Физическое время в интерпретации Хасанова И. А

Любомир Павлов
            Хасанов Ильгиз Абдуллович, доктор философских наук,
            профессор ИПКгосслужбы при Российской Академии
            государственной службы при Президенте Российской Федерации.
            Проблемой времени заинтересовался, будучи студентом
            мехмата МГУ, изучая теорию относительности в рамках
            курса теоретической физики, которую читали астрономам
            мехмата на физфаке МГУ. Вплотную проблемой времени
            занялся при подготовке кандидатской диссертации
            на тему «Диалектика конечного и бесконечного
            и проблема бесконечности Вселенной». В ходе подготовки
            диссертации опубликовал статью «Две концепции пространства
            и времени» («Вопросы философии», 1966, № 2).

                ***

Хасанов Ильгиз Абдуллович исследователь проблемы времени, доктор философских наук. В своей монографии "Физическое время" он пишет:
"Трудно найти в современной науке такое понятие, как время, которое сочетало бы в себе интуитивную ясность и лёгкость использования при экспериментальных и теоретических исследованиях с отсутствием позитивного определения своего содержания. На сегодняшний день сложилась парадоксальная ситуация: мы умеем с огромной точностью измерять время, но не знаем, что же мы с такой степенью точности измеряем".

Этот парадоксальный факт отмечают все серьёзные исследователи проблемы времени. Блаженный Августин (354 - 430г) говорил: "Что есть время? Когда меня спрашивают о нём, я знаю, о чём идёт речь. Но стоит мне начать объяснять, я не знаю, что и сказать!"  И уже в XX веке выдающийся американский физик Ричард Фейнман писал: "Быть может следует признать тот факт, что время - это одно из понятий, которое определить невозможно..."

"Таким образом, - пишет Хасанов, - хотя физика и претендует на монопольное изучение времени в его конкретных проявлениях, тем не менее в научной и учебной литературе физики избегают давать определение понятия времени... Подобная ситуация наводит некоторых исследователей на мысль, о том, что понятие времени - это одно из наиболее фундаментальных понятий, интуитивно ясных и не поддающихся определению понятий современной науки".

И далее он пишет: "Общепринятое в современной физике операциональное определение времени характеризует его как некий локальный физический параметр, существующий там, где находятся измеряющие время "обычные часы". Хасанов считает, что введение единого времени "инерциальной системы отсчёта, способствует сохранению в сознании людей широко распространённых  интуитивных представлений о времени как о чём-то вездесущем, едином и всеобщим, непрерывном и бесконечно делимом, "пронизывающем" все иерархические уровни организации материи". Он считает, что: "... время, как метризованная длительность, неразрывно связано с классом тех соравномерных процессов, при  помощи которых длительность метризована ... Измеряемое общепринятыми единицами, физическое время представляет собой длительность, метризованную "инерциально-равномерными" движениями макромира ... как вращение Земли вокруг оси и её обращение вокруг Солнца".

Таким образом, Хасанов считает, что физическое время это всего лишь метризованная длительность. Но длительность это относительная характеристика, которая фиксируется только субъектами и не только как   реальное изменение объектов, но и как их неизменное существование. При этом, субъект длительность своего восприятия неизменного объекта переносит на сам  неизменяющийся объект. Однако, реальное физическое время для самих физических объектов это только необратимый и, чаще всего, нелинейный, процесс их вещественных изменений. Без вещественных изменений объектов у них нет и собственной длительности. Неизменность физических объектов это их без длительное существование. А если объект изменяется обратимо, по замкнутому циклу, флуктуирует, то, несмотря на то, что он изменяется, а следовательно, у него может быть измерена длительность цикла, но поскольку за полный цикл никаких вещественных изменений объекта не произошло, то значит этот объект не эволюционирует и существует в состоянии физического безвременья.

Следовательно, физическое время нельзя отождествлять с длительностью - это принципиально разные явления. Сами физические объекты длительности своих изменений непосредственно не фиксируют. Измерять физическое время нужно не длительностью, а вещественными изменениями их фазовых состояний, то есть, определять в какой фазе своего эволюционного развития находится воспринимаемый нами объект.
 
 "Физическое время на каждом иерархическом уровне организации материи, - считает Хасанов, - во-первых, "квантовано", ибо существуют такие "бесконечно малые " интервалы длительности меньше которых на данном уровне организации материального мира "не бывает", и, во-вторых, непрерывно и бесконечно делимо, поскольку "кванты" времени эквивалентны интервалам нулевой длительности, ибо в их пределах "ничего не происходит".

