О НЕЙ

Павел Патлусов
                О НЕЙ
     Мы прожили в браке сорок девять лет,- кажется для многих очень приличный срок. Да, если рассматривать по датам,-  так. По прошествии четырех лет одиночества, невольно всплывает состояние: годы брака были слишком короткими, годы, как вода утекли между пальцами, оставив только те события, которые окрасились эмоционально. Я понимаю: новое состояние неизбежно и в нём стараюсь найти счастливые моменты прошлого, но полной картины, цельного пути в браке сознание не способно подарить… С этим надо смирится. А помнит ли она, точнее её Душа прошлую жизнь? В каком состоянии её память? Может, всё стирается Высшим разумом? Одни загадки.
* * *
    По красоте своей Души супруга заслуживала более счастливой, обеспеченной жизни. Я не смог ей этого дать, она же всю себя подарила семье, детям, мужу. Мне бы хотелось это исправить и вернуть ей ту долю счастья, которую она не получила.  Я прекрасно осознаю: время вспять не повернуть. Если мы чертим прямую на асфальте, то есть в пространстве, то по этой прямой мы можем ходить в двух направлениях: вперёд и назад. Во – времени назад не уйдёшь. Односторонность времени есть причина отвращения к возвращающимся. Отсюда примета: если вернулся – не повезёт. Причем такая примета есть у всех народов. Вспомним Содом и Гоморру во что превратилась жена Лота, оглянувшись назад. В мыслях я возвращаюсь назад, ибо память является психологическим органом времени. Увы, не более того. Кроме того, моя супруга рассталась с телом, то есть материей, временем, пространством, обретя абсолютную свободу. А что остаётся мне? Только раскаяться, и нести вину. Интересно то, что при наличии абсолютной свободы ей это уже и не нужно, ибо вышла из рабства материи, времени, пространства. И не думаю, что она понимает то, что тяжесть вины продолжает здесь жить на Земле у меня. Вина – это своего рода наказание за некрасивое прошлое. По всей видимости это просто всеобщий психологический закон для людей. По другому объяснить не могу.
                * * *


      Лариса, впрочем, и я, были в определённой степени фаталисты. Я специально отметил: в определённой степени, то есть полной пассивности жизни, без проявления волевых усилий не было. Фатализм был лишь в том, что мы определённо считали: « брак заключался между нами на небесах», то есть цель нашей жизни была выбрана помимо нашей воли, Всевышним. В этом мы усматривали определённый высший промысел. Она даже свою болезнь считала искуплением вины родственников. Лариса не говорила кого она имела ввиду, но я об этом мог лишь догадываться: её отец покончил жизнь самоубийством. Для меня, в этом есть определённые сомнения: как ребёнок должен отвечать за грех отца? Супруга почему – то этому верила. Возможно, она имела ещё кого – то, о чём я не знал. Так фатализм прописался в нашей судьбе.
                * * *
    Супруга не умела обманывать и лгать; она искренне считала: безнравственно фальсифицировать прошлое. Лариса не думала,  и  не догадывалась, что именно с ложью просыпается желание овладеть прошлым, иметь над ним власть. По этой причине переписываются страницы истории, искажаются … Через власть над прошлым иметь власть в настоящем. Безусловно, она не думала подобными философскими категориями. У неё был жизненный принцип: не лгать. В этом отношении с ней было приятно жить и общаться. Я думаю: каждый мужчина мечтает иметь такую спутницу жизни.
                * * *
      В семье всё вращалось вокруг неё, всё бытие, она была в центре всех событий и явлений. Именно Лариса, как солнце, дарила всей семье свет. Это можно назвать «всёохватывающей любовью». Абсолютно новый термин, ибо другого я не смог найти. В этом золотой стержень жены. Мне сейчас кажется, что её Душа имеет золотистое свечение. В тоже время в быту была крайне неприхотливой. Часто приходила из школы поздно. Первым вопросом было: что поесть? Иногда у меня ничего не было. Она обычно говорила: мог бы картошки отварить. Конечно, я исправлялся и старался не допускать подобных казусов, ибо голодная супруга была не в настроении. В этом случае могли «воспитанию» подвергаться не только муж, но и дети. Именно по этой причине дети мне подсказывали: папа свари хотя бы картошку,- мама скоро из школы придёт. Однажды, когда я начал работать в Кунгуре, она приехала ко мне. Ночевали у меня на работе. И надо же кочегар покинул котельную. Мы утром проснулись, а волосы примёрзли к подушке. Побежал в котельную, запустил вновь котёл, позвонил главному врачу. Лариса не высказала никаких претензий из-за подобных условий. С ней было хорошо и на покосе. Она осознавала условия жизни и не капризничала. С такой женой можно было покорять Южный полюс Земли.  Мы несколько раз с её учениками в походах попадали под ураган. Бури были страшными, валились деревья – огромные тополя (осокори), река Сылва текла вверх по течению. Она всем умело управляла, не допуская паники, ибо под её ответственностью находились дети. В последствии, на вечерах встречи, ученики вспоминали именно эти походы. Эмоции от пережитого у них сохранились на долгие годы.
                * * *
    У нас были разные вкусы на литературу. Она совершенно не любила стихи и мне трудно припомнить то, как она их рассказывала. Совершенно не любила философию. Я иногда подсовывал ей книги по философии, но минут через двадцать она уже спала с книгой в руке. Статьи по этой тематике были для неё лучшим снотворным. Очень любила писателей – деревенщиков:  В. Астафьева, В.Белова, Ф. Абрамова и других. Ценила писателей, которые описывали жизнь ученых – биологов. Помню, с каким удовольствием она читала Дудинцева «Люди в белых халатах» или Д.Гранина «Зубр». Очень ценила литературу о Вавилове. Конечно, она старалась перечитывать научную литературу по биологии и химии. Если в классе она затруднялась ответить на вопрос ученика, то честно в этом признавалась и обычно говорила: я сегодня этот вопрос изучу, а завтра дам на него ответ. Абсолютно честная позиция.
                * * *


