Житие и бытие I часть

Игорь Кошевой
«Житие мое…»
Здравствуйте, меня зовут Михаил. В этом году мне исполняется 70 лет. Самое время для мемуаров и завещаний. Сегодня 18 января, навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Завтра двунадесятый праздник – Святое Богоявление, или Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Завтра поется тропарь: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».
Но это завтра, вернее, уже сегодня на вечери. А сейчас я только что пришел из бани, где очистился банным омовением, правда, омовение в этот день надо делать в холодной купели. У меня гипертония с детства, врачи говорят, что с давлением в баню ходить нельзя, но я хожу – и ничего. Вообще у меня особенный организм: после физической нагрузки у меня давление в норме. Но этого не знал полковник милиции – глава призывной комиссии, когда меня определяли, в каких войсках  служить.
Ладно, коль предался воспоминаниям, то слушайте. Стою, значит, я в одних трусах пред призывной комиссией (почему-то в Советской армии с самого начала давали понять, что ты не человек, а винтик в механизме), они шушукаются между собой, слышу слово «давление», «годен к нестроевой». Вообще-то у меня рост 180 см, вес в то время был 80 кг, внешне я здоров, накачан хорошо (я занимался классической борьбой).
– В строительные войска, – выносит приговор полковник в милицейской форме.
– В стройбат что ли? – вопрошаю я.
– Да! – подтверждает их главарь.
– Не пойду! – твердо заявляю я.
– Тебя никто не спрашивает! – срывается на крик главарь.
– Не пойду! – уже тверже заявляю я.
Назревает критическая ситуация, но ее умно разрешает подполковник в военной форме (с тех пор у меня сложилось впечатление, что среди армейских офицеров больше умных людей).
– А куда вы хотите? – спрашивает он.
– В ВДВ! – решительно заявляю я.
– В ВДВ вас медицинская комиссия не пропустит. Хотите в войска Гражданской обороны (так тогда называлась МЧС)?
Я, не понимая, что это такое, даю согласие. Инцидент исчерпан.
Что-то я отошел от заданной темы. Хотя это все о том же: житие мое... Почему-то сразу вспомнился эпизод из известного советского фильма «Иван Васильевич меняет профессию». «Какое житие твое, пес смердящий», – говорит грозный царь режиссеру Якину.
Я никогда не писал мемуаров, и тем более автобиографических сочинений, вел разве что дневники в определенные периоды  жизни или писал автобиографию и создавал портфолио на заданные темы. Меня всегда мучил вопрос: «А кому это надо, кому это интересно, кроме меня?». Но вот недавно я начал читать автобиографические рассказы одного из местных авторов, а именно некоего Сергея Елисеева (называется сборник «Сторож России»). Я нисколько не выдаю автора компетентным органам, потому что по жизни у него другое имя и фамилия. Написано очень интересно и поучительно, словно проживаешь вместе с автором его, а заодно и свою жизнь.
В процессе чтения у меня возникла мысль: а почему бы не попробовать развернуть в литературно-биографическом стиле перед читателями панораму своей жизни? Может, кто и клюнет, ведь клюнул же я на «Сторожа России»! К тому же я далеко не первый. Помните «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» – первый опыт в русской литературе агиографической автобиографии?
Причастие
Сегодня 19 января – Крещение Господне. Вчера попостился, вычитал положенные молитвы, и вот утром иду в храм Рождества Христова на божественную литургию и причастие. От кого-то слышал, что «литургия без причастия все равно, что свадьба без жениха». Кто-то причащается каждую неделю и даже чаще, а я вот не могу так. Боюсь, что меня разорвет от благочестия или от превозношения над другими (гордыня). Так что дай Бог хотя бы причащаться раз в месяц.
В первый раз я причастился, когда мне было ровно 40 лет,  в свой день рождения, 2 декабря. Это было коллективное причастие. За несколько дней до этого важного события в моей жизни у нас был круг Тульского землячества казаков. Переизбирали атамана и правление. Выбрали атаманом полковника Полякова – летчика-снайпера. Он приехал в Тулу с Сахалина. На Дальнем Востоке ликвидировали за ненадобностью дивизию Противовоздушной обороны (такие были времена), и молодой полковник оказался в отставке и не у дел. Впрочем, мы нашли ему дело – 5 лет он у нас атаманил. И вот я и еще 3 казака прицепом, по казачьему обычаю, пошли вместе с атаманом во Всехсвятский собор приносить присягу Господу в виде святого причастия. В общем, 5 человек казачьего правления (атаман, товарищ атамана, кошевой атаман, казначей и писарь). Я по должности был избран кошевым атаманом. Это у запорожцев кошевой атаман самый главный, а у нас всего-то по хозяйственным делам, вроде бухгалтера. Но какие гроши у казаков? Не скажу сейчас. Не о том речь.
Спросите, получил ли я благодать, витал ли в облаках от восторга? Нет, не почувствовал: все пошли на исповедь – и я пошел, все пошли к чаше – и я пошел, а потом меня кто-то невидимый вынес из храма, даже запивку («вонючку», как выразился атаман) не выпил. Вообще причастие – это таинство, и каждый его ощущает по-разному, как и я в разные периоды моей жизни.
На улице сегодня явно не крещенские морозы: пасмурно и течет вода по тротуарам. А ведь только позавчера я катался на лыжах, был мороз и солнце. Мы уже привыкли к зимним качелям, но в эту зиму «качает» что-то уж часто и резко. Снега навалом – и вот он уже в третий раз тает. А что вы хотите? Год – то високосный. То ли еще будет…
Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить
Завтра исполняется сто лет со дня смерти В.И. Ленина (Ульянова) – вождя мирового пролетариата, как его именуют мифологи коммунистической идеологии. Многие понесут цветы к его памятникам, таковых еще найдутся в нашей стране. Я не понесу цветов, хотя давно ждал этого дня. Почему? Потому, что надеюсь, что завтра закончатся сроки и начнется раскодирование бесовских чар над нашей вечно экспериментальной страной. А чары на самом деле были и есть мощные. Я помню, как в юности, читая какую-то книжку с краткой биографии тов. Ленина, буквально впал в дикое идолопоклонство, в фанатическую влюбленность в такого «идеального человека». А потом были конспекты его трудов по долгу учебы. Краткий сборник его трудов у меня сохранился до сих пор. Пускай лежит, ведь это наша история. У меня чары, по Божьей милости, прошли, у многих еще нет. Но Бог им судья, как и товарищу Ленину.
