Духовность-основа государственности

Александр Гусев 5
Если рассматривать историю России с точки зрения не «если бы да кабы», желая определить, что является основанием её поступательного развития, то хорошо бы понять суть её политических «душеприказчиков». Этих исполнителей завещанного Богом и историей. Например, с точки зрения морали.

Когда-то Лотман говорил о христианской морали, как о потенциальной возможности самореализации, всегда лишь параллельной глубинным основам жизни, о том, что «осуществляется она через неосуществление». Вот и мчится гоголевская тройка, выделывая кренделя и загогулины всего лишь «вдохновенная богом» и никакого устойчивого равновесия в этом упоительном движении быть не может. Я о том безрассудстве, свойственном русской натуре и находящем удовлетворение именно в «самоупоении». Но зачем задирать нос и крутить головой, когда сам стоишь на месте?

Для русской души вера как духовный принцип существования никогда не была моральной основой официального порядка и справедливости. Она всегда располагалась глубже, каким-то нелогичным особняком даже от «церковного вероятия и вероподобия». И что интересно вы знаете, в русской литературе есть колоссальный пример,
 это вся чеховская драматургия. Конфликт долга с опустошающей душу духовной несостоятельностью и есть непреодолимость того пространства, в котором мы находимся и о котором я пытаюсь говорить. Его сутью является противоречие между духовной верой в справедливость и государственностью, в существе которого кроме лукавства и чиновничьего снобизма ничего нет.   

Поэтому ставший традиционным со времён царя Петра результат скачкообразных изменений в развитии, приносит вместе с «индустриализацией» и милитаризацией страны как правило сопутствующее разрушение социального опыта и культурных традиций, духовное растление. Это ничто иное как пиррова победа человека над самим собой, рождающая ощущение своей духовной неполноценности и актуальности проблем никак без моральной основы не решаемых. Она, эта основа должна быть прежде всего основополагающим принципом государственного устройства. Чиновник «пролезший» по блату на высокую должность, никак не должен там находиться.

  Истинный смыл Веры заключён в признании духовного главным приоритетом государственности почти как у реформатора Никона. Ибо приоритет нравственного закона в своей непреклонности и простоте выше любой власти. Если мне зададут вопрос о воспитательном средстве типа того, как воспитать совесть, это душевное созвучие с Богом? Я бы ответил, что с малых лет, личным нравственным примером и на всех уровнях государственности. К тому же для всех без исключения существует главный воспитатель, это закон и строгое его исполнение, которое невозможно без духовно осмысленного существования. Эта мысль сидит во мне всю мою сознательную жизнь.

Эта тема крайне необходима для нашего развития. Понимаю, что в таком малом по объёму эссе трудно даже толком войти в тему. Но мне почему-то захотелось два слова сказать по этому поводу обращаясь к каждому из нас: не превращайте духовное в метафорическое словоблудие. Стадное сознание, находясь во власти рукотворной судьбы не предчувствует «судьбоносных» изменений. Говорить правду себе труднее церковной исповеди. Это совершенно иной уровень культуры.