Сестры окончание второй части

Ирина Ионова
13.
Когда наши родители выходили на пенсию, они считали, что теперь будут жить хорошо. И оно так и было бы, если бы в стране не произошел переворот, не наступила та, так называемая «перестройка», которая перевернула наше государство с ног на голову.
Наши отцы и мамы в советское время получали пенсию равную их окладу. Можем ли мы сегодня сказать тоже самое о наших пенсиях? Не всякий пенсионер нашего времени может позволить себе далекую поездку на Черное море без помощи своих детей, а если их нет...

В 1986 году еще никто из нас ничего толком не знал о нашем будущем, но мы замечали многие  неприятные  перемены в стране.

Тогда мы с мужем еще работала на производстве, а в обеденный перерыв  частенько бегали по магазинами удивлялись огромному количеству  промтоваров, неизвестно откуда взявшихся на некогда пустых прилавках. Раньше за всем этим богатством: модной заграничной обувью, одеждой, тканей, бытовой техникой и мн. др.  мы вынуждены были стоять по нескольку часов в очереди, а теперь, вдруг, ими пруд пруди. А наша все знающая коллега шептала нам: – Ребята, если у вас есть деньги, покупайте все впрок. Скоро всего этого не будет.

– Почему? – удивлялись мы, но в ответ она только молча пожимала плечами.  Теперь-то мы понимаем, все тогдашние министры торговли, чувствуя, что в стране скоро произойдут большие перемены, сбрасывали импортную продукцию в магазины и меняли свои доходы на валюту.

В городах страны обстановка накалялась. О том страшном периоде в девяностых годах двадцатого века нашей жизни хорошо рассказывала тётя Аня в своих письмах: «... В свободное время происходит беготня по магазинам, да всё впустую. Везде пустые полки, кроме хлеба ничего нет. Большое спасибо старшему сыночку за подмогу. С октября месяца не могу отоварить свои талоны на сахар и масло. Сахара совсем нет, вот уже два месяца, а масло продают очень редко, и очереди за ним страшные. Народ возбужденный, злой! Что нас ждет, будет видно, но пока хорошего мало. Вся жизнь наша за кусок хлеба»...
 
Вспоминая ту, теперь уже далекую жизнь девяностых годах, могу подтвердить слова тётушки: « Жизнь была очень трудной». Порой я не знала, чем и как накормить детей. Но труднее всего было нашим мамам. Моя мама, глядя на пустые полки магазинов, подумала, что опять в городе началась блокада. Многие наши соседки  преклонного возраста сходили с ума от безысходности. Возвращаться после работы домой было опасно не только в Грозном, но и у нас в Петербурге. Фонари на улице не везде горели, лестницы в домах не освещали. Воровство было везде: в транспорте, в домах и просто на улице. Все заводы стояли, а те, которые работали, казалось, что они выпускают продукцию в долг, работникам не платили зарплату месяцами.

И опять тётя Аня рассказывала: 
«... Жить стало настолько сложно, что и не знаешь, как жить. Все мы стали страшными политиками, каждую свободную минуту используем чтобы прослушать сообщение из Москвы. Куда не пойдешь, все говорят только о нашей тяжелой жизни, а нам уже старикам еще сложнее жить стало. Раньше работала, была среди людей, и время проходило как-то не так трудно: была молодость, получала зарплату. А сейчас круг друзей сжимается. Пенсию не дают уже три месяца, нет денег, да и не сделали с нового года еще перерасчет пенсии.

Славик на днях получил зарплату за январь месяц, но зарплата по нынешним дням стала мизерной, 750 рублей! Не из чего их производству повысить зарплату. У завода нет материалов и потому он простаивает.

Анюту в сад не водим потому, как платежи за сад довольно сильно повысились, да и напряженность обстановки в городе повышается с каждым днем...

... Тебе еще хорошо, что живешь в своей квартире и получаешь приличную пенсию. А вот у нас здесь свалилось столько перепитий, что и не поймешь, как выйти из этого тупика.