Только что посмотрел по ОРТ фильм, от чего умер Ленин. Последние два года своей жизни он был не у дел, не руководил страной и партией, только периодически возвращался к перу и заседаниям. Загадочная болезнь одолела его. У Ленина появились головокружения, обмороки, его мучили бессонница и головные боли. Недуг объяснили обычным переутомлением. Но болезнь наступала: обмороки участились, начались припадки в виде внезапных параличей, потери речи, памяти. Коллеги и близкие отмечали, что изменился и характер «вождя мирового пролетариата»: он стал капризным, часто впадал в ярость.
В фильме озвучена официальная версия его болезни, а именно: «распространённый атеросклероз сосудов на почве преждевременного их изнашивания», а причиной смерти стали нарушения кровообращения и кровоизлияние в мозг. Считалось, что недуг был спровоцирован чрезмерными нагрузками, а также последствиями покушения на него в 1918 году, когда одна из трех пуль застряла в левой части сонной артерии, фактически перекрыв поступление крови в головной мозг. Хотя были и другие версии его болезни.
Что по мне, то тело Ленина было лишь оболочкой, где поселились «духи злобы поднебесной», и, когда «мавр сделал свое дело», он должен был уйти. Тело свезли в мавзолей, а его дело отчаянно стало претворяться в жизнь. Отсюда и лозунг: «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить».
P. S. Этот день прошел по стране спокойно. Государственных торжеств не было, концернов тоже, фильма «Ленин в Октябре» или еще чего-то в этом роде по центральным каналам не показывали, только «верный ленинец», товарищ Зюганов, со товарищами возложил цветы к мавзолею.
Да, вот еще: укронацисты из государства, созданного тов. Лениным, в этот день обстреляли Донецк, погибло более 30 человек.
Солдатики
Говорят, «что старый, что малый…». Это я сейчас к чему? А вот к чему. В детстве я играл в солдатики: лепил пластилиновые армии и играл в войну. И вот опять где-то за год до начала так называемой спецоперации я вновь впал в детство и начал лепить солдатиков и разыгрывать комнатные баталии.
Впервые я начал лепить солдатиков в четвертом классе, после просмотра фильма «Александр Невский». Я тогда взял пузыри из-под какого-то лекарства или рыбьего жира (не помню), прилепил к пузырям пластилиновые руки, к колпачкам – рога и кресты, для большей убедительности в правые руки всунул им по копью, а в левые – щиты, опять же с крестами. В общем, сделал «псов-рыцарей». И давай в них пулять всякой всячиной! В конечном результате расстрелял их вдребезги в бабушкином саду из рогатки.
Но это была лишь проба пера. Основной импульс в создании пластилиновой армии дал мне просмотр «Панорамы Бородинской битвы», что в Москве. Я запасся пластилином и начал лепить французскую и русскую армии по полкам и батареям. Полки были пехотные и кавалерийские (драгуны, гусары, уланы, казаки, кирасиры). В моих пехотных полках было по 34 человека (3 батальона, 30 солдат и 4 офицера), в кавалерийских полках – по 11 человек. Солдатики получились маленькие и примитивные, они для большей устойчивости не имели ног, также и кони. Колеса для пушек у меня были из пуговиц, а стволы – из обрезанных карандашей. Французы, как и положено, были в синих мундирах, русские – в зеленых (причем каждый полк имел свою униформу).
В общем, когда численность войск с обеих сторон достигла 10 полков пехоты и 10 полков кавалерии, а пушек было не менее 20 штук на обе армии (естественно, с прислугой), я начал разыгрывать Бородинскую битву у себя в квартире (естественно, когда дома не было родителей).
На кухне корпус Богарне атаковал деревню Бородино. Здесь же совершили контрудар казаки Платова и уланы Уварова. В большой комнате разыгралось основное действие Бородинского сражения – битва за Багратионовы флеши, а в маленькой комнате батарея Раевского доблестно отбывали атаки французской пехоты. Пехота колола спицами, кавалерия рубила заточенными металлическими пластинами, а артиллерия стреляла пластилиновыми ядрами. В общем, у меня всегда побеждали русские.
Я очень хорошо натренировался в кидании пластилиновых ядер. Меткость была поразительная. Может быть, поэтому я в армии хорошо стрелял из карабина и автомата. Помню, повезли нас как-то на полигон (я прослужил уже больше года). Стреляли из автоматов по фигурам. Две фигуры статичные, а третья появлялась на несколько секунд и затем исчезала. Мне дали рожок с патронами. Стреляли парами. Я залег, как учили, и за несколько секунд поразил очередями первые две мишени. Третья только начала подниматься, и я нажал на спусковой крючок – одиночный выстрел сразил ее на подъеме.
– Сержант такой-то стрельбу окончил», – сказал я, вставая, когда мой напарник еще выцеливал первую мишень.
– Оценка «хорошо»! – ответил мне один из руководителей стрельбами.
– Почему? – спросил другой.
– Выстрел был одиночный, – аргументировал первый.
– Ну и что, все цели поражены! – возразил другой.
– Хорошо, оценка «отлично», – уступил первый.
Когда я возвратился в строй, сержант из другого взвода сказал фразу, которую я не сразу понял.
– Тебе только по индейцам стрелять!
В институте мне пришлось защищать честь факультета в соревнованиях. Нужно было пробежать на лыжах 5 км, подтянуться 8 раз и стрелять из мелкокалиберной винтовки. Лучше всего мне удалась стрельба: 48 очков из 5 выстрелов.
