никогда не стащил с предприятия ни соринки и очищал обувь от заводской пыли перед турникетом проходной и выходил голым, голодным огурчиком малосольным …с пустыми карманами ,
надержавшись в руках  сумашедших сумм как кассир,
 который всем клиентам бабло раздает,
 а у самого в доме и сахара не на что купить ,в чай положить
Я сказал всё-ХАЙ