 Однако, если  физическое время "квантовано", а интервалы "кванта" [10^(-23)] c настолько "бесконечно малые", что в их пределах "ничего не происходит", как считает Хасанов, то это будет уже характеристика не физического времени, а метрологического, поскольку "квант" физического времени - это элементарное вещественное изменение объекта, ибо без вещественного изменения объекта - нет физического времени.
А непрерывность физического времени может быть только в макро объектах состоящих из большого числа составляющих элементов, когда длительности "квантов" неодновременных изменений каждого элемента перекрывают друг друга не оставляя разрывов в длительности изменений всего объекта.   

Хасанов считает, что время воспринимается нами интуитивно как
 "... некий единый, вездесущий равномерный поток" который "проявляется в виде чувства равномерного дления и способности оценивать в общепринятых единицах различные интервалы длительности, не прибегая ни к каким материальным измерителям или индикаторам времени... В настоящее время имеются убедительные факты, свидетельствующие о том, что объективное физическое время человек воспринимает не непосредственно, как нечто объективно существующее во внешнем материальном мире и воздействующее на те или иные органы чувств, а опосредованно, через субъективное переживание своего собственного бытия...
Многочисленные эксперименты свидетельствуют о том, что, будучи изолированным от циклических изменений окружающих условий (например, находясь в сурдокамере или глубокой пещере), человек оказывается не в состоянии "воспринимать и оценивать" "равномерно текущее объективное время"... продолжительность его субъективных суток оказывается подверженной  случайным изменениям и имеет тенденцию растягиваться до 48 часов... Таким образом, интуиция времени существует благодаря тому, что в организме человека имеется сложная система колебательных (циклических) процессов, эквивалентных таким периодическим процессам физического мира, как вращение Земли вокруг оси и её обращение вокруг Солнца... "

Здесь автор рассуждает уже не о физическом времени, а об субъективной оценке длительности неизменного состояния воспринимаемого им объекта, при этом он переносит длительность своего восприятия (наблюдения) на сам наблюдаемый им объект.  Поскольку сам объект не изменяется, то следовательно он находится в без длительном состоянии. И естественно, что оценка длительности субъективного состояния каждый раз изменяется в зависимости от состояния субъекта. 

 Далее Хасанов переходит к характеристике физического времени: "Прежде всего, - пишет он, - необходимо еще раз обратить внимание на тот факт, что в объективно-реальной действительности не существуют актуально ни прошедшее, ни будущее время. В ходе всеобщего движения материи (в широком смысле слова), непрерывно изменяясь, материальные тела существуют, а материальные процессы протекают в настоящем времени. При этом происходит лишь непрерывная смена их состояний, т.е. систем их количественных и качественных характеристик".

Однако, позволим себе сделать некоторое уточняющее дополнение к сказанному Хасановым. Изменения состояний, завершаясь, не исчезают бесследно, а сохраняются в их настоящем, в виде шлейфа прожитой объектом эволюционной истории. У субъектов, в отличие от физических объектов, "прошлое" сохраняется не только в виде вещественных изменений их фазовых состояний, но ещё сохраняется и в их когнитивной памяти, формируя в головном мозге модель воспринимаемых ранее событий.
К сожалению, Хасанов не пытается сформулировать собственное определение физического времени, а его "течение" определяет как смену "состояний  объектов и процессов материального мира". И всё же, заметим, что "смена состояний" - это уже и есть "процесс". А "дление" Хасанов определяет как "объективно реальное бытие, наличное пребывание, актуальное существование материального мира, его объектов, процессов и событий ".

Но, пожалуй, процесс "дления" точнее можно было бы охарактеризовать не как "существование", а как <изменение> состояния, поскольку длиться могут только <изменения> состояний объектов, а существование возможно и как без длительное неизменное состояние. Важно заметить: не может быть
м г н о в е н н ы х, без длительных изменений. Все изменения д л я т с я, они начинаются, продолжаются и завершаются, представляя собой п р о ц е с с.

Однако, далее Хасанов уточняет понятие "существования" рассматривая его уже как  процесс, то есть как изменение. Он пишет: "Актуальное существование, пребывание, или дление материального мира - это процесс непрерывных количественно-качественных изменений наполняющих его материальных объектов, в ходе которого возникают новые и исчезают ранее существовавшие материальные объекты и таким образом происходит постоянное обновление, или непрерывное “ становление” , материального мира. Это и есть его временное бытие". От себя заметим, автор действительно "интуитивно" осознаёт "ясность" понятия время и "лёгкость" его практического измерения, но он так и не уяснил до конца его физическую сущность, которая состоит в эволюционной <необратимости> и <нелинейности> <вещественных> изменений всех объектов Вселенной.