Но вернемся к солдатикам. В детстве я лепил не только солдатиков Отечественной войны 1812 года. Я листал страницы школьных учебников по истории Древнего мира и Средних веков и лепил, лепил солдатиков с ногами и без ног, пеших и конных. Из-под моих пальцев появлялись древние греки, римляне, древние германцы, франки времен Хлодвига, рыцари-крестоносцы, бароны, герцоги, короли и их мушкетеры и т. д.
Какова их дальнейшая судьба? Печальная. Их выбросили родители, так как я вырос, и нужно было заниматься учебой и определять свою профессию. Я выбрал профессию учителя истории. Но это уже другая история.
Теперь я давно на пенсии. Нет уже родителей. Я живу один в двухкомнатной квартире, и некому выбросить моих солдатиков. И вот в печальные месяцы так называемой пандемии я вновь начал создавать пластилиновые армии. Вернее, я вначале покупал оловянных солдатиков. Тематика была та же: русская и французская армии Отечественной войны 1812 года. Купил порядка 30 солдатиков и 5 пушек. Но вскоре понял, что мои капиталы ограниченны, и я потратил их приобретение нескольких коробок пластилина и нескольких кусков глины. И вновь из-под моих пальцев стали появляться солдатики. Право, навыки остались, я даже стал лепить их более качественно – с лицами, обрамленными усами и бородами (ученые говорят, что мелкая моторика спасает от деменции, так что карты мне в руки). Так появились 2 пеших полка (один русский, другой французов), 2 конных полка той же номинации, еще 3 батальона (русских егерей, французских мушкетеров и английских стрелков), а также четыре пушки из глины с прислугой. Солдатики и кони, в основном, были без ног, но иногда из-под моих пальцев выходили отдельные полноценные воины, с ногами и всей положенной амуницией. На солдатика без ног я тратим в среднем 20 минут, с ногами рождался за час. Естественно, на конных воинов времени шло больше. В общей сложности у меня появилось порядка 200 солдатиков. Появились и орудия боя: рогатки, луки, ядра, стрелы и т.п. В общем, моя личная армия к началу спецоперации была готова защищать Отечество. Спустя 55 лет в той же квартире возобновились комнатные баталии.
На втором году спецоперации я вдруг ушел в глубь истории (древний и средневековый мир). Моя личная армия пополнилась древними египтянами, ассирийцами, вавилонянами, иудеями, персами, греками, римлянами, китайцами, индусами, крестоносцами, монголо-татарами и русскими богатырями. В общем, мои войска вновь готовы к бою, чему и будет посвящена следующая глава.
Иудейская война
Жил-был в I веке некий иудей по имени Иосиф бен Матитьяху, который потом принял фамилию дома Флавиев (Иосиф Флавий). Он был то ли убежденный фарисей, то ли любитель римской культуры (римских увеселений), так как в молодости жил в Риме. Однако Иосиф принял участие в первом иудейском восстании против римского владычества (66-71 гг.), но попал в плен к римлянам, вернее сдался в плен. Интересна история его сдачи в плен. Иосиф со своим отрядом, которым он командовал, заперся в крепости Йотапата. Однако ни мужество Иосифа и его войска, ни военные хитрости не спасли крепость. Выдержав 47-дневную осаду, Йотапата пала. Сам Иосиф успел вместе с сорока товарищами скрыться в пещере. Это убежище было открыто, и Веспасиан Флавий, командир римских легионов, через военачальника Никанора увещевал Иосифа сдаться, обещая ему полную безопасность. Иосиф согласился, но не мог склонить к тому своих товарищей, покушавшихся убить его за измену. Тогда он предложил по жребию постепенно умерщвлять друг друга. В конце концов остался в живых только Иосиф с товарищем, которого он убедил сдаться римлянам.
Приведённый в римский лагерь и представленный Веспасиану, Иосиф предсказал ему императорскую власть. Веспасиан первоначально счёл предсказание Иосифа за лукавую выдумку, но, когда узнал о смерти Нерона и борьбе за власть в Риме, поверил Иосифу и осыпал его дарами. Чтобы спасти себе жизнь, Иосиф предложил Веспасиану свои услуги, и тот, отправляясь в Рим, оставил Иосифа в свите своего сына Тита в качестве переводчика и дал ему свободу. С того времени Иосиф, как вольноотпущенник стал носить фамильное имя своего господина – Флавий.
Когда Флавии открыли новую императорскую династию в Риме, Иосиф поселился при императорском дворе и предался написанию исторических трудов – «Иудейская война» и «Иудейские древности». В первом своём сочинении, «Иудейская война», Иосиф Флавий по свежим впечатлениям повествует о войне римлян с евреями и о разрушении Иерусалима. Во второй книге он описывает историю еврейского народа от Авраама до восстания против римлян.
Вопрос: к чему это я клоню? А вот к чему: к большому и малому. Большое в том, что Иосиф Флавий – первый, кто дает не евангельское, а историческое подтверждение историчности Иисуса Христа. В «Иудейских древностях» он пишет: «В это время жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком; ибо он творил поразительные (необыкновенные) чудеса и был учителем людей, которые радостно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и многих эллинов. Он был Мессией (Христом). И когда Пилат по обвинению наших старейшин приговорил его к распятию, те, кто с самого начала возлюбили его, остались ему верны. На третий день он явился им снова живой, ибо божественные пророки предвозвестили это и огромное множество других чудес относительно него. И племя христиан, название которых пошло от него, не исчезло по сей день».
Малое же состоит в том, что, связывая предыдущий рассказ с новыми измышлениями, я хочу развязать свою Иудейскую войну в дополнение к той, что сейчас идет на Ближнем Востоке. Итак, переплетем историческое с мифологическим.
В середине VI века до Р. Х. на арену мировой истории вышли персы – загадочное племя, о котором ранее цивилизованные народы Ближнего Востока знали только понаслышке (вероятно, персам, или иранцам, сейчас опять предстоит выйти на мировую арену).
