Современная сказка

Надежда Кутуева
Жили Почиваловы, хотя и в райцентре, но на самой окраине, поэтому и коровку держали, и гусей выращивали. А чего ж не выращивать живность, если из окон их дома виден бескрайний луг, самое доступное пастбище. Само собой, сад и огород возделывали да тепличку соорудили. Вот тебе, почти даром, и ранние овощи, и фрукты.
Излишки продукции на местном рынке продавали, одним словом, не бедствовали. Воспитали двоих сыновей, и очень  дочку хотели. Но снова пацан родился, последышек, Ванюшкой назвали.
Старшие сыновья уж больно хорошо учились в школе, а потом и в вузах. А младшенькому науки не слишком давались.
- Недаром же он у нас Иванушка! – беззлобно подшучивали над братом старшие, намекая на всем известную сказку.
- Всё мы с тобою успели, - говорил Марии её муж Семён, - и дом построили, и сад посадили, и троих ребят  вырастили, выучили да женили. Теперь вот пенсия подошла, будем жить да радоваться.
Но радоваться пришлось недолго. Глава семейства скрывал от домочадцев, что сердце у него пошаливает, думал, что само пройдёт, нечего по больницам мотаться, врачей по пустякам тревожить. Но само не прошло.
Осталась Мария одна в пустом доме, который всегда казался тесным, когда вся семья была в сборе. Теперь же жильё казалось огромным и гулким из-за подступившего одиночества. Сыновья со своими семьями давно обосновались в Подмосковье, первым уехал  Михаил, а потом и братьев позвал за собой: там и зарплаты выше,  и возможностей побольше.
Мария уже не могла, как прежде, сад и огород обихаживать  да  за живностью смотреть. Да и ни к чему ей одной столько припасов. Вот и стали сыновья к себе её звать.
Подумала-подумала  женщина, да и согласилась на переезд. Выгодно продала дом, корову с телёночком, банки с консервацией из погреба.  К тому же  сбережения у них с мужем были солидные, что уж тут скрывать. Не с пустыми руками она к сыновьям поедет.
Жалко было расставаться с родными местами, с милыми сердцу соседями, с подружками по бухгалтерии, где она всю жизнь трудилась. Обещала Мария приезжать в гости, чтобы с подругами и родственниками увидеться и могилку мужа навестить.
…Поезд прибыл точно по расписанию. Старший сын Марии, Михаил, ловко подхватил тяжёлый чемодан и обнял мать, радуясь долгожданной встрече. Но Мария была немногословна и явно чем-то расстроена. И только в машине сына она дала волю слезам: у неё в поезде все деньги украли.
- Мама, я ведь говорил тебе, чтобы ты купила билет в купе!
- Так я ведь и ехала в купе, сынок! Деньги надёжно спрятала, и люди вместе со мной ехали такие приличные. Хорошо ещё, что  чемодан с моими вещами не тронули, а там и шапка меховая, и пальто зимнее.
- Да кому твои вещи нужны! Ничего, мать, не переживай. Нас трое, мы тебе поможем.
Как увидела Мария коттедж Михаила, от изумления дар речи потеряла: настоящий дворец! А на участке ни огурчиков, ни помидорчиков, только газон да цветочки.
- А что же, Миша, вы овощи не выращиваете?
- Зачем, мама? Всё в магазине можно купить. Сейчас, правда, у нас с Анжеликой не лучшие времена в бизнесе, но ничего, справимся.
Выделили Марии отдельную комнату, и стала жить она, словно королева: утром всей семье домработница завтрак подаёт, она же и в доме убирает, и бельё стирает-гладит.
Жена Михаила ласково её встретила, обняла и спросила, как свекровь  добралась. А потом Мария сына и невестку толком и не видела: то важные встречи у них, то деловые поездки, то корпоративы. Их сыновья-погодки тоже целыми днями делами заняты: оба в вузах учатся, да и развлечься им хочется, дело молодое.
Мария с малых лет без дела сидеть не привыкла, поэтому и предложила домработнице Ксении свою помощь в уборке дома. Но та наотрез отказалась: не хватало ещё из-за этой странной бабки такую денежную работу потерять.
Целыми днями ждала Мария, когда вечером сын с работы приедет да поговорит с нею. Но Мише постоянно некогда было, бизнес – дело серьёзное и проблемное. Анжелика тоже на свекровь внимания не обращала: по вечерам у неё разные косметические салоны, театры  да встречи с подружками запланированы.
Поэтому через месяц, когда Миша сказал, что средний сын,  Андрей, давно уже мать в гости ждёт, она совсем не расстроилась, а вздохнула  с облегчением.
