Уроки Труда

Белов Владимир
картинка из сети

"Предмет «труд» вернется в российские школы в качестве обязательного с 1 сентября 2024 года. Минпросвещения утвердило для него модульную структуру, которая объединит сразу несколько направлений. Пять из них обязательные, еще три — вариативные. Эксперты отмечают, что вести этот предмет одному учителю сложно — слишком разнообразные модули представлены: от черчения и 3D-моделирования до технологии обработки пищевых продуктов. Каким будет школьный предмет «труд» со следующего учебного года, разбирались «Известия»."
Источник - Как будут преподавать предмет Труд с 1 сентября 2024 года из сети.

В годы моей учебы в школе трудовое обучение было обязательным предметом. Девочки что-то там шили и вязали, и даже пекли... А нам даже кое-что и доставалось... Нет! Не одежду донашивать после их кройки и шитья! Нам иногда доставались пирожки, салатики и прочие готовки от наших девочек.
А мы строили скворечники, мастерили табуретки под нехитрый перемат наших учителей - трудовиков.
Табуретки, правда, не всегда были удобны и приемлемы для сидения. Скворцы иногда высказывали свою обиду по-поводу конструкций наших скворечников, ляпая свою обиду по окрестностям школы и незадачливым прохожим.
В старших классах стало все серьезнее. "Токарное дело". Так назывался учебный предмет с 7-го по 9-й класс. Здесь уже мы учились и как держать правильно напильник, и как бить молотком по своим родным пальцам... А самое главное, - научились отличать допуск от посадки, изучили что такое метрическая и дюймовая резьба, получили первые навыки в работе на токарных и сверлильных станках.
Есть ли польза в таком обучении? Конечно есть!
Я считаю нужным и очень даже полезным возвращение этих предметов в систему школьного образования!

... Не поступив после школы в ВУЗ, я пошел работать на завод токарем, подтвердив тем самым именно ту мою начальную профессию, полученную в школе. Значит не все было напрасно в моем обучении.
Машиностроительный завод, куда меня взяли токарем, строил в основном нефтеперегонные аппараты для нефтяников.

Я, в отличии от моего друга Сереги, который тоже поступил токарем на этот завод, был назначен в так называемую "Лабораторию оснастки" первого цеха завода.
Серега, попав в третий цех, занимался нудной токарной работой по производству шпилек на револьверном токарном станке для нужд производства. Этих шпилек за смену нужно было произвести многое количество... Однообразная и скучная работа!
Зато я, показав свои знания и навыки во время стажировки в учениках токаря, сразу стал токарем 3-го разряда в этой самой творческой "лаборатории", которая производила всякие "ноу хау" для нужд производства нефте-приборостроения и станкостроения всего завода.

Эта "всяческая фигня" очень нужна была для сборки и механизации самого производства. Всех тонкостей и секретов я вам не расскажу. Но некоторые истории, связанные с той работой, все же изложу.

ЮЛИК

Юлик стал моим наставником и учителем в будущей профессии. Юлик был "токарем от бога", хотя в его звании в учетной карточке профессии значилось, - "токарь-универсал".

Что это значит?... Юлик умел на токарном станке все!
Легко и непринужденно он, на своем токарном станке, вытачивал подсвечник-канделябр на семь свечей! Этот подсвечник из латуни, можно было считать чудом антикварного и токарного искусства...
Если бы я сам не видел процесс его изготовления, - то никогда бы не сказал, что это было сделано на токарном станке.
Замечательный человек! А еще и замечательный наставник был! Откуда в этом простом человеке, с простой рабочей специальностью было еще и тонкое знание основ педагогики и психологии?.. Наверное это тоже знание от бога!
Оценив мои практические знания, полученные в школе, он мудро и непринужденно подсказывал и учил меня тонкостям профессии, умению не только работать руками, но и творчески и конструктивно мыслить.
Я ему благодарен за это! Эти знания и его наставления очень часто помогали мне уже совсем в другой профессии, которую я избрал позже.