Геродот, описывая древних персов, говорил, что, помимо могучего роста и физической развитости, персы обладали волей, закалённой в борьбе с суровым климатом и опасностями кочевой жизни в горах и степях. В то время они славились своим умеренным образом жизни, воздержанностью, силой, храбростью и сплочённостью.
По словам Геродота, персы носили одежду из шкур животных и войлочные тиары (колпаки), не употребляли вина, ели не столько, сколько хотели, а сколько имели. Они были равнодушны к серебру и золоту.
В 558 г. до Р.Х. царем персов стал Кир II Великий из дома Ахеменидов. Центр тогдашнего Персидского государства располагался вокруг города Пасаргады. Все персы находились в зависимости от мидийского царя. Когда Кир сделался персидским царем, на Ближнем Востоке существовало 4 крупных государства: Мидия, Вавилония, Лидия и Египет.
Чтобы возбудить воинственный дух персов, Кир, по словам Геродота, пошел на хитрость. Однажды он велел им прибыть с серпами и расчистить от колючего кустарника значительный участок земли. После того как работа была закончена, царь распорядился заколоть скот и подать в изобилии вина и хлеба, чтобы угостить персов. Обратившись к собравшимся на пиру персам, Кир спросил, предпочитают ли они надрываться от тяжелого труда или проводить время в веселье и пирах. Как и следовало ожидать, персы выбрали второе. Тогда Кир стал уговаривать своих подданных отложиться от Мидии и обещал им, что успех мятежа обеспечит им всем счастливую жизнь. Персы охотно откликнулись на призыв своего воинственного вождя.
Кир собрал небольшое войско и поднял восстание против мидийского царя Астиага. Мидийское войско в два раза превосходило персидское, но мидийцы неохотно воевали против персов. В первом сражении высланное против Кира войско перешло на его сторону. Тогда Астиаг собрал новую армию и сам повел ее в бой. Вторая битва продолжалась 2 дня и закончилась полной победой мидийцев. Последняя битва произошла уже в Персии, под стенами Пасаргад. Она также продолжалась 2 дня. В первый день успех был на стороне мидийцев, но на второй день персы, пристыженные своими матерями и женами, стали сражаться решительнее. В конце концов войску Кира Великого удалось одержать решительную победу и захватить лагерь мидийцев. Не находя больше поддержки у подданных, Астиаг бежал в Экбатаны, но вскоре был вынужден сдаться Киру Великому и отречься от престола в его пользу (в 550 г. до Р.Х.).
Мидийская знать, хотя и сохранила при новой династии свои привилегии, уступила первенство персидской. Таким образом, Персия, до этого беднейшая периферийная область Азии, в середине VI в. до Р.Х. вышла на сцену мировой истории, чтобы в течение двух следующих столетий играть в ней ведущую роль
Вскоре после захвата Мидии Кир подвергся нападению со стороны коалиции, состоящей из Египта, Вавилона и Лидии, поддержанной также Спартой. Для усиления своей позиции после победы над Астиагом Кир овладел Эламом и сделал главный город этой страны – Сузы своей столицей (549 г. до Р.Х.). В следующем году были покорены страны, входившие в состав бывшей Мидийской державы: Гиркания, Парфия и, вероятно, Армения. Затем пришло время Лидии.
В ту пору Лидия объединяла под своей властью всю Малую Азию. Ее царь Крез считался одним из могущественнейших и богатейших государей Востока. Уверенный в своей непобедимости, он в 547 г. до Р.Х. вторгся в Каппадокию, раньше принадлежавшую мидийцам, а затем перешедшую под власть персов. Кровопролитное сражение между противниками произошло на реке Галис и закончилось безрезультатно. Но Крез счел за лучшее отступить к своей столице – Сардам, чтобы тщательнее подготовиться к войне. Он предполагал в ближайшее время возвратиться в Каппадокию, однако Кир не дал ему собраться с силами и неожиданно явился со всем своим войском в Сардах. Лидийцы вовсе не ожидали такого поспешного нападения и узнали о нем лишь после того, как персы появились у их столицы.
Крез вывел навстречу Киру Великому свою армию, состоявшую большей частью из вооруженной копьями конницы. Для того чтобы избежать ее стремительной атаки, Кир, по совету своего ближайшего военачальника Гарпага, придумал такую хитрость: он велел освободить от поклажи всех шедших в обозе верблюдов, посадил на них воинов и поставил эту своеобразную кавалерию впереди своего войска. Когда начался бой, лидийские кони, не привыкшие к виду и запаху верблюдов, обратились в бегство. Всадники были принуждены соскочить с них и сражаться с врагом в пешем строю. Несмотря на отчаянное сопротивление, они в конце концов были сокрушены и бежали в Сарды. Осада этой неприступной крепости продолжалась всего четырнадцать дней. Персам удалось найти тайную тропу, по которой они взошли на отвесные стены акрополя. Этот неожиданный штурм решил исход всей войны – лидийцы были покорены, а их царь Крез оказался в плену у Кира Великого.
Вскоре после этого полководец Гарпаг, получивший в управление Лидию, завоевал все прибрежные малоазийские города греков в Ионии и Эолиде. В течение ряда последующих лет персы под началом Гарпага подавляли лидийский мятеж, поднятый неким Пактием, завоевывали ионийские города, а также земли ликийцев и карийцев. Царь Киликии добровольно признал над собой персидское верховенство.
Это история (так было у Геродота), а теперь моя мифология (так было у меня). Кир собрал армию в 8 тыс. конницы, 16 тыс. пехотинцев и 8 тыс. лучников (1 мой пластилиновый воин равен 2 тыс. чел.) и напал на лидийского царя Креза. Тот с пришедшими ему на помощь спартанцами и малоазиатскими греками собрал почти равную Киру армию: 8 тыс. конницы, 8 тыс. лучников и 12 тыс. пехотинцев. В результате комнатного боя, состоящего из обстрела персидской и лидийской армий бумажными пульками, с небольшим перевесом победили лидийцы, хотя я был на стороне персов. Лидийцы поразили 3 пехотинцев и 1 лучника и ранили самого царя Кира. Персы же поразили 2 лучников и 2 пехотинцев. Вот такая мифология от меня.
