Простой человек

Иван Цуприков
Знакомьтесь – Виталий Дмитриевич Гилев, ветеран: трудовой стаж работы в «Газпром трансгаз Югорске» 28 лет. Ушел на пенсию в 2014 году, будучи машинистом технологических компрессоров 8 разряда. Человек, которого знают и уважают люди разных профессий, от рабочего, до руководителя не только нашего предприятия, а и других, работавших когда-то с Гилевым вместе.

Виталий Дмитриевич родился в г. Первоуральске Свердловской области. После школы и учебы в ДОСААФ, получив категории водителя «В» и «С», был призван в армию. Говорит, что ему и там повезло, освоил еще одну водительскую категорию – «Е», позволявшую ему водить машину с прицепами.

Повезло ему и дальше. Работая в родном городе водителем, познакомился «с самой лучшей девушкой в мире» Лидой. В течение нескольких лет молодая семья пополнилась сыном Владимиром и дочкой Ольгой.

Их родственник, работавший в поселке Ванъеган (позже переименованный в Унъеган), пригласил Виталия к себе в гости в Ханты-Мансийский округ. Он не отказался. Представившуюся возможность хорошо зарабатывать в леспромхозе водителем КрАЗа, и получить квартиру в бараке, заинтересовала молодую семью, и они переехали жить сюда.

«Работал по 12 часов, перевозил лес, – вспоминал Виталий Гилев. – Барак, в котором мы жили, директор леспромхоза называл «шести подъездным домом». Мы, в ответ, конечно, смеялись: на самом деле это были три «двухподъездных» тамбура с шестью полуторакомнатными  квартирами. Вместо газовой плиты, дровяная печь, душевую с ванной, заменял тазик, туалет общий, на улице.

Невдалеке от поселка строилась компрессорная станция (КС), ее работникам выделялись благоустроенные квартиры, места в детском саду. Решил попробовать устроиться работать туда.   

В обед, отцепил прицеп от КрАЗа, доехал до конторы КС, зашел к начальнику Коровину с просьбой принять меня на работу. А тот говорит, что у них договор с леспромхозом: не переманивать к себе их специалистов и рабочих.

Я вернулся назад, уговорил директора леспромхоза подписать мое заявление об увольнении, и устроился работать в линейное производственное управление слесарем по ремонту технологического оборудования 3 разряда.

В цехе с импортным оборудованием шла пуско-наладка оборудования, – продолжает рассказывать Виталий. – Начальником цеха был Олег Валентинович Желобанов, сменным инженером – Александр Жданков. Это квалифицированные специалисты, а мы, рабочие, в числе которых были и выпускники Семилукского профтехучилища и Жирновского техникума, готовивших ребят по специальностям машинистов технологических компрессоров, слесарей технологических установок и контрольно-измерительных приборов. Мы гордились, что участвуем в стройке века и будем эксплуатировать магистральные газопроводы, по которым из Ямбурга и Уренгоя пойдет газ.

 В компрессорном цехе №1, строящемся на магистральном газопроводе «Уренгой – Ужгород», устанавливались 25 мегаваттные газоперекачивающие агрегаты фирмы «Джон Браун». Здесь все оборудование было импортным. На пуско-наладку его, приезжали специалисты из-за границы. С одним из них, Хуммелем – немцем, я разбирал запорную арматуру, проверяли состояние ее механизмов, уплотнений, и заново собирали. Он, для этих работ, привез свои инструменты.

Собирая первый кран, я взялся за затягивание болтов с гайками. Вставил в ключ трубу для усиления нажатия, и приступил к работе. Увидев это, немец кричит: «Найн, найн. Рашин, медведь, найн!» Оказалось, что нужно затягивать их с помощью не обычного, а динамометрического ключа, указывающего с каким усилием нужно проводить закрутку резьбового соединения, чтобы не пережать или не дожать закрепление деталей. Все эти данные указывались в техпаспорте».

После, вводились в эксплуатацию новые компрессорные цеха, и Виталия направляли, как опытного специалиста, на пуско-наладку в них оборудования.