- Тоже неплохо устроился сынок, - думала Мария, рассматривая просторную трёхкомнатную квартиру. Здесь ей тоже отвели отдельную комнату, но при этом невестка Тамара сквозь зубы  процедила, что теперь их детям-школьникам придётся из-за приезда бабушки в одной комнате ютиться. И в этой семье Мария оказалась не у дел. Тамара не работала, но и домашнему хозяйству внимания не уделяла. Еду заказывала в службе доставки, квартиру убирала кое-как. Утром отвозила детей в школу, после обеда – на различные спортивные секции и кружки. Вечером надо было с ними готовить уроки.
Андрей после напряжённого трудового дня сидел за компьютером, самозабвенно играя в какие-то «танчики».
Через две недели питания полуфабрикатами у Марии стал болеть желудок, и она попросила невестку приготовить какой-нибудь простой супчик.
- Вам хочется, вот и готовьте сами, - фыркнула в ответ невестка.
Мария обрадовалась, и с энтузиазмом взялась за дело: купила на рынке самое лучшее мясо на косточке и фарш, приготовила борщ и котлетки.
Вечером она с нетерпением ждала семью на ужин, но её старания никто не оценил. Дети всем первым и вторым блюдам предпочитали сладости, Тамара заявила, что она испортит фигуру, если будет так питаться, и даже сын с полуулыбкой заметил, что  давно отвык от маминых борщей.
Теперь Мария готовила себе сама и ела в одиночестве.
Как-то вечером она  услышала, что  Тамара выговаривает мужу, что его мать у них надолго задержалась – целых полтора месяца живёт, пора и честь знать!
Вскоре сын отвёз Марию к младшему брату, погостить. Проводил до лифта и посетовал, что Иван  даже встретить мать не может по-человечески, а потом, сославшись на дела, обнял её на прощание и быстренько уехал.
Мария выкатила из лифта на пятом этаже свой чемодан и нажала на кнопку звонка.
Дверь ей открыла молодая женщина в просторном ситцевом халате – жена младшего сына, Люся.
-Простите, мама, что не встретили Вас! Ванечка в рейсе, а я не смогла…и она  ласково погладила свой живот. Мы вот прибавление ждём.
- Вот и хорошо, дочка! – ласково ответила ей Мария, оглядывая скромную обстановку жилища младшего сына.
- Вот ваша комната, располагайтесь. Конечно, квартира у нас небольшая, всего две комнаты, но зато своя. А ипотеку мы выплатим, Ваня хорошо зарабатывает, а я только недавно в декрет ушла. И что это я так разболталась? Пойдёмте обедать, всё свежее, как раз к вашему приезду обед приготовила.
Мария вдохнула аромат домашней пищи и почему-то  почувствовала умиротворение, которого давно не испытывала.
Через две недели вернулся  из рейса Ваня.
- Я попрошу начальство больше не отправлять меня в дальние рейсы, Люся ведь в декрете. Конечно, зарплата будет поменьше, но жене надо помогать. А потом и отпуск возьму, - говорил он во время семейного ужина.
- А как же ипотека, сынок?
- Ничего, справимся.
- Ты можешь спокойно работать, как и раньше, а Люсеньке я помогу.
- Вижу, вы с Люсей нашли общий язык, пока я отсутствовал. Хотя моя мама с любым поладит, правда, жена?
- Я тоже так считаю, - ласково улыбнулась ему в ответ Люся. А что нам делить? Я картошку чищу и капусту шинкую, а мама борщ варит. Я тоже теперь научилась такой же вкусный варить, как у неё. А после обеда идём в парк гулять, свежий воздух всем полезен. На обратном пути в магазине продукты покупаем, а по вечерам вместе телевизор смотрим.
Незаметно пролетели полтора месяца, и в семье Ивана родился долгожданный сынок. Мама  Люси из Сибири прислала деньги на коляску для малыша, старшая сестра  подарила красивый набор одежды для новорожденного, а вот братья Ивана даже поздравить молодую семью с пополнением забыли – наверное, дел у них слишком много.
Первые два месяца всем нелегко пришлось: малыш по ночам часто просыпался и плакал, Люся уставала и ничего не успевала делать по хозяйству. Теперь Мария все домашние дела выполняла.
- Как я рада, мама, что Вы рядом, и что бы я без вас делала? – говорила  свекрови молодая мама.
А той все хлопоты в радость: Мария и пелёнки постирает, и поесть приготовит, и квартиру уберёт сама, чтобы Люся лишний часок  поспала.
В повседневных заботах Мария даже  забыла о собственном дне рождения. Но молодые не забыли: подарили ей хорошие духи, а сноха испекла свой фирменный тортик.
- Зачем же вы деньги тратили на французские духи, они ведь дорогие!
- А помнишь, мама, как в магазине ты долго на них смотрела, а потом сказала, что всегда  о таких мечтала?
