Как я боролся с Чёрной бородой Аквариум

Виктор Ардашин
        Как я боролся с "Чёрной бородой"

        Предыдущая глава:   http://proza.ru/2021/01/22/198   

        Фото слева: Фрагмент моего аквариума на момент написания главы
        Фото справа: Водоросль «Чёрная борода» из архива интернет
         
        Со времени публикации серии рассказов под общим названием «Рыбки – через всю мою жизнь» прошло уже достаточно много времени. Всё, вроде, шло нормально. У меня сейчас один аквариум объёмом примерно 300 литров. Небольшой, по моим понятиям. Но это вполне достаточно для созерцания жизни в подводном царстве. Аквариум засажен такими растениями, как: амбулия, разные виды эхинодорусов, криптокорин и анубиасов; спиральная валлиснерия, таиландский папортник, больбитис геделоти. Содержу в основном любимых рыбок моего детства и юности: из живородок - гуппи, моллинезии, меченосцы и пецилии; из икромечущих – стайки суматранских барбусов, данио рерио, скалярки, жемчужные гурами, тернеции, неоны. По-прежнему со мной заботы о них и удовольствие от их содержания.

        Всё, вроде, шло нормально. Поскольку мы с женой переехали  на жительство поближе к семье дочки в город Красногорск, то птичий рынок стал для меня менее доступен. Примерно раза три-четыре в год я всё-таки добираюсь до него. С грустью смотрю на деградацию когда-то живого и весёлого праздника для всех любителей живности. Увы! Увы!

        В связи со своими редкими посещениями рынка, я приспособился покупать оптом сразу по нескольку килограммов так называемого морского мотыля для кормления рыбок. Он хранится в холодильнике достаточно длительное время (до трёх недель), если за ним хоть немного ухаживать – содержать в нескольких слоях  газет, укрытых слегка отжатой тряпочкой и раза  два в день (во время кормления рыбок) ворошить. Основную часть мотыля я распределяю по плоским кюветам, добавляю в них немного воды и замораживаю содержимое кюветы слоем примерно в один сантиметр.  Потом храню эти пластины с мотылём в заморозке сколь угодно длительное время.

        Так получалось, что у меня время от времени всё-таки перемеживался корм живой и корм мороженный. Но в 2020 году, в связи с эпидемией коронавируса, мы с Наташей (женой) уехали на дачу в середине марта и пробыли там безвыездно до середины ноября. Кошки Матвей Иванович и Фросенька, а также собачка Мульяна были, конечно, с нами.

        Ухода особого за аквариумом не требовалось – помогала автоматика. Свет, подача воздуха, фильтрация воды в аквариуме и  температура воды отслеживались и включались и выключались автоматически и своевременно. Кормление рыбок по моей просьбе осуществлял муж нашей дочки Михаил.

        Когда мы вернулись в городскую квартиру, то я, конечно, первым делом навестил свой аквариумный уголок. С первого взгляда, вроде, всё было вполне приемлемо. Рыбки плавали, улитки ползали. Но вот растения…

        Листья, да и «ствол» многих растений были покрыты каким-то неприятным чёрным налётом. Налёт был плотным и объёмным. Надо было что-то делать для исправления ситуации. Обратился к интернету. Вскоре выяснил, что мой аквариум хорошо освоила водоросль под названием «Чёрная борода». Внешний вид водоросли соответствует её названию. Если приглядеться, то поверх чёрного слоя видны сплошные мелкие ворсинки, которые и питают эту водоросль. Выяснилось, что такая водоросль имеется практически в каждом аквариуме. Но обычно она особенно не высовывается наружу. Так, прозябает себе где-нибудь в закуточках аквариума. А тут – просто стала его хозяйкой.