С новыми веяниями во внутренней политике страны – СССР, на производственных предприятиях бригады стали работать на хозяйственном подряде. Такой подход вносил важные перемены в саму суть зарабатывания премий. Теперь они выплачивались не чисто за перевыполнения плановых заданий, а за счет повышения рентабельности производства: экономия ресурсов, снижение затрат, недопущение аварийных ситуаций, выполнение плановых заданий.

«Меня выбрали бригадиром. С одной стороны было приятно, что имел авторитет в своем коллективе, а с другой стороны и – волнительно, так как в моем подчинении стали и сменные инженеры, и рабочие разных специальностей – машинисты технологических компрессоров, слесари по контрольно-измерительным приборам, по тепло¬- и водоснабжению, электрики, – вспоминает Виталий Дмитриевич. – Единственное, что успокаивало, мы оставались под патронажем начальника цеха и его заместителя – инженера по ремонту. Эта взаимосвязь и расставляла все точки над «и»: процессом эксплуатации оборудования компрессорного цеха, его ремонте, привлечение к этому не только необходимых материальных ресурсов, но и специалистов подрядных организаций.

Это равновесие в ответственности, снимало «головную боль» и у начальника цеха – в его необходимости постоянно присутствовать на проведении всех работ по обслуживанию и ремонту оборудования. А вот у нас – рабочих, при этом, «головная боль» возросла. Мы находились под пристальным вниманием инженеров по охране труда, промышленной и пожарной безопасности, отдела труда и заработной платы ¬– замерявших время, затраченное на проведение работ, по соблюдению нормативов, и т.д.

До смешного доходило. Перерыв, пьем чай, что-то обсуждаем. Сменный инженер Сергей Шалимов, поднимается и куда-то уходит. Кто-то из ребят посмотрел в окно, а там такая картина. На промплощадку наших цехов грузовики завозят гравий. Он необходим для благоустройства промышленных площадок – засыпки заболоченного грунта, чтобы потом произвести на него укладку железобетонных плит. А то мы на работу ходили в лучшем случае – в сапогах, а как обычно – в болотниках.

Так вот, на одной из этих куч, стоит наш сменный инженер и лопатой разбрасывает гравий. Спрашиваю у него: «Сережа, что ты делаешь?» А он: «КТУ (коэффициент трудового участия) зарабатываю!» И, смейся – не смейся, а его рвение понятно: премиальные не насчитываются за то, что ходишь на работу и выполняешь свои обязанности, а за то, что ты сверх плановых заданий, делаешь какую-то другую полезную для бригады работу».

Следующая проблема была связана с тем, что машинистами, наравне с мужчинами, работали женщины, на которых возлагались те же обязанности.

«Помнится как в декабре, в ночную смену, после вьюги, несмотря на 30-ти градусный мороз, машинисту технологических компрессоров Ирине Яцишенко, нужно было выдвигаться на узел подключения, чтобы произвести осмотр запорной арматуры, как основной, так и байпасной, – рассказывает Виталий Дмитриевич. – Если на запорной арматуре происходит какой-то сбой, то нужно в срочном порядке передать об этом в цех по телефону, и принять меры, по недопущению аварийной ситуации.

И вот, Ирина стоит перед нами, крохотная, лыжи охотничьи, на которых ей предстоит пройти 700 метров до узла, не только выше ее ростом, а и шире ее плеч.

И спрашивает: «А как я туда пойду?» По дорожке, говорим ей, она натоптана. Лыжи одеваешь и вперед. Умеешь на них ходить? Да. А мужики прикалываются: там волки пришли, медведь проснулся.

 А куда деваться. Надо же обход запорной арматуры сделать, внести записи о состоянии ее в журнал...

Ирина ушла. Час проходит после этого, полтора – начинаем волноваться, не замерзла ли. Зазвонил зуммер, она сообщает, что пришла на узел подключения. Через полчаса сообщает, что все замеры и проверку кранов провела, все нормально, и выходит обратно. Теперь эти 700 метров она прошла на пятнадцать минут быстрее. Вся в снегу, счастливая, что не побоялась мороза и волков с медведем.