И всё же, понятие длительности сформулированное ранее как "объективно реальное бытие" видимо не удовлетворяет Хасанова и он снова возвращается к его уточняющему определению. Он пишет: "Учитывая изложенное, мы можем сказать, что длительность - это непрерывное одномерное множество упорядоченных отношением “раньше (позже), чем” мгновений бытия материальных объектов". То есть, Хасанов пытается уточнить понятие "длительность" не рассматривая её как физический процесс <изменения> физических объектов, а использует математическую аксиоматику для упорядочивания членов одномерного множества.

 Он пишет: "Для измерения времени наилучшим образом подходят равномерные движения. Но если априори неизвестно никакого способа измерения времени, то ни об одном отдельно взятом монотонном движении невозможно сказать, равномерно оно или неравномерно. Равномерные движения можно выделить при помощи критериев равномерности д'Аламбера, которые, однако, позволяют выявлять не абсолютно равномерные, а лишь соравномерные движения.
В материальном мире может существовать неограниченное множество классов соравномерных процессов, каждый из которых в соответствующей области материальной действительности может служить датчиком пригодных для измерения времени равномерных процессов. Классы соравномерных процессов могут формироваться под действием различных причин, каковыми могут быть: подчиненность процессов данного класса тем или иным фундаментальным законам; принадлежность их единой, целостной, высокоинтегрированной материальной системе; наличие ведущего
процесса, задающего ритмику всех процессов данного класса.
Вращения Земли, колебания физических маятников, балансиров часов и другие движения, используемые для измерения физического времени, представляют собой движения закрытых консервативных динамических систем, которые не обмениваются со средой веществом и энергией и в которых сохраняется постоянной механическая энергия. Именно принадлежность этих движений закрытым консервативным динамическим системам обусловливает неизменность параметров движения и объединяет их в один класс соравномерных процессов, условно названный автором классом «инерциально-равномерных» движений. Равномерность (однородность) физического времени обеспечивается подчиненностью закрытых консервативных динамических систем закону' сохранения энергии".

Все эти рассуждения относятся не к анализу сущностной природы физического времени, а исключительно к поиску способов его измерения, предполагая, что оно равномерно. Однако, все равномерные процессы во Вселенной связаны с замкнутыми  консервативными системами, которые не обмениваются веществом и энергией с другими объектами. [[Теорема Нётер выводит закон сохранения энергии из равномерности (однородности) времени, а Хасанов, напротив, объясняет равномерность времени на основании закона сохранения энергии ]]

 Но равномерные процессы консервативных систем надо полагать, составляют ничтожно малую часть от всех объектов Вселенной, которые какой то период своей эволюционной истории не эволюционируют и поэтому являются частным случаем. Большая часть всех объектов Вселенной эволюционирует, то есть , изменяется не равномерно.   
Уяснив способ измерения длительности, Хасанов предлагает, для того чтобы "... сохранить общепринятое словоупотребление и называть временем интервалы длительности, измеренные в секундах, минутах и других общепринятых единицах, то должны под временем понимать измеряемую, или метризованную, длительность". Которую он обозначает как "объективное время "представляющее собой " равномерную длительность""связанную с тем или иным классом соравномерных процессов".
Однако, на равне с объективным временем, Хасанов предлагает ввести философскую категорию времени которая " обозначает атрибутивное свойство материального мира и движущейся материи, заключающееся, во-первых, в непрерывном без-начальном и без-конечном объективно реальном существовании, наличном бытии, актуальном длении материального мира, и, во-вторых, в бренности всех конкретных материальных объектов, процессов и событий". А затем уточняет это философское определение времени: "время – это дление-бренность объектов, процессов и событий, их самопрехождение при вечности бытия материального мира в целом".

Хасанов считает, что "Отождествление обозначаемых одним и тем же словом “время” философской категории и естественнонаучного понятия нередко ведет к весьма серьезным недоразумениям. Так, например, материалистический тезис о несотворимости и неуничтожимости материи и материального мира обычно интерпретируется как безначальность и бесконечность бытия материального мира во времени, причем предполагается, что время измеряется общепринятыми единицами, т.е. секундами, минутами и т.д.