     Она всегда старалась доводить дело до конца. Однажды дочь должна была отправиться в туристическую поездку на Камчатку. Случилось же такое: проспали и до отхода электрички оставалось восемь минут. Я в этом случае говорю: не успели,- давайте спать будем дальше. Но, у супруги было другое мнение. Быстро хлопнула входная дверь. Я спокойно собрался и пошёл в направлении вокзала. На половине пути встретил Ларису.
      - Ну, как? – спросил я её.
      - Уехала. Запрыгнула в вагон,- электричка отправилась.
      - А ты видела себя?  Полное чудо.
       Здесь она осмотрелась. И было чему удивиться. На ночную рубашку был накинут плащ. На ногах туфли разного цвета и фасона и даже каблуки были разного размера. Самое смешное то, что одна туфля была с закрытым носком, в другой светился большой палец.
       Смеялись мы от души. В этой ситуации я оказался полным пессимистом. И вообще она всегда к поездам, на уроки и на другие мероприятия уходила в самый обрез по времени. В этом она резко отличалась от меня; я уходил заблаговременно.
                * * *
     Лариса прекрасно шила и вязала; она умудрялась шить детские шубки, мне сшила джинсовый костюм, в котором я уехал на учебу в Ленинград. Вязала всё подряд: варежки, носки, свитера, кофты. И всегда её вещи были модные и красивые. Она говорила: из дорогой ткани надо шить классические вещи, чтобы долго носить, а из дешёвой можно шить модные вещи. На лето она шила ситцевые платья, которые особенно были хороши на ней. Красавица! И невольно возникает вопрос, вполне сказочный, выбирать в жены царевну, принцессу или Марью – искусницу. По всему выходит: Марья – искусница. Вот такой и была супруга. Иногда за швейной машиной она проводила всю ночь. У нас было три швейные машины: электрическая, ручная – подольская и ножная. Сейчас на излёте лет думаю: как мне повезло, что жена имела дополнительную профессию.
                * * *               

        Она очень ценила родственные связи и старалась сохранить в них теплоту. Уже под конец жизни начала составлять генеалогию своего рода. К сожалению, Лариса не успела закончить и передала исследование дочери, обязав её съездить в архив города каргополь, где находился в лагере её репрессированный дед. Дочь выполнила поручение и ознакомилась с делом своего прадеда. Я к этому относился в каком – то роде легкомысленно, считая: генеалогия ничего не добавит к качеству жизни. По этой причине она доверила такое поручение дочери. Если мне не удалось её приучить к философии, то к лыжам она меня приучила. Каждый год она покупала мне лыжи, которые я ломал, катаясь с гор. А теперь я спокойно уже хожу на её лыжах по лесу. Её направление воли всегда было конкретным в отличии от меня. Все планы на уроки, материалы она всегда систематизировала,  размещая их по папкам. Почерк был четкий, понятный, убористый. Я был полной ей противоположностью: в моих делах никогда не было системы, хаос понятный только мне. Почерк был такой отвратительный, что через месяц я мог не понять, что писал. Видимо, это грех всех врачей. Были и другие различия между нами, но они как мне думается связаны с различным подходом мужчин и женщин к решению проблем. Мужчина всё делает последовательно, а женщина очень часто задачи решает параллельно. Однажды Лариса поставила тушить куру, и тут же решила завершить подготовку к уроку. И что? К обеду меня и детей ждала на столе форменная головёшка. Я спросил:"Чем фарширована кура?" Она ответила: углями. Или ещё смешнее: намереваясь уйти в школу, она поставила на плиту бигуди с парафином,- женщины знают про такое средство завивки волос. Ну, и как обычно углубилась в учебный материал. Вода в кастрюле выкипела, парафин в бигудях начал взрываться. Результат: с потолка, на кухне, свисали парафиновые нити. Из этого следует большой посыл, основополагающий: Бог первой создал женщину, которая между делами в раю ваяла мужчину. Да, немного несовершенного, но именно такого она и хотела. Такой вывод сделал я из брака с Ларисой. В заключении хочется сказать: наше единство сложилось из борьбы противоположностей, которые не мешали двигаться к единой цели, не нарушая оболочки семьи.