Ох, сколько нервотрепки нам доставляли такие работницы. Хорошо, что в 90-х годах вышел Указ президента о том, чтобы не допускать женщин к тяжелому труду».
Виталий Дмитриевич, рассказывая о своей работе в Таежном ЛПУМГ, вспомнил один из произошедших случаев, рассказывающий об опасности производства: «Это было зимой в тридцати градусный мороз, когда мы встречали идущий по газопроводу из соседней компрессорной станции поршень. Его встретили, перегрузили в камеру приема и запуска. Открыли крышку приемника, вытащили поршень.

Не помню по фамилии, кто в том периоде (1984 год) был у нас начальником газокомпрессорной службы, а только то, что он присутствовал на этих работах. Когда мы вытащили поршень, начальник зашел в эту камеру, все осмотрел. А мы, рабочие, сидим в кунге дежурного автомобиля, греемся. Тогда еще не было таких жестких требований, как сегодня, чтобы на газотрассе все ходили в спецодежде, в касках. Исходя из этого, начальник газокомпрессорной службы пришел к нам в дубленке, в пыжиковой шапке. Заходит к нам в «дежурку», решил закурить. Включает зажигалку, подносит ее к папироске, а шапка его, видно, пропитавшись конденсатом, от которой в тот момент пошло его испарение, в одно мгновение вспыхнула, и сгорела. К счастью – он этого не пострадал, а для нас всех, этот момент стал хорошим уроком: как говорится в народной мудрости: «Все инструкции по технике безопасности написаны кровью».

И после этого, когда руководство говорило о соблюдении требований охраны труда, мы сразу же вспоминали тот случай».

«Приятно отметить и то, что наше ЛПУМГ давало, желающим расти в профессиональном плане, крылья, – продолжает вспоминать Виталий Дмитриевич Гилев. – Вот, к примеру, начальника нашего цеха  Александра Васильевича Вариводу назначили начальником двух объединенных соседних цехов №1 и №4. Конечно, после этого потужили немножко, привыкли к его стилю работы, к требованиям. Начальником нашего цеха назначили инженера по ремонту Андрея Валентиновича Хороших, а его заместителем – Валерия Михайловича Луганского. Люди, работавшие с нами, в должностях сменными инженерами. Грамотные, спокойные, умеющие, без нервотрепки объяснить нам принцип работы того или иного оборудования, технические требования к нему. Следили за тем, как мы обслуживаем его, если, что не так, подсказывали. С ними было легко работать и интересно.

Потом Андрей Валентинович Хороший был назначен начальником газокомпрессорной службы (ГКС), далее – главным инженером, начальником Таежного ЛПУМГ, а позже, он стал заместителем генерального директора «Газпром трансгаз Югорска» по эксплуатации газопроводов и через некоторое время ушел на повышение в «Газпром».
Александр Васильевич Варивода прошел ступени начальника газокомпрессорной службы, главного инженера, и потом долгое время был начальником нашего ЛПУМГ.

Валерий Михайлович Луганский у нас в цехе тоже долго не задержался, стал начальником ГКС. Потом он продолжил свою работу главным инженером в Уральском ЛПУМГ.

По тем же ступеням роста прошел Юрий Иванович Попов, от машиниста технологических компрессоров третьего разряда, до главного инженера Таежного ЛПУМГ. Потом он стал начальником Лялинского ЛПУМГ, а после объединения его с Нижнетуринским ЛПУМГ, возглавил Югорское Управление аварийно-восстановительных работ. 

Наш сменный инженер Виктор Викторович Седов, сейчас работает в одном из департаментов ПАО «Газпром».

И что не менее важно, мы все были энтузиастами не только на своих рабочих местах. Наша идея, построить в поселке спортивный зал, тут же приобрела крылья. Руководство ЛПУМГ выписало все необходимые для этого строительные материалы, дало технику, и мы своими силами построили ангар, произвели его отделку. И жить стало веселее: тренировались, проводили собственную спартакиаду по различным видам, устраивали соревнования, спартакиады внутри поселка, и защищали честь нашего филиала на спортплощадках нашего газотранспортного Общества, становясь не только призерами, а и победителями».