Ну, продам я свой дом, а его обязательно нужно продать, так как он требует большого ремонта, а сейчас при таком дефиците  стройматериалов, сделать это не так просто, да и на что мне эта махина?! К тому же у нас цены на дома гораздо ниже, чем в других городах. Вячеслав с Людой ездили в Суворовскую станицу, что находится между Пятигорском и Ессентуками. Землю под постройку им могут дать, да и стройматериалы можно достать, но ведь пока построишь, надо где-то жить, а жить негде. Мне очень хотелось бы, чтобы Славик перебрался куда-то поближе к Игорю, хотя бы в какую-нибудь деревню возле Петербурга, и я жила бы близко к своим сыновьям. Ведь они два родных брата, и жить им к старости  близко друг к другу не маловажно. Но они как-то неактивны в этом отношении, а жаль. Мне кажется, что можно было бы что-то предпринять. Живя близко они могли бы помогать один другому. Каждый из них имеет неплохие природные данные, ведь жили же раньше один подле другого братья, а сейчас стали жить как-то отчужденно. Очень больно видеть всю эту картину. Сейчас Славик переживает тяжелый период, и я не могу бросить его и уехать, да и куда? У Игоря жить негде, каждая комната занята, и я стеснять их не решаюсь, а жить здесь тоже не роскошь. Пенсию до сих пор не пересчитали, да и не пересчитанную не дают с августа месяца. Надеюсь, что как только продам свой дом, рассчитаюсь со старшим сыном, я у него в долгу. Цены растут с каждым днем ужасно. Сегодня покупаешь по одной цене, а завтра они гораздо выше. Яйца стоят 200 рублей за десяток, масло сливочное ¬– 800 рублей/кг, масло растительное – 300 рублей.
Страшно, что будет дальше?
 
Вот хлеб у нас дешевый белый и черный по одному рублю за буханку, но очереди страшные и достать его не так-то просто. Сейчас по всей стране идут страшные грабежи, а мне кажется у нас особенно. Вот только в нашем районе слышишь, кого-то обворовали, причем очень жестоко. 1 января пытались обворовать Георгия Васильевича, но он спугнул воров, выстрелил из окна ванной из ружья. Страшно ночевать в доме, прислушиваешься к каждому шороху»...
 
На Кавказ пришли смутные времена. Кто-то специально стал
провоцировать чеченский народ на разбой и убийства русского населения. И об этих страшных событиях тоже рассказывала нам тётя: – Было такое ощущение, как будто некоторые чеченские силы стараются выпихнуть русское население из города. Вечером проходишь по улице, здороваешься с соседом, а на следующий день узнаешь, что его уже нет в живых, а дом его уже занят новой семьей. 
 
...  На старости наша жизнь  стала ужасно тяжелой, – писала тётушка Аня, – А тут еще очень много времени отнимает у меня Анюта. Занятия в школе начинаются в семь часов утра, поэтому я просыпаюсь в 4-5 часов, боюсь заснуть, могу проспать. Анюту же начинаю будить в начале шестого утра. На дворе ещё темно. Одеваемся, завтракаем и мчимся в школу – гимназию, которая находится напротив стадиона. Программа рассчитана с первого класса по третий, а потом в пятый. Каждый день по шесть уроков и два дня по семь уроков. В 11 или 12 часов её встречаю, приходим домой, обедаем и садимся за уроки, которые проходят довольно трудно, особенно письмо. Вот вчера вечером сидели за уроками до семи часов вечера. Она сидит, зевает, хочет спать. Её конечно можно понять, ведь поднимаю её очень рано, а все от того, что вторая смена заканчивается довольно поздно. Когда становится темно, дети боятся возвращаться домой, так как хулиганов в городе очень много.

Славик вот уже три месяца не работает и находится в вынужденном отпуске. В их ПМК нечего делать, а устроиться куда-то еще пока нет возможности. А при таких ценах, которые растут каждый день, сама представляешь, что жить невозможно.

Я же, как  и все наши пенсионеры, пенсию не получаю уже три месяца, а ту, что перечислили по август месяц из расчета 900 рублей (перерасчет еще не делали) я из сберкассы получить не могу, нет денег. Как хочешь, так и живи. Хорошо ещё, что старший сыночек может мне помочь, а так... пришлось бы зубы на стол положить... Они мне прислали некоторую сумму, и я уже распорядилась ими: купить на зиму картошки, муку, лук и т.д. Я за эти годы постарела и похудела, но бодрая в своих  ежедневных заботах. Сняли урожай винограда и сделали сок, и поставили на вино, но каким оно будет, не знаю. Надо сахар, а его нет. На рынке сахар по 135 руб. за кг. Масло сливочное в магазине по 345 руб/кг,  яйца 70 руб.
Все бы можно пережить, если бы давали пенсию. У вас еще повысят пенсию, а мы, несчастные, и не ждем.
 
