Демократии могут просуществовать только 200 -250 л

Анатолий Клепов
Я часто задумывался почему внезапно развалился СССР. Страна имела одну из самых мощных армий мира, МВД, КГБ, коммунистическая партия насчитывала более 20.000.000 человек и это не спасло от разрушения одной из самых могущественных стран мира. Хотел в своем небольшом обзоре предложить версию разрушения стран  двумя историками.

Историк  XVIII века Александр Титлер и генерал - историк Сэр Джон Бэгот Глабб. Он был известен как генерал, проведший 36 лет среди арабов и ставший их самым решительным лидером. Они дали ему имена «Второй Лаврентий Аравийский» или «Некоронованный король Иордании».

Титлер утверждал, что демократии всегда следуют предсказуемому образцу и обречены закончиться рабством…  Его прозорливость поразительна. В XXI веке - веке информационном это может закончится информационным рабством. Более страшным чем известное рабство со времен Спартака. Спартак хотя бы мечтал о Свободе. Информационный раб перестает мечтать о Свободе. Он считает, что он свободен и живет в самой свободной стране за все существование цивилизации.

Титлер был шотландским судьей, писателем и профессором всеобщей истории, а также греческих и римских древностей в Эдинбургском университете.

Изучив десятки цивилизаций, он заметил некоторые интригующие закономерности…

Он считал, что демократии естественным образом эволюционировали от первоначальной добродетели к окончательной коррупции и упадку.

В древней Греции, например, он утверждал, что «патриотический дух и любовь к гениальной свободе... постепенно развращались по мере того, как нация набирала силу и величие».

Чистая демократия была «химерой» или «утопической теорией» — она никогда не существовала и никогда не могла существовать, потому что демократия полагалась на добродетель своих граждан, чтобы функционировать должным образом.

По сути, без идеального гражданства демократия превращается в худшую форму правления.

У республик также была эта проблема, и люди, разочаровавшиеся в представлении о хорошо функционирующей республике, представляли себе «республику не людей, а ангелов».

Все правительства, по мнению Титлера, фактически функционировали либо как монархии, либо как олигархии, независимо от того, как были избраны их лидеры.

Когда лидер установлен, люди должны подчиняться. Демократии и республики ничем не отличаются.

Избиратели в демократических странах всегда находились под влиянием «низчайшей коррупции и взяточничества», но как только лидеры оказались у власти, эти лидеры больше не действовали в интересах народа.

Народ должен был подчиниться их власти, «как если бы они находились под властью монарха».

Титлер также заметил некоторые поразительные сходства в том, как заканчиваются демократии.

Демократии всегда терпят крах одним и тем же образом – плохой денежно-кредитной политикой.

Титлер пишет:

«Большинство всегда голосует за кандидатов, обещающих наибольшие выгоды из государственной казны, в результате чего демократия всегда рушится из-за мягкой финансовой политики, за которой всегда следует диктатура»

Время от  демократии к диктатуре кажется большим скачком, но Титлер изложил шаги, которым всегда следуют эти цивилизации: это «цикл Титлера», и он длится около 200 лет.

Цивилизации разбиты на ряд стадий, каждая из которых неизбежно ведет к следующей стадии.

Этапы следующие:

«От рабства к духовной вере; духовная вера до великого мужества; смелость к свободе; свобода к изобилию; изобилие к эгоизму; эгоизм до самодовольства; самоуспокоенность до апатии; апатия к зависимости; зависимость снова в рабство»

Первоначально культуры начинаются в рабстве у более высоких культур –  колониальное прошлое Америки или Китая.

Но после смелой революции свобода достигнута. А благодаря свободе достигается великое изобилие — цивилизация становится богатой и могущественной.

Однако за углом скрываются эгоизм и самодовольство. Здесь начинается спад.

Титлер утверждает, что именно богатство нации ослабляет ее народ:

«Это закон природы, из которого ни один опыт никогда не представлял исключения: растущее величие и богатство нации должно уравновешиваться упадком ее героических добродетелей».

Отсутствие добродетели внутри нации приводит к ее атомизации. Апатия по отношению к ближнему – и системе в целом – является обычным явлением. Тогда тиранам разрешается захватить контроль.

Что в конечном итоге возвращает нацию на стадию рабства.

Цикл Тайтера указывает на неизбежность превращения демократий в тиранию, на что указывали и другие мыслители, такие как Аристотель.

Сэр Джон Бэгот Глабб написал небольшой трактат под названием «  Судьба империй и поиски выживания». Он описывает черты любой восходящей цивилизации: чувство долга и служения обществу, практичный и экспериментальный подход, который рассматривает действия как решение каждой проблемы, сильный торговый класс и, что иногда печально, стремление к завоеваниям.

Он  предпринял историческое исследование жизненного цикла империй, охватывающее 3000-летнюю зафиксированную историю человечества, от Ассирии и Персии до Британской империи. Глабб отмечает, что все империи существуют как империи около 250 лет, что соответствует 10 человеческим поколениям.

В книге признается, что у большинства империй нет четко определенных дат начала и/или окончания. Тем не менее, существует разумная степень консенсуса экспертов относительно того, когда нация достигает статуса империи, а когда такая империя терпит неудачу или падает, возвращаясь к нации или попадая под контроль новой империи.

Глабб заметил, что все империи проходят шесть стадий существования.

Эпоха пионеров (взрыв): быстрое развитие нации, часто незначительного статуса, для победы над соперниками и превращения в империю. Пионеры обычно руководствуются либо жадностью, либо восхищением существующей империей.

Эпоха завоеваний: сюда входит коммерческая экспансия и доминирование, а также военная мощь и доминирование.

Эпоха коммерции: «Слава и почет» Эпохи завоеваний постепенно сменяется желанием зарабатывать деньги и прибыль.

Эпоха изобилия: по мере того, как в империю притекает богатство, коммерческие классы становятся чрезвычайно богатыми. В этот период процветает искусство, роскошь и архитектура. Империя переходит от милитаристского стремления к славе и защите своего богатства, роскоши и привилегий. Завоевание становится аморальным, нецивилизованным актом, а пацифизм достигает морального превосходства.

Эпоха интеллекта: богатые покровители финансируют колледжи и университеты, стимулируя стремление к знаниям. Интересно, что автор предоставляет множество свидетельств этого периода интеллектуального развития на протяжении 3000 лет истории.

Эпоха упадка: последний период империй, характеризующийся оборонительной позицией, пессимизмом, материализмом и легкомыслием. Империя испытывает значительный приток эмигрантов  и переходит к государству всеобщего благосостояния. Религиозные институты существенно ослаблены. В конце концов, империя скатывается к эгоизму и утрате чувства долга. Империи в конечном итоге терпят неудачу из-за разнообразного спектра, в основном внешних причин и сил, в результате внутреннего распада империи, разрушающего ее способность противостоять таким внешним силам.

Сэр Глабб наполнил эту книгу множеством прямых ссылок на многие империи, как древние, так и современные. Он  помогает читателю связать взлет и падение исторических империй с нашими современными империями, включая Британию (1700–1950 годы) и США (1776–1950 годы).

Он также обрисовывает в общих чертах аспекты происхождения, в том числе легкомыслие, упадок, любовь к деньгам вместо долга, чрезмерное почтение к знаменитостям, опору на ум без бескорыстия и самоотверженности и, что удивительно, возвышение «интеллекта» над действием.