В конце 80-х годов на предприятии «Тюментрансгаза», а ныне переименованного в «Газпром трансгаз Югорск», был создан Совет трудовых коллективов, в задачи которого входили вопросы, касающиеся – соблюдения охраны труда и промышленной безопасности на рабочих местах; создания хороших социальных условий для трудящихся. Председателем его стал Владимир Александрович Барулев, машинист технологических компрессоров, начавший свой трудовой путь в «Газпром трансгаз Югорске» в 1967 году. За трудовые успехи награжден несколькими орденами, был депутатом окружной Думы.

«Когда он выступал перед нами, – вспоминает Гилев, – он читал доклады, не написанные кем-то, а приготовленные им самим: вдумчивые, с аналитикой состояния предприятия, как в производственном плане, так и в социальном. А проблемных вопросов в то время было много. Они касались и не своевременно выдаваемой нам зарплаты, количества путевок в здравницы, строительства благоустроенного жилья в поселках, детских садов, и так далее.

В 1988 году в Таежном ЛПУМГ было создано отделение Совета трудовых коллективов. Его председателем выбрали меня. И я взялся за работу. Поддержка постоянно ощущалась не только от моих коллег – рабочих, но и от управления филиала.    
Мы занимались всеми вопросами. К примеру, машинист работает в дневной смене с 8 утра, до 20:00, а покушать в производственной столовой может только в обед. И мы попросили администрацию ЛПУМГ, сделать так, чтобы столовая открывалась в 7 утра, а закрывалась в 19:00. Причина в этом одна. Большая часть молодых работников были холостыми, жили в общежитии. А в это время продуктовые магазины в поселке, уже не работали, и люди оставались голодными. И руководство нашу просьбу поддержало.

За несоблюдение требований охраны труда, прогулов, пьянства, мы тоже строго наказывали виновных, независимо это рабочий, инженер или начальник.

Но со временем стали понимать, что в своей работе мы поднимали проблемы, которыми занималась профсоюзная организация, и продуктивнее, чем мы – Совет трудовых коллективов. Первая причина, у нас не было денежных средств. К примеру, чтобы решить какие-то социальные вопросы, касающиеся закупки для бытовых помещений электрических чайников, радиоприемников, сушильного оборудования, мы шли в администрацию ЛПУМГ. Администрация, для этого обращалась в профсоюз, и те приобретали нам все необходимое.

И это понятно, у производства была одна статья расходов, а у профсоюза другая, касающаяся социальных вопросов. И поэтому наша организация – Совет трудового коллектива, сама себя изжила. Между профсоюзом и администрацией предприятия не должно быть прослойки».

В 1995 году Виталий Дмитриевич Гилев перешел работать в Комсомольское ЛПУМГ на ГКС-20.

«Мне предложили работать в компрессорном цехе с газоперекачивающими агрегатами ГТК-10-4, которые я уже знал. Но, хотелось освоить новые агрегаты,  это для меня был своеобразный рост в профессии. Выше категории 5 разряда у слесарей технологических установок, нет. И поэтому стал осваивать цех с турбоагрегатами ГТН-25, изготовленными Невским заводом им. В.И. Ленина.

История этих ГПА была интересной. Как рассказывали их разработчики, она началась с задумки увеличить поставки добываемого газа за счет увеличения диаметра труб – 2000 мм. Под них нужно был изготовить более мощные машины с расчетом на 60 мегаватт. Но эта идея для того периода потребовала бы огромных затрат, которые могли и не окупиться, поэтому было решено снизить нагрузку этих ГПА до 25 мегаватт. Но и они оказались не рентабельными.