Но вернемся к истории. После лидийского похода Кир, вероятно, приступил к завоеванию областей Средней Азии и Восточного Ирана. Подробности этой войны нам совершенно неизвестны, и поэтому историки ничего не знают о том, каким образом Маргиана, Дрангиана, Хорезм, Согдиана, Бактрия, Гедросия, Гандахара и Арахосия вошли в состав державы Ахеменидов. Вероятно, это произошло в 545-540 гг. до Р.Х.
Набрав достаточно сил, (в те времена армии побежденных стран включались в состав победителей), Кир Великий начал войну с Нововавилонским царством.
Начнем с мифологической войны. Кир Великий собрал большую армию в 16 тыс. конницы, 36 тыс. пехотинцев и 16 тыс. лучников (соотношение 1 к 2000). Вавилонский царь Набонит тоже выставил немалые силы (16 тыс. конницы, 16 тыс. лучников и 30 тыс. пехоты). Итак, при равенстве сил исход боя должен решить случай. Из средств поражения я использовал бумажные пульки (стрельба из рогатки), стрелы и дротики (стрельба из арбалета). При явном преимуществе в комнатном бою победили персы. Но если вас интересует доподлинная история, то вот она.
Вавилония, или Нововавилонская держава, ставшая наследницей Ассирийской державы, включала в себя почти всю Месопотамию, Сирию, Финикию, Палестину, часть Аравийского полуострова и Восточную Киликию. Весной 539 г. до Р. Х. персидская армия выступила в поход и начала продвигаться вниз по долине реки Диялы. Лето было потрачено персами на сложные земляные работы у реки Гинд. Тем временем вавилонский царь Набонид успел хорошо подготовиться к войне. Вавилония имела много мощных крепостей, из которых особенно выделялся своей неприступностью Вавилон. Решительное сражение между персами и вавилонянами произошло в августе 539 г. до Р. Х. у Описа на Тигре. Кир Великий одержал здесь убедительную победу, потом осадил Вавилон. Но жители Вавилона запаслись продовольствием и готовы были выдержать любую осаду. Штурмовать же крепости персы не умели, они привыкли встречаться с противником в открытом поле. Геродот рассказывает, что персидский царь придумал военную хитрость. Кир заметил, что через город течет Евфрат, и приказал своим воинам выкопать канал, чтобы отвести реку в другое русло. Евфрат сразу же обмелел, вода доходила людям лишь до колен. По руслу реки персидское войско проникло в город. В 538 году до Р. Х. Кир торжественно вступил в побежденный Вавилон. Ему подчинилась вся Вавилонская держава. Существует предание, что во время осады Вавилона персами царевич Валтасар, уверенный в неприступности столицы, устроил во дворце роскошный пир. И вот во время пира какая-то таинственная рука написала на стене такие слова: «Мене, мене, текель, упарсин». Призванный на пир пророк Даниил так перевел божественный приговор над Валтасаром и его царством: «Исчислил Бог твое царство и положил конец ему, ты взвешен на весах и найден очень легким; разделено царство твое и отдано мидянам и персам».
Кир обошелся милостиво, сохранив жизнь царю Набониду, он только удалил его из Вавилонии, назначив сатрапом Кармании. Персидский царь велел вернуть идолов богов, вывезенных Набонидом из храмов покоренных городов. Многие храмы, разрушенные ассирийцами и вавилонянами, были при нем восстановлены. Местная вавилонская знать в основном сохранила все свои привилегии.
С начала 538 г. до Р.Х. Кир начинает именовать себя царем Вавилона. Вслед за столицей персам подчинились и вавилонские провинции. В 538 г. Кир разрешил евреям, которых некогда увел в плен вавилонский царь Навуходоносор, возвратиться в Палестину и восстановить развалины иерусалимского храма.
Когда изучаешь историю войн, то приходишь к выводу, что победа в войне зависит не от экономики страны, не от численности войск, а от какого-то случая, а точнее, от промысла Божия. Как сказано в Евангелии: «Какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство – просить о мире» (Лк. 14: 31-32). Это сказано для назидания. Но есть еще господин случай. Так вот, Кир Великий, пойдя на войну с мидийским царем Астиагом с 10 тысячами против 20 тысяч, правильно рассчитал, что часть мидийского войска перейдет на его сторону. Так и было, но война была упорной, Кир победил своего соперника с большим трудом. В то же время лидийский царь Крез не пришел на помощь своему соседу, царю Астиагу, и провидение даровало победу персам. У царя Креза был военный союз с Вавилонией и Египтом, но они не поспешили на помощь Лидии, когда настала ее очередь. А когда началась война Кира Великого с вавилонским царем, египетский фараон остался сторонним наблюдателей борьбы двух лагерей. Почему? Наверное, потому, чтобы через 7 лет персы положили конец фараоновскому Египту.
Господин случай в конце концов сыграл злую шутку с самим Киром. В 530 г. до Р.Х. Кир, сделав своего сына Камбиса царем Вавилона, выступил в очередной поход на Восток. Свой последний поход Кир Великий предпринял против массагетов – кочевников, обитавших в степях между Аральским и Каспийским морями, на северо-восточных границах его державы. Здесь удача, так долго улыбавшаяся персидскому царю, ему изменила: во время сражения на восточном берегу Амударьи Кир потерпел сокрушительное поражение и погиб.
Геродот так рассказывает о гибели царя Кира. Правила над массагетами царица Томирида. Кир послал к Томириде послов, предлагая ей стать его женой. «Но Томирида поняла, что Кир сватается не к ней, а к царству массагетов, и отвергла предложение», – говорит Геродот. Тогда Кир повел свои войска к той реке, за которой кончается Персия и начиналась степь, и стал готовить переправу.
Томирида прислала к Киру гонца. Гонец передал такие слова: «Зачем ты хочешь войны, Кир? Ведь исход ее никому не ведом. Царствуй над своим царством и не мешай нам царствовать над нашим. Если же ты непременно хочешь померяться силами, изволь: мы отойдем от реки на три дня пути, и ты переправишься к нам, или ты отойди от реки на три дня пути, и мы переправимся к тебе».