Три дня назад приехали Славик, Люда и Володя Семеняк из Суворовской. Володе станица понравилась и он согласен строиться там, тем более, что участки для Славика и его наделили. Но вот вчера приходил покупатель на мой дом и дает по сравнению со стройкой гроши. Тем более, что мой дом сейчас стоит на таком месте, где вокруг него каждый день собираются любители пива. Обстановка неприятная, да и пивзавод должен дать согласие на продажу дома. Что делать? Думала взять из сберкассы свои сбережения на похороны, но сберкасса не выдает, нет денег.
 
 Тебе же, моя дорогая сестричка, большое спасибо за приглашение, но приехать к тебе не могу, так как сама видишь, что Вячеслав не устроен. Анюта живет со мной и оставить её, я не имею права. Всё это очень сложно. Да и что я приеду к тебе с чемоданчиком? Как в гости?

Ты пишешь об удручающей обстановке у вас в городе. Наверное по всей стране нашей везде одинаково. У нас сейчас по городу ужасная грязь, мусорные ящики переполнены, вокруг их кучи мусора, улицы разбиты, всюду навоз, грязь. Наставлено много ларьков. В домах пробиты двери и устроены коммерческие магазины. На рынке грязь страшная, возле базара со всех сторон тоже самое. Но зато по городу ездит масса легковых автомобилей со всех стран мира...
Пробегают дни один за другим, но в стране по-прежнему очень трудно жить, не знаешь, чего ждать впереди и на что надеяться?

... Всё думаю, что вот как-то утрясется жизнь моя, обустроится, да все никак не получается.
В прошлую пятницу была с Анютой на кладбище. Обратно пришли чуть живые. Навели порядок у Виталия и Светы, а у бабушек постарались доченьки Марка, ведь он с Леной там похоронены.
.

14.
В 1994 году Анна Мефодьевна продала свой дом и переехала в Санкт – Петербург.
Анна Мефодьевна приехала вместе с Анечкой  в начале Чеченской войны. Она еще успела выехать из Грозного, но Слава со своей новой женой  не смог  переехать в станицу Суворовскую, так как в Грозном уже шли большие бои.

В тревоге и волнении тётя Аня и Анечка прожили год в нашем городе. Из Грозного  по-прежнему не было никаких вестей, и только в 1995 году тетя Аня получила письмо, в котором Слава сообщал, что они  благополучно переехали в станицу Суворовскую. Анна Мефодьевна с Анечкой поспешили к сыну. А позже, вернувшись в Петербург, тётя заскучала по внучке, она оказалась на перепутье.  Прожив всю жизнь на Кавказе, тётя не могла привыкнуть к шумному северному городу без подруг и друзей. Она не могла жить, не переживая за сына, который в это время искал и никак не мог найти работу. Вдобавок ко всему к этому времени Слава расстался с третьей женой, и потому тётя Аня считала своим долгом вернуться на Кавказ, к младшему сыну  и  внучке.
В 1997 году Анна Мефодьевна решилась на эту поездку.
 
 «Бабушка приехала к нам в 1997 году перед моим Днем рождения», – вспоминала Аня.
«...Вот уже больше месяца, как я живу на новом месте, живу, как после страшного бедствия, и ничем похвастаться не могу. Единственная радость от внучки Аннушки.
 После полуторного перерыва как виделась с ней, я не узнала её. За это время она сильно выросла, повзрослела. Учится на одни пятерки. Каждый день приносит пятерки, но иногда бывают четверки по математике, но любящий  её папочка вечерами с ней занимается. Вообще, взаимоотношения у них очень хорошие и со стороны отца очень внимательные и заботливые»...

«... Я думала, что после моего приезда в станицу, у Славика найдется больше свободного времени на поиски места работы, но оказалось, что такой возможности там нет. Вячеслав несколько раз ездил в Ессентуки и в Пятигорск в надежде найти там работу, но пока в ответ получил только одни обещания. В самой же станице все организации не работают, и когда они начнут свою деятельность, неизвестно. Славик говорит, что в скором времени возможно найдётся работа по постройке частного дома, но пока хозяин только заготавливает стройматериалы.

Вся эта безработная обстановка ужасно отражается на нашем настроении. Славик ходит в подавленном настроении, молчаливый... Ведь он не работает больше года, а каждый прожитый день требует денег, который не у кого нет. Перед моим отъездом из Питера, Игорь помог мне материально, но этого оказалось очень мало. У Славика большая задолженность была за квартиру, а теперь еще он должен дополнительно платить сто тысяч за меня. Это было бы не так уж и много, если бы он работал. Я же получила свою пенсию только за январь месяц, которую переслали мне из Петербурга .За следующий месяц, февраль, мне будут выплачивать Ессентуки, а  здесь пенсия приходит с большим опозданием. Сегодня двадцатое марта, а мне ещё ничего за февраль не выдали.