Позже, на ГКС-20 начали строиться новые цеха – КЦ №9-10 с газоперекачивающими агрегатами ГПУ-16. В том периоде, не хватало машинистов технологических компрессоров, и я решился попробовать себя в этой профессии и начал свой путь становления с 4 разряда. Принимал участие в пуско-наладке оборудования и в дальнейшей его эксплуатации. Основная часть коллектива формировалась из профессионалов, работавших до этого на других цехах. Знание оборудование и позволило мне получить 8 разряд».

8 разряд у машиниста ТК самый высокий: победители профессиональных конкурсов на предприятии в качестве награды на несколько лет присуждается 7 разряд, в отраслевых соревнованиях – и выше.

Будучи в командировке в Таежном ЛПУМГ, его главный инженер Виталий Владимирович Лунин, рассказывал о своем наставнике слесаре технологических установок Виталии Дмитриевиче Гилеве: «Это слесарь от Бога. Я видел, как он работал, как подходил к этому. Залюбуешься. Разбирая любой агрегат, у каждой снятой им детали есть свое место, как и у инструмента, кругом чистота. Он к своей работе относится очень ответственно. Даже анекдоты ходили про него. Вот один из них. Идет пуско-наладка импортного цеха. Немец, сидит на кранбалке, уронил болт. Наш слесарь, находившийся с ним рядом, протягивает нему жменю таких же болтов. А тот в ответ, машет головой: нет. Спускается вниз, находит этот болт и, вернувшись назад, вкручивает его, говоря, что порядок должен быть во всем. И Гилева, можно назвать тем же немцем, который спустился и взял упавший болт. Такой у него стиль работы».

Вспомнились мои газетные материалы о Комсомольском ЛПУМГ, касающиеся строительства новых компрессорных цехов. В нескольких из них рассказывалось о Виталии Дмитриевиче как рационализаторе, наставнике, и новой, зарождающейся династии Гилевых: его сын Владимир, работал рядом с ним. Сегодня он инженер по метрологии в службе автоматизации и метрологического обеспечения. «Внук пойдет по их стопам?» – Поинтересовался об этом у Виталия Дмитриевича, но тот решил не заострять на этом вопросе внимания. Мол, еще неизвестно, какой выбор сделает Алексей, после окончания учебы в вузе. А вот то, что ему удалось работать вместе с сыном и внуком генерального директора Общества Григория Николаевича Полякова, вкратце рассказал.

«Буквально перед выходом на пенсию, позвонил мне начальник цеха и говорит, что сейчас зайдет ко мне, студент, приехавший на стажировку. Он хочет, чтобы я стал его наставником. Ну, хочет, так и прекрасно, я даже сначала и не придал значения словам начальника цеха. И вот заходит к нам на щит молодой парнишка и говорит: «Здравствуйте, Виталий Дмитриевич». Я спрашиваю, откуда он знает мое имя и отчество. А он: «Мой папа много рассказывал о вас. Он попросил передать вам от него привет и посоветовал, что бы вы стали моим наставником». «А кто твой папа?» – Спрашиваю у него. А он: «Николай Григорьевич Поляков».

То есть пришел ко мне внук нашего бывшего генерального директора предприятия «Газпром трансгаз Югорска» Григория Николаевича Полякова. С его сыном, Николаем, я познакомился в 1995 году на сдаче экзаменов по охране труда, когда устраивался на работу в Комсомольское ЛПУМГ. 

 После этого мы работали с Николаем машинистами в компрессорном цехе №9, через некоторое время Николай Григорьевич был переведен на должность сменного инженера в компрессорные цеха №7-8. И сегодня внук Григория Николаевича Григорий Николаевич продолжает работать в Комсомольском ЛПУМГ. Вот это уже настоящая преемственность поколений.

И обо мне прошу вас, не нужно писать, я не такой значимый, как другие, заслуживающие об этом. А я – простой человек, как тысячи других».

И поддержать его фразу захотелось несколькими восклицательными знаками. Простой человек, прошедший хорошую производственную школу, будучи не только высоким профессионалом в своем деле, бригадиром, наставником, председателем совета трудового коллектива. Человеком, которого уважают его коллеги, и чтят в своей памяти.