Кир выбрал первое из предложений царицы. Массагеты отступили, и персы вошли в степь. Первая битва была не битвой, а резней. Персы разбили стан в степи, разожгли костры, разложили еду, выставили вино, а сами незаметно отступили. Кочевники напали на стан, набросились на незнакомые яства, объелись, перепились, повалились спать. Тут и ударили персы: многих перерезали, многих взяли в плен, в том числе и сына царицы.
Томирида опять прислала к Киру гонца. Гонец передал такие слова: «Ненавистный Кир, неужели ты гордишься, что погубил столько моего народу не честной силой, а низкой хитростью? Возврати мне моего сына и уходи из моей страны – иначе, клянусь солнцем, я заставлю тебя вдоволь напиться крови, хоть ты и ненасытен».
Кир не послушался и двинулся дальше в степь. Вторая битва была самой жестокой из битв, какие бывают между варварами, как говорит Геродот. Стреляли из луков, пока были стрелы в колчанах, бились копьями. Когда кончились стрелы и изломались копья, рубились мечами. Наконец массагеты одолели. Все персидское войско полегло в массагетской степи. Томирида заполнила кожаный мешок человеческой кровью и послала отыскать среди павших Кира. Мертвому Киру она отрубила голову и бросила в мешок. «Напейся досыта, кровожадный Кир!» – сказала она убитому врагу.
Так погиб знаменитый Кир, основатель персидского царства. «О гибели Кира есть и другие рассказы, но этот правдоподобнее всех», – заканчивает свой рассказ Геродот.
Война всерьез
Ну вот, повоевали по-детски, а теперь о войне всерьез. Недавно узнал, что у нас на Мыльной горе появилось еще одно воинское кладбище. Решил туда съездить на общественном транспорте, но вот беда: смотрю на улицу из окна и страшусь. Снег и дорожки блестят ледяной коркой. Вчера был ливневый дождь. Как идти? Недавно шел я из пункта А в пункт Б. По дороге встретил знакомую и пошел не привычным, а параллельным путем. И что же? На нечищеной улице наступил на лед и полетел навзничь. Хорошо еще в воздухе успел перевернуться (помогли навыки занятия классической борьбой). Удар пришелся на плечо. Теперь вторую неделю не могу поднять левую руку. Отсюда два вывода. Вывод первый: не иди на поводу у женщин. Вывод второй: как хорошо советская власть справлялась с коммунальными проблемами! А сейчас я понимаю: выборы на носу, все усилия общества и властей сосредоточены на этом, не до чистки улиц. Кстати, недавно был в Москве, там та же проблема.
Однако, набравшись мужества, я вышел на улицу и поехал. Доехал на 12 номере до нужной остановки и пересел на 1 автобус. Он идет до 3-го кладбища, а мне надо до 4-го (там, по слухам, должно быть новое воинское кладбище). Водитель попался хороший и разговорчивый, он высадил меня на нужном повороте. Иду по дороге: слева – городская свалка, справа – могилы, могилы, могилы. Путь до конца оказался неблизкий. Иду и думаю: ну что во мне не так? Зачем я иду куда-то в такой гололед? Но все равно иду.
Никакого нового воинского кладбища я не нашел (и слава Богу!). Дошел до конца и увидел флаг ВДВ на могилке, но это было одиночное захоронение. Цветочница сказала, что этого мальчика-десантника подхоронили к матери, а воинское откроют только в 2025 году (огороженное место под него я уже видел, но думаю, что уже в этом году его распечатают).
Пробираюсь по ледяной дороге, а затем по снегу по колено – к десантнику. На могильном кресте надпись: Устинов Алексей Андреевич (30.11.1990 – 06.04.2023). Далеко не всех хоронят на воинских кладбищах, многих героев подхоранивают к родным. Так, на Скуратовском кладбище я тоже обнаружил одиночную могилу Сергея Ефремова (01.07.1997 – 02.12.2022). Наверное, из недавно мобилизованных. Он награжден Орденом мужества. Погиб в день моего рождения.
Возвращаюсь на 13 автобусе. Нет сил идти по ледяной дороге на основное воинское кладбище, соберусь туда 24 февраля, на вторую годовщину спецоперации. Там у меня есть и знакомые. Последний раз я был 31 декабря. Там уже больше сотни героев. Возвращаюсь домой и думаю: как тяжело жить на Руси простому человеку! И что делать, если ты родился в этой ледяной пустыне? Да, война идет всерьез.
Пастырь добрый
Сегодня, 5 февраля, исполняется 20 лет со дня смерти протоирея Вячеслава Гаврилова – настоятеля храма Димитрия Солунского и духовника Тульской епархии. Я знал его в течение, наверное, пяти лет. Это был старейший и добрейший пастырь. Он для меня был и остается образцом служения Богу и людям, не превзойденным до сих пор образцом. Он не стремился к людской славе, к приобретению достатка за счет настоятельства, как, к великому сожалению, делают нынешние попы. Он пошел служить в церковь в годы гонений и, несмотря на свой авторитет и возможности, не приобрел себе автомобиля, не построил загородного дома, не купил квартиры в Москве или Питере. Он жил в маленьком частном доме и ездил на службу на общественном транспорте. Службы всегда вел не спеша и обстоятельно, не пропуская ничего, был добр и внимателен к людям. Он жил литургией, и ему ничего больше не нужно было. Он часто говаривал, что «если не послужил, то чувствует, что как бы украл».
Я иду в маленький храм при Чулковском кладбище, где у могилки отца Вячеслава собралось около 40 человек; половину из них знаю. Панихиду служат три священника, среди них отец Константин – внук отца Вячеслава. Своего сына, отца Иоанна, батюшка похоронил еще при своей жизни. Он был настоятелем Богоявленского храма в селе Хрущево, что недалеко от Тулы. На его надгробном кресте надпись: «Отцу Иоанну возобновителю храма».