        Оказалось, что есть два основных метода борьбы с этой водорослью. Первый  самый простой и доступный – перекись водорода. Сто граммовые пузырьки такой перекиси продаются в каждой аптеке по какой-то просто смехотворной для нашего времени цене. Так вот, надо развести эту перекись в аквариумной воде из расчёта 30 мл на 100 литров воды - и вопрос будет решён. О том, что процесс «лечения» пошёл в нужном направлении свидетельствуют пузырьки воздуха, образующиеся в местах скопления чёрной бороды. У меня этот процесс пошёл достаточно активно. Через недельку я повторил операцию. Ещё через недельку – снова. Водоросль значительно уменьшила свой ареал обитания. Поскучнела она, о чём свидетельствовало изменение её цвета с ярко чёрного на коричневый разного оттенка. Я было обрадовался но,  как оказалось, преждевременно. От такого способа лечения практически погибла вся моя амбулия, валлиснерия и  ещё некоторые виды растений. Обидно.

        Решил обратиться ко второму наиболее распространённому способу борьбы с чёрной бородой – «Био-Углерод». Его было несложно купить, но стоил он уже не совсем смешные деньги – примерно тысяча рублей за один литр. С ним нужно было провести трёхдневный курс лечения. В первый день  надо было растворить содержимое баллончика в аквариуме из расчёта 5 мл на 100 литров поды.  На второй день – 10 мл на сто литров и в третий – 15 мл.  Аквариум при этом должен быть по возможности полностью затенён, так как био-углерод быстро разлагается на свету. Кроме того, в аквариуме необходимо обеспечить интенсивную продувку воды воздухом. На время лечения я закрывал аквариум «с головой» плотным покрывалом на тахту. Поскольку био-углерод достаточно дорогой, то я применил простой способ  экономии расходного ингридиента – слил из аквариума «лишнюю» воду, оставив на время лечения рекомендуемые 100 литров.  Процесс, вроде бы, шёл в нужном направлении. Вновь приобретённые амбулия и валлиснерия особого недовольства не проявляли. Но вскоре чёрная борода снова стала брать реванш. Я повторил курс лечения. Борода – тоже вновь проявила своё упорство. Так всё и продолжалось с переменным успехом. Я просто не знал – что мне теперь уж и предпринять. Решение вопроса пришло неожиданно. Вдруг как-то после очередного кормления мороженным мотылём неожиданно склеил плавники суматранский барбус. Вот только что прямо передо мной плавала стайка из пяти озорных и весёлых особей. И вдруг -  одного вмиг не стало. В чём же дело?

        Ничего другого я предположить не мог, как гибель барбуса от съеденного кусочка мороженного мотыля. Ведь я рубил пластины с мотылём непосредственно перед кормлением и сразу бросал в плавающую кормушку нужный по размеру кусок. А этот кусок был только что из заморозки. Решил предварительно кормлению оттаивать мотыль в банке с водой. Процедура очень простая. Но именно сейчас я заметил, что оттаивающий мотыль распространял в воде какие-то вещества, от которых вода в банке становилась достаточно розовой. Возможно, это были замёрзшие вместе с мотылём бактерии. А ведь именно бактериями и питается эта зараза по имени чёрная борода!  Выходит, что я с одной стороны с ней время от времени боролся, а с другой стороны – ежедневно её активно подкармливал. Как тут не расти и не благоденствовать при такой заботе! Если рыбки с аппетитом  едят мороженный мотыль, то почему чёрной бороде брезговать мороженными бактериями?  Я бы тоже рос, наверное, достаточно хорошо при такой кормёжке, но в соответствии со своим возрастом. А эта же, паразитка, регулярно размножается в отличии от меня!

        Теперь я стал промывать мороженный мотыль в воде перед кормлением рыбок. Воду менял раза три-четыре. Пока вода, на мой взгляд, не становилась достаточно прозрачной. Борода приуныла и практически совсем исчезла из поля моего зрения. Возможно, она где-то притаилась в ожидании следующего благоприятного момента для атаки.

        Ну, ну! Я тоже готов к борьбе. Посмотрим…

        Следующая глава:  http://proza.ru/2021/01/25/937