Однако то обстоятельство, что измеряемое общепринятыми единицами физическое время - это всего лишь одна из неограниченного множества исторических форм времени как метризованной длительности, не позволяет интерпретировать материалистический тезис о несотворимости и неуничтожимости материи в плане количественной бесконечности физического времени. В частности, отсутствие класса “инерциально-равномерных” движений и, соответственно, отсутствие общеизвестного физического времени при “начальном”, т.е. предшествующем Великому Взрыву, состоянии Вселенной отнюдь не означает, что при этом не существовал и не длился материальный мир".

Философское время Хасанов определяет как "дление бытия материального мира" то есть оставаясь вечно в неизменном состоянии несмотря на то, что объекты входящие в состав Вселенского мира - бренны, они эволюционируют, то есть, формируются и разрушаются.
Но вечное "дление бытия" материального мира без начала и без конца может быть только: или в состоянии замороженной неизменности или в состоянии динамичного хаоса.
А поскольку наш мир динамично изменяется (имея в виду наблюдаемую часть Вселенной), то надо полагать, что Беспредельный Мир представляет собой бесчисленное множество различных типов Вселенных которые рождаются из элементов разрушившихся Вселенных, затем эволюционируют и в конечной стадии разрушаются пополняя элементами меж Вселенское пространство.

 Таким образом в Беспредельном Мире непрерывно рождается и разрушается бесчисленное множество различных Вселенных и у этого процесса никогда не было начала и у него никогда не будет конца. И только состояние динамического хаоса  Беспредельного Мира может быть без длительным, то есть - вечным.
Учитывая различия между философским определением времени, как длительности бытия, и естественно научным определением времени, как равномерной длительности измеряемой часами, Хасанов предлагает обозначать их разными понятиями.
"В заключение, - пишет он, -  отметим, что во избежание недоразумений было бы желательно иметь разные словесные обозначения для философской категории и естественнонаучного понятия времени. Однако на протяжении всей истории философии и естествознания они обозначались одним и тем же словом “время”, и это слово настолько глубоко вошло в понятийный аппарат философских учений и естественнонаучных теорий, что вряд ли можно ожидать, что в ближайшем будущем удастся изменить словесное обозначение философской категории или естественнонаучного понятия времени. Поэтому на сегодняшний день наиболее оптимальным решением этой задачи, видимо, было бы написание философской категории “Время” с прописной буквы, а естественнонаучного понятия “время” - со строчной".   
---------------------------------------
Мы же предлагаем различать понятия времени, исходя из их сущностных отличий, на естественное - физическое время и искусственное - метрологическое время.
               
                ***

Процесс жизнедеятельности субъектов управляется программой целевых установок (ПЦУ) на ближайший (суточный) период и отдалённую (недельную, месячную и годовую) перспективу, а также мгновенными реакциями на случайно возникающие не предвиденные обстоятельства, представляющие актуальную опасность. Рутинные целевые установки запланированные на текущие сутки, при отсутствии чрезвычайных не предвиденных обстоятельств, реализуются в порядке привычной рефлекторно сложившейся последовательности.
Управление исполнением целевых установок осуществляется центром концентрации внимания (ЦКВ), который, в первую очередь, реагирует на внешние угрозы и, в зависимости от степени опасности, выбирает меру длительности защитной реакции, представляющую скорость реакции.
               
                Оценка субъектом скорости реакции

Длительность - это объективная, но относительная характеристика изменений объектов - d(О), которая воспринимается и фиксируется только субъектами (то есть, только живыми существами) относительно длительности их субъективной защитной реакции на угрожающее воздействие внешних объектов ("что это?") - d(c), которая используется ими как - м е р а - для оценки длительности угрожающего изменения воспринимаемого объекта - d(О)/d(c), а поэтому каждым субъектом она фиксируется не однозначно. Способность оценивать и варьировать субъективную длительность защитной реакции - d(c), является жизненно важной функцией любого живого организма, определяющей его жизнеспособность и адаптивность к динамично меняющимся условиям среды обитания. Соотнося однородные величины d(О)/d(c), субъект рефлекторно оценивает скорость своей защитной реакции на внешнее воздействие, представляющее опасность. Скорость защитной реакции - Vр - это относительная характеристика присущая каждому живому организму, величина которой рефлекторно оценивается им как результат соотношения длительности изменения объекта - d(О), представляющего внешнюю угрозу, с длительностью защитной реакции субъекта - d(c), выбранной им в качестве м е р ы .
               