- Помню, дочка. В любом случае,  прежде всего дорого внимание. А вот братья твои, Иванушка, поздравить меня забыли. Давно уже не звонят  и погостить не зовут.
- А зачем тебе ждать приглашения в гости? Живи у нас, мы с Люсей тебя в нашей квартире пропишем.
Жизнь шла своим чередом, только вот с деньгами стало туго, потому что Ивану на работе стали зарплату задерживать и слух прошёл, что их организация на грани банкротства.
- Сынок, может быть, к братьям за помощью обратишься, всё ж не чужие, должны помочь.
Помолчал Ваня, а потом нехотя  признался, что уже просил у братьев деньги в долг, но у тех оказались веские причины для отказа, их бизнес переживает трудные времена.
Решили, что Люся выйдет из декретного отпуска на работу, воспитательницей в детсад. А Мария за  маленьким ухаживать будет. Но сноха вернулась домой в слезах: заведующая детским садом  отказалась принимать её на работу: будет, мол,  молодая мама без конца больничные по уходу за ребёнком брать, организации это невыгодно.
Тогда Мария решила устроиться на работу техничкой,  но молодые были против. Да   и сама она понимала, что здоровье уже не то стало, чтобы деньги зарабатывать.
Казалось, что выхода нет совсем. Почиваловы и до этого жили достаточно скромно, а теперь каждую копейку считали.
И вот однажды вечером Иван вернулся из рейса мрачнее тучи.
- Теперь я безработный, - сообщил он жене и матери.
- Садись ужинать, Ванечка, - сказала Люся. – Утро вечера мудренее.
В эту ночь никто, кроме Егорки, не сомкнул глаз до утра.
А после нехитрого завтрака Мария отдала Люсе свою сберкнижку со словами:
- Давайте решим, что лучше: пустить всю сумму на погашение ипотеки или по частям будем расходовать.
Люся с Иваном с изумлением рассматривали сберкнижку.
Потом сын  с недоумением спросил:
- Откуда же, мама, у тебя такие деньги?
- Да ведь не зря мы с отцом всю жизнь трудились, сынок! И дом я выгодно, продала, и хозяйство домашнее.
- Так ведь у тебя же все деньги в поезде украли, мне Андрей по телефону рассказывал, жаловался, что он на свою долю из-за продажи дома рассчитывал, а глупая мать всё профукала.
- Не такая уж я глупая, сынок, деньги сразу же на сберкнижку положила.  А пока жила у вас на всём  готовом, ещё проценты набежали.
- Наверное, надо эти деньги на троих разделить, всё ж это наследство, - тихо сказала Люся.
- Конечно, так и сделаем. Свою долю тратить не будем, на ипотечные взносы оставим. Пока я буду работу искать, будем жить на детское пособие, мамину пенсию трогать не будем,  - сказал Иван.
- Я уже приняла решение, Ваня. У старших сыновей есть своё жильё, а вам с женой ипотеку надо гасить. Деньги мои, и я сама хочу ими распорядиться.
Конечно же, Иван,  по простоте душевной, сообщил братьям, что деньги нашлись, и уже на следующий день Миша с Андреем приехали в гости.
Поспешно обнимая мать и вручая Люсе чахлый букетик цветов, они возбуждённо рассказывали о своих проблемах.
- В наше время бизнесом заниматься всё сложнее, придётся, наверное, дом продавать да что-нибудь попроще купить.
- В нашей организации  трудные времена, зарплату задерживают. Пришлось Тамаре на работу выйти, а она не привыкла так напрягаться, устаёт сильно.
- Короче, мать, приехали мы за своей долей наследства. Будем деньги делить.
- А делить нечего, сынки, все деньги со сберкнижки ушли на погашение ипотеки за квартиру Вани.
Сыновья некоторое время молча смотрели на мать, а потом раздались гневные восклицания:
- Почему ты Ваньке все сбережения отдала, чем он лучше нас?
- У нас такие трудности в материальном плане, а ты нас подвела!
- Ты почему  нас обманула, сказав, что деньги украли в поезде?
Трудно было сдержаться Марии, но она постаралась ответить ласково и спокойно:
- А хотела я вас, сыночки, проверить, узнать, кому из вас я дорога, а кому – мои деньги. Вот и проверила. Почти год  живу в семье Ивана, так вы за это время обо мне и не вспомнили.
Сыновья молча смотрели на мать, и возразить им было нечего.
- Короче, вышло всё , как в той старинной сказке: младшему сыну  самое  лучшее досталось, - сказал Михаил, направляясь к выходу из  квартиры.
Андрей, не прощаясь, поспешил за братом.
- Да, только сказка  получилась на современный лад, -  тихо сказала Мария, закрывая дверь за сыновьями.