Пособие на Анюту получили с ноября по январь – 540 тысяч .рублей, из которых купили ей тёплые ботинки. Анютка учится хорошо, правда, математика у нее немного хромает, но папочка каждый вечер с ней занимается. Благодаря ему, она по математике получает четверки.
Сейчас готовится к выступлениям в Доме культуры, будет петь.

... Дом, который мы занимаем довольно хороший, но требует большого ремонта. Мы занимаем две комнаты и кухню, но они со страшными полами, в полах дырки, а стены с ободранными обоями. Вещи же мои и Славика, которые он перевёз из Грозного не распакованы. Славик спит на диване, Анюта – на допотопной железной кровати хозяев, а я на кресле – кровати. Весной, как потеплеет, возможно будет привести комнаты в порядок, а пока всё в ящиках. Телевизор работает очень плохо, пользуемся больше приёмником.

Я из-за всей этой обстановки очень нервничаю и наверное на этой почве у меня на правом глазу, которым я хорошо видела  (а на левом у меня катаракта) стала мигать темная паутинка. Я обратилась к окулисту в Ессентуках и он выписал мне лекарство, которое я должна закапывать в глаз до сентября месяца, а потом снова обратиться к нему. Врач говорит, что это произошло на почве высокого глазного давления.

... Квартиру в Грозном Славик пока не продал, она цела. Правительство обещало выплатить за нее компенсацию, но пока это только одно обещание, кому нужны чужие беды?! В Грозным же жить русским людям совсем непросто, грабежи и убийства повсюду. Продать же квартиру – это равносильно тому, что отдать её даром...
Разве могли мы мечтать о такой пенсионной судьбе? Разве вы – наши дети  мечтали о такой ужасной жизни, доставшейся всем нам?
Конечно, нет!!!
Хотелось мне крикнуть тётечке в ответ, и я думаю, что она меня услышала и поняла.
 

15.
Постоянное волнение и переживание за сына и внучку сломили здоровье тёте Ани. Вскоре она почувствовала, что у нее начал болеть седалищный нерв. Теперь она передвигалась по дому и улице с большим трудом.

Славику наконец повезло, он нашел работу по строительству частного дома. Но на долго ли эта работа...
При строительстве этого дома брат сорвался со строительных лесов, остался жив, но сломал ногу.
 
Несмотря на все трудности жизни, тётя старалась создать уют в доме и состояние спокойствия в семье. В очередном письме, написанным ею в сентябре месяце она рассказывала о заготовках, которые она подготовила к зиме: насолила огурцы, наварила варенья и повидла.

Потихоньку жизнь стала налаживаться, но неожиданное письмо от невестки – её бывшей соседки, Марии Федоровны, взволновало тётушку до глубины души и в результате у нее случился сердечный приступ: «... Получив сообщение о том,, что больше нет моей замечательной соседки, я очень сильно расстроилась и у меня очень сильно болело сердце, давление снизилось. Славик вызвал врача, которая тут же предложила мне лечь в больницу, но я отказалась. Дело в том, что 22 января у Ани День рождения и мне надо было приготовить все к праздничному столу. Исполнилось ей тринадцать лет. Сейчас чувствую себя неплохо»...
Но вскоре мы получил письмо, что тетушку парализовало.
Она прожила еще пол года и пережила свою среднюю сестру, Инну всего на сорок дней...

... Можно было бы на этой минуте закончить рассказ об Анне Мефодьевне, но  он будет не полным лишь только потому, что жизнь тёти Ани постоянно была связана с младшей сестрой Риммой.



Часть третья. Римма
Рассказывать о трагической жизни любого человека очень трудно, но когда им является твой родственник – это вдвойне сложнее, и потому, не начиная историю жизни Риммы Мефодьевны, я хочу его закончить словами моей мамы:  «Римма была красивой, талантливой девушкой, но не разбиралась в людях, и потому судьба связала её с человеком пьющим и жестоким».
Тётя Римма слишком поздно поняла, каков её мужчина, но вернуться к прежней счастливой жизни у нее уже не было сил...
Она пережила своих старших сестёр на два года. Но жила ли она эти два года или мучила себя терзаниями, что жизнь прошла бестолково...