                Vр = d(О)/d(c)               

Если d(О)/d(c)>1, то скорость защитной реакции -Vр оценивается субъектом как достаточная для уклонения от опасности внешней угрозы - d(c) < d(О). А если d(О)/d(c)<1, то скорость защитной реакции -Vр оценивается как не достаточная для уклонения от опасности - d(c) > d(О) и для того чтобы её избежать, субъект должен будет увеличить скорость своей защитной реакции, то есть, сократить длительность своей защитной реакции - d(c), в противном случае он может погибнуть.
ПЦУ формируется на перспективу по длительности: а). многолетняя перспектива;
б). годовая перспектива; в). месячная перспектива; г). недельная перспектива;
д). суточная перспектива; ж). актуальное настоящее.

При этом каждый последующий этап входит в предыдущий как его составная часть. С возрастом, по мере реализации многолетних целей у ПС наступает новый этап - синдром конечной остановки, когда ПЦУ сокращаются до актуального настоящего при этом исчезает долгосрочная перспектива и осмысленность существования, которая ограничивается только актуальными,  физиологическими реакциями, главным образом на внутренние ощущения собственного неблагополучия.

                Прошлое, настоящее и будущее

В процессе эволюции все физические объекты находятся в своём поэтапно изменяющемся <настоящем> времени.

 F(1)==>F(2)==>F(3)==> - - - - ==>F( i )==> - - - - ==>F(n)

При этом <настоящее> это этап изменения фазового состояния [F( i )==>F( i + 1)] , в котором начало этапа - фазовое состояние F( i ) представляет весь шлейф их прошедшей эволюционной истории физического объекта.

 F(1)==>F(2)==>F(3)==> - - - - ==>F( i - 1 )==>

Но когда заканчивается этап <настоящего>, то представлять весь шлейф эволюционной истории объекта будет уже фазовое состояние  F( i + 1), которое, продолжая изменяться, станет началом следующего этапа <настоящего>. Фазовое состояние объекта, изменяясь, изменяет весь шлейф своей эволюционной истории и таким образом, в процессе эволюции, происходит стирание (забвение) этапов прошлого. При этом, каждое изменение фазового состояния это вещественное изменение всех этапов прошлого.
Таким образом, несмотря на постепенное стирание прошлого, оно, тем не менее, не исчезает бесследно, а содержится в <настоящем> каждого физического объекта в виде следов вещественных изменений. 
Однако, у ПС - ов, в отличие от физических объектов, <прошлое>, как эволюционная история, сохраняется не только в виде вещественных следов в их настоящем, как и у всех  физических объектов, но ещё и в виде познаний сохраняемых в их когнитивной памяти.
 
В процессе эволюции, каждое последующее состояние объекта F( i + 1), как его ближайшее <будущее>, предопределяется его <настоящем> F( i )==>,   представляющим собой результат внешних воздействий на всю его <прошедшую> эволюционную историю. Следовательно, настоящее каждого физического объекта - это всё его прошлое, которое потенциально предопределяет его будущее.
Длительность изменений физических объектов d(i) непосредственно ими не фиксируется, но она фиксируется ими опосредованно в виде вещественных изменений их фазовых состояний F( i ).

 Длительность процесса  изменения фазового состояния объекта F( i )==>F( i + 1)  представляет собой длительность его <настоящего>, а когда изменения фазового состояния объекта завершаются, образуя вещественный след в объекте, то этот след сохраняется в <настоящем> как фиксированный этап эволюционного прошлого этого объекта.

Только настоящее воспринимается субъектом как <длящееся> изменение, а прошлое и будущее <без длительны>, поскольку они не изменяются и воспринимаются или как уже состоявшиеся  - это их прошлое или только как возможные - это их будущее.
Физические объекты, в отличие от субъектов, длительность своих эволюционных изменений фиксируют не мерой субъективной длительности, а сменяющими друг друга этапами вещественных фазовых состояний F(i), которые и составляют их эволюционную длительность.
                Забывание прошлого
 Однако, у ПС - ов, в отличие от физических объектов, эволюционная история сохраняется не только в виде вещественных следов в их настоящем, как и у всех  физических объектов, но и в виде сохраняющегося опыта и познаний сохраняемых в когнитивной памяти.
Процесс забывания прошлого происходит и у субъектов, когда разрываются ассоциативные связи между элементами содержащимися в когнитивной памяти и уже не могут быть обнаружены поисковой системой, или когда при деградации элементы уже полностью  разрушаются.