После панихиды речи о батюшке произносят священники. Особенно запомнились слова отца Сергия К.: Это самый гонимый в епархии настоятель, причем не только в переносном, но в прямом смысле (он с нуля восстановил два храма, теперь восстанавливает третий, наверное, когда восстановит, в епархии опять найдут «достойную» замену). Он сказал, что знает отца Вячеслава с 1977 г., когда мальчишкой только впервые пришел в храм. «Это самый умный и добрый пастырь из всех, которых я знал, он умел сочетать божественное и человеческое, никого он не мог оставить без внимания», – говорит отец Сергий. Последние дни жизни отца Вячеслава он был с ним в больнице. Три дня батюшка был в коме, вспоминает отец Сергий, вдруг очнулся и запел: «Царство Небесное, Царство Небесное – вечный покой…». И так несколько раз, затем: «Слава Отцу, Сыну и Святому Духу. И ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь!». После этого он мирно отошел ко Господу в день своего рукоположения.
Наверное, читателям захотелось узнать об отце Вячеславе подробнее. Книг о нем не написано, но в церковных изданиях упоминали много раз. Мне удалось к 2021 году написать и издать церковный календарь. Назывался он «Тульский край – земля православная» (хотя я сейчас думаю, может, слишком громко сказано). Так вот, каждый день календаря посвящен церковным праздникам, храмам и монастырям тульской земли, ну и, конечно, людям церковно-духовной направленности. День 9 ноября посвящен отцу Вячеславу Гаврилову. Вот  содержание записи:
«Служение через храм Димитрия Солунского прошло много священников, но хотелось бы рассказать об одном из них – отце Вячеславе Гаврилове (1930-2004).
Вот что о нем писалось в газете «Засечный рубеж»: «5 февраля отошел ко Господу протоиерей Вячеслав Гаврилов, настоятель тульского храма Димитрия Солунского. Один из самых любимых и почитаемых пастырей Тульской епархии... Разлука с близким и дорогим человеком – всегда скорбь. Три дня проститься с батюшкой шли и шли люди. Его духовные чада и прихожане. И те, кто лишь краешком своей судьбы успел прикоснуться к нему. И даже те, кто лично не был знаком с отцом Вячеславом, но знал о его значении для православного народа в Туле и области».
Он родился в 1930 г. на Псковщине. В 1949 г. – по благословению приходского священника – поступил в Ленинградскую духовную семинарию. После ее окончания продолжил учебу в Духовной Академии. Учился на «отлично», стал кандидатом богословия. Рукоположен во священники 5 февраля 1956 г. и начал службу в кафедральном соборе Всех Святых города Тулы, но недолго. В ноябре 1959 г. отец Вячеслав уже настоятель церкви Всех Святых в пермском городе Кунгуре, а затем – настоятель Покровского собора в городе Астрахани.
В 1974 г. протоиерей Вячеслав Гаврилов подает прошение о переводе его в Тульскую епархию по состоянию здоровья. К тому времени у него уже трое детей: дочь Таисия (1956), дочь Ирина (1958), сын Иван (1962). Матушка Галина – ленинградская блокадница.
В Туле отец Вячеслав служил настоятелем храма Двенадцати Апостолов, несколько лет штатным священником Всехсвятского собора. Последние годы (с 14 июля 1983 г.) отец Вячеслав – настоятель храма Димитрия Солунского.
Отец Вячеслав много преподавал в духовных школах Тулы: на пастырских курсах, в духовном училище и духовной семинарии. В 1998 г. митрополит Серапион (Фадеев) назначил его ректором Пастырских курсов и преподавателем догматического богословия. Отец Вячеслав, даже болея, оставался духовником епархии, к нему на исповедь в маленький храм на окраине Тулы приезжали и священники, и семинаристы. Он также окормлял братство Православных Хоругвеносцев.
Для отца Вячеслава не было ничего лучшего, как каждый день служить литургию. «Бог дал ему много пострадать в болезни, тем самым очистив душу, – сказал на отпевании Владыка Алексий. – Мы скорбим, потому что лишились доброго пастыря. Но мы приобрели нового заступника и молитвенника пред Богом – верим в это».
У многих в день отпевания и похорон было такое чувство, что они прощаются со святым. Отец Вячеслав похоронен рядом с храмом, в котором прослужил последние 16 лет из 48 своего священнического служения».
Несвятые святые
Кладбищенский храм Дмитрий Солунского – маленький, да к тому же расположен транспортно неудобно, но во времена отца Вячеслава Гаврилова и еще нескольких благочестивых батюшек всегда был полон. Об одном из них я хочу рассказать отдельно. Это схархимандрит Христофор. Ему я тоже нашел день и страничку в своем календаре-ежедневнике «Тульский край – земля православная». Вот что о нем написано:
«В каждой епархии есть свои местно чтимых святые. Для тульской земли таковым является старец, схиархимандрит Христофор, в миру Евгений Леонидович Никольский. Он родился 3 февраля 1905 г. в благочестивой многодетной семье протоиерея Леонида Васильевича (расстрелянного в 1937 г.) и Клавдии Симеоновны в селе Семеновка Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне село Плеханово Грязинского района Липецкой области).
С детства Евгений полюбил храм, охотно помогал отцу во время богослужения. Но продолжить семейную традицию в юности не смог, он окончил Воронежский индустриальный техникум. До 1947 г. трудился на различных ответственных должностях. Одновременно пел на клиросе и помогал в алтаре в калужской Николо-Козинской церкви.
С 1 января 1947 г. он уволился с работы, «пожелав посвятить вторую половину своей жизни святой Церкви». Так как в Калужской епархии свободных мест не было, в сан диакона Евгений был рукоположен 3 февраля 1947 г. в тульском Всехвсятском кафедральном соборе, а 6 июля того же года Евгений Никольский рукоположен в сан пресвитера в храме Успения Пресвятой Богородицы г. Богородицка. И началось служение отца Евгения в сельских храмах Тульской епархии: в с. Ченцово, в пос. Чернь, в Куркино, в Епифани.
С 1958 г. началось служение батюшки в храмах Тулы, где он был настоятелем Всехсвятского кафедрального собора, настоятелем храмов Двенадцати Апостолов и св. вмч. Димитрия Солунского. 19 октября 1958 г. протоиерей Евгений был пострижен в монашество с именем Евлогий и возведен в сан архимандрита. С 1969 г. по благословению епископа Варфоломея отец Евлогий нес послушание духовника епархии. В 1992 г. митрополитом Тульским и Белевским Серапионом (Фадеевым) архимандрит Евлогий был пострижен в великую схиму с именем Христофор. В 80-е – 90-е годы прошлого века в Туле известны были два духовных лица: протоиерей Ростислав Лозинский и схиархимандрит Христофор. Но если к отцу Ростиславу стремилась ищущая дорогу к храму интеллигенция, то к отцу Христофору шли в основном люди уже церковные. Как духовник епархии, он окормлял и будущих владык, и юных семинаристов, и молодых священников. Да и любой человек, пришедший в храм Божий с духовной жаждой, бывал батюшкой замечен и окружен  пастырским попечением.
Отец Христофор много потрудился по восстановлению бывшей Спасо-Казанской женской обители в селе Дворяниново, интересовался историей Венева-монастыря, по его благословению был восстановлен храм в селе Колюпаново Алексинского района, на месте подвигов блаженной старицы Евфросинии. Именно его стараниями возродился Венев-монастырь и появилась Свято-Казанская женская обитель в Колюпанове. Трудами отца Христофора был причислен к лику святых блаженный Иоанн Тульский; отец Христофор принимал живое участие в обретении его мощей. По молитвам отца Христофора Господь совершал чудесные исцеления, разрешались неразрешимые житейские ситуации, жаждущие получали духовные советы и утешения – тому есть множество свидетельств.
Отца Христофора не стало 9 декабря 1996 года. Похоронили его на кладбище Венева-монастыря, около алтаря храма, рядом с иереем Афанасием, которого он очень любил».
P. S. При воспоминании об отце Вячеславе Гаврилове в день его поминовения отец Сергий на вопрос: «Будут ли еще такие благочестивые батюшки»? – ответил:
– Что-то у нынешних плохо получается. К тому же ЦРУ не дремлет. – А затем, улыбнувшись, пояснил аббревиатуру – Церковное разведывательное управление.
Лыжи
Как редко я стал становиться на лыжи. Вот и зима этого високосного года не исключение. Всего два раза ездил на лыжах, а когда-то – по 20 раз за сезон и больше. Причин тому две. Во-первых, старый стал, ленивый, а во-вторых, климат, особенно зимний, стал совсем не тот. А эта зима високосного года вообще измотала. Уже в начале декабря было полно снега, потом все растаяло, потом опять нанесло столько снега, что ходить по нечищеным тротуарам стало невозможно. Потом опять гололед и падение на улицах. И так далее и тому подобное: то морозы то оттепели.
Но вот, преодолев, наконец, погодные и немощные трудности, я встал в третий раз за сезон на лыжи. Но разве можно это называть спортивным выездом! Так, проковыляв кое-как 5 км, к тому же левая рука еще плохо работала после падения на улице, я вернулся домой. Стыдно, но что сделаешь. А ведь было время, когда я носился по лесу по нескольку часов без остановки и отдыха как угорелый. В среднем проезжал по 30 км. Но были выезды и до 50 км. Эх, молодость, молодость, куда ты сила прежняя девалась?..
Наш подъезд, моя квартира
В последнее время, спускаясь на неубранную улицу по лестнице нашего подъезда, в котором валяются на полу снятые на время ремонта почтовые ящики (ремонт тоже не закончен), ловлю себя на ощущении, что он вымер. Но это ощущение не от того, что в подъезде бардак, а от того, что нет людей. Раньше, проходя по лестнице на четвертый этаж, чаще всего кого-нибудь встречал по дороге. Нашей «хрущевке» вот уже 57 лет. Она прожила 33 года в прошлом веке и вот уже 24 год живет в этом. Чего не скажешь про людей. Нет моих родителей, не осталось подруг моей матери, нет хороших соседей, в соседней квартире живут уже третьи жильцы. И так на каждом этаже почти не осталось прежних жильцов. Старые уходят, а новые не приходят, или приходят какие-то серые или темные (в общем, незаметные). Треть квартир в нашем подъезде вообще стала необитаемой – родственники или новые собственники там не живут. Грустно, очень грустно. Нет ощущения полноты жизни, радости. Отсюда вопрос: ради чего воюем, ради чего избираем одного и тоже президента?
В своей квартире я сейчас живу один. Первоначально в нашей двушке жило трое, потом стало четверо, потом – пятеро. А потом пошло на убыль. Умер отец, ушла жена с сыном. Долгое время я жил с матерью. Квартира уютная, светлая. Мама сделала ремонт в комнатах, заменила окна, остеклила балкон, обновила ванную комнату. Она знала, что я со своей мизерной пенсией не смогу все это сделать. Нам хорошо было вдвоем, несмотря на ее непростой характер. Мамы нет вот уже шесть лет, а ее присутствие я ощущаю до сих пор. Я чувствую, что она заботиться обо мне и сейчас.
Как я живу? Непросто. Денег мало, здоровья еще меньше. Если бы не две женщины в моей сегодняшней жизни, то вряд ли выжил бы. Одна – моя двоюродная сестра Тамара, она мне периодически подкидывает деньжат со своей пенсии. Ей 86 лет, из дома она не выходит. А содержать квартиру может ее дочь с мужем. Так что деньги ей в принципе не нужны. Хотя многие скажут: деньги всегда нужны. Что будет, когда ее не станет?
Про вторую женщину я пока умолчу. Знаю, что это тоже решение моей мамы. Вот лежу я на давнее и смотрю на вешалку, где висит халатик (нет, не мамин), смотрю на него и думаю: это от тебя, моя мамочка.