ЛАБОРАТОРИЯ

Участок, который всеми назывался, как "Лаборатория" или "Цех оснастки", был относительно небольшим помещением, отделенным от основных трех пролетов первого, - сборочного цеха завода.
В этом, первом цеху, осуществлялась финальная сборка основных нефтеперегонных аппаратов, которые производил наш завод.
Что за аппараты? Огромные емкости до 3-х - 5-ти метров в диаметре, и до 10-ти 12-ти метров в длину... Наверное достаточно будет, чтобы иметь представления о них.
А в лаборатории, где мы работали, стояло 4 токарных станка, один строгальный, несколько сверлильных станков. Вот и все оборудование. В нашей лаборатории был еще один "хитрый", закрытый отдельной дверью участок. Там изготавливали фильтры для нефтеперегонных аппаратов... Об этом участке расскажу немного позже.
Коллектив нашей лаборатории был разбит на две смены. Одна смена работала днем, а вторая была ночной. Периодически смены менялись.
Работы во вторую смену обычно было меньше, и тогда возникало больше возможностей для общения, как и для разных "приключений".

Из чего состояла наша работа? Предположим, для механизации сборки нужно было изготовить какую-то деталь...
Приходил инженер сборочного цеха, иногда даже главный инженер завода. Вместе с ним мы и разрабатывали и изготовляли эту деталь. Иногда это происходило и методом проб и ошибок. Иногда, - из идеи практически получалось что-то совсем другое... Иногда,... "изобретали велосипед". Понятно?... В общем, - планомерно творческая работа!
Было интересно сделать что-то новое и необходимое. Когда это необходимое было уже сделано, и становилось рутиной, - работу по дальнейшему производству этой "фиговины" передавали уже для производства другим токарям, работавшим в токарном пролете цеха. С чертежами и технологиями их изготовления.

Токари, работавшие в пролетах нас не любили. Они знали, что у нас даже я, - простой токарь 3-го разряда, "салабон", получаю 90 рублей... А они 77 рублей. "КАПИТАЛЮГА и чистоплюй!"
Да еще к тому же, - они вкалывают всю смену почти без перерыва, под матюги мастера смены, а мы там, в "ЛАБРАТОРИИ" (как они ее обзывали),  - "х*** груши нарезаем" (это их прямая речь в наш адрес). Впрочем, - кто на что учился!

ЗАВОД

Завод был огромный!
Не знаю, существует ли он сейчас. Тогда он производил единственным, оборудование для нефтепереработки всей страны!
Многое поставлялось и за рубеж. Ребята из нашей лаборатории ездили как-то в командировку даже в Индию для доработки какого-то оборудования. Но это без меня!
Я съездил в командировку только в Липецк на НЛМК, где мы в течении двадцати дней налаживали работу нашего оборудования там.
Особым для меня местом, был кузнечный цех. Там выплавляли и обжигали огромные детали.

Запомнился случай, который произошел в этом цеху как-то во время моей работы на заводе.

Инженер по технике безопасности шел по пролету кузнечного цеха по своим безопасным нуждам...
В это время, крановщица пролетного крана тащила раскаленную до красна крышку от нефтеперегонного аппарата на участок для закалки этой детали.
Увидев беспечного гуляку-инженера, она остановила кран и дала сигнал инженеру убраться из пролета.
Инженер, посмотрев на нее, и на раскаленную до красна гигантскую чашку, подвешенную на кране за крюк, махнул рукой:  - Езжай себе дальше!
... Над головой инженера крюк оборвался... Раскаленная крышка полетела на голову инженера. Он успел только лечь на асфальт пролета... Крышка точно накрыла его тело, вплавившись в асфальт... Пока крышка не остыла, к ней даже никто не мог подойти. Только после охлаждения водой раскаленной болванки, примерно через час, смогли вытащить останки инженера... Вот такая техника безопасности!

ИЗЯ

Изя был простым разнорабочим у нас в цеху. Убрать мусор и стружку, принести или отнести что-нибудь. Это была его работа.
Изя был старым и бедным евреем, который дорабатывал до пенсии у нас на заводе. Не знаю, по какой причине, но он был вхож в нашу "лабораторию".
Несколько раз он просил меня изготовить для него какие-то непонятные для меня изделия...
Это были стальные трубочки определенного им диаметра, завальцованные с одной стороны, и с резьбой и крышкой на другой стороне.
 - Для чего они тебе? - спрашивал я Изю.
 - Нужно! - бормотал он, и еще что-то чуть слышно ворчал на еврейском.
Ну нужно, - значит нужно! Я делал ему эти заготовки. И только потом узнал об их назначении.

Но об этом потом.
Теперь чуть подробнее о хитрой подсобке у нас в лаборатории. Там работали два человека в каждую смену. Они изготовляли фильтры. Эти фильтры представляли собой кольца с сеточкой разного диаметра. В зависимости от назначения, эти кольца иногда были диаметром побольше. А вот эта сеточка и являлась главной причиной закрытых дверей в их подсобку.
Сеточка была мелкой, тонкой и... платиновой! Так нужно было по технологии. Рулоны с такой сеточкой хранились у ребят в специальном сейфе, под замком.
Сама сеточка, как и обрезки ее, являлись предметом строгой отчетности и учета. Поэтому дверь в эту подсобку всегда должна была быть закрытой.
Впрочем, ребята часто выходили к нам в основную комнату, чтобы поболтать, пренебрегая правилами сохранности драгоценной сеточки... 

... В тот день мы работали во вторую смену. Особой работы не было. Ребята из "платиновой коморки" выползли к нам, чтобы пообщаться.
И тут криком раздалась радостная весть:
 - Аванс дают!
Все гурьбой ринулись на второй этаж управления цеха, чтобы занять очередь у кассы.
Аванс получили. Сорок рублей! Этом много!
Радостные и счастливые вернулись к себе в лабораторию.

И только тут трудяги "платиновой коморки" вспомнили, что на радостях забыли закрыть не только саму коморку, но даже и сейф с рулонами платиновой сеточки!...
Ринулись к своему богатству! Пересчитали!.. Так и есть! Двух рулонов ценной сеточки не хватает!
Тревога на весь завод! Перекрыть все проходные! Всех обыскать! И нас в первую очередь...

Служба безопасности тут же установила, кто покинул территорию завода. Это нетрудно и быстро можно было сделать. Турникеты у нас были оборудованы электронной пропускной системой, похожей на турникеты в метро.
Там прикладываешь свою карточку с табельным номером и все регистрирует компьютер. Космическая технология по тем временам!

На проверку ушло, правда, часа два... Но вычислили! В 20 часов с минутами с завода ушел... ИЗЯ!

Оперативная группа с милиционерами, собаками и сотрудниками завода ринулась к месту проживания Изи. А жил он, в каких то трущобах, на окраине города...

Изю взяли в оборот.
 - Где платину дел? - сурово допрашивали его милиционеры, сразу начав обыск сарайчика в котором проживал Изя.
 - Какую платину? Я бедный еврей! - оправдывался Изя.
... Первой находкой в ходе обыска оказались... металлические трубочки с навинченными крышечками, которые я изготавливал для Изи..
Когда милиционеры открутили крышечки, из них посыпались монетки... По одной копейке... По 5 копеек... И даже по рублю!
Понятно для чего Изя у меня эти трубочки заказывал?... Он в них монетки складывал! Для каждого достоинства монетки была изготовлена трубочка своего диаметра...
Потом и мне за эти трубочки досталось, хотя никто из этого тайны не делал!

 - Куда платиновую сеточку спрятал? - продолжали пытать Изю милиционеры.
 - Ах! Сеточка?!... Я из нее клеточки для кроликов построил! - наконец сообразил Изя.
 - Что? Клеточки? Показывай! - заорали все.

Изя повел их куда-то в глубь своего хозяйства и продемонстрировал новенькие клеточки, в которых уже уютно пристроились кролики из Изиного подворья.

Как же им было уютно обживать ПЛАТИНОВЫЕ клеточки!
"Новоселов" с шумом и матом выгнали из уютных домиков. Разобрали клетки. Подсчитали...
 - Не хватает сеточки!
 - А обрезки я в туалет выкинул! - пояснил Изя, указывая на будочку туалета, стоявшую в углу двора...

Как доставали отходы платиновой сетки из отхожего места, рассказал нам уже инженер нашего цеха, который ездил к Изе домой в составе группы захвата... Я Вам не буду рассказывать об этом, как и количестве попыток извлечения этих отходов... из... отходов.

В результате,  - наказали всех! И даже меня за "левые" трубочки... 

Мой урок Труда, пожалуй, на этом и закончился... Потом была уже Служба! Хотя и на ней было много уроков, но труд совсем другой...

Вся наша жизнь - учеба!.. Говорят:
 - Тяжело учиться первые 70 лет,... а потом привыкаешь!..
Я еще не привык, - потому все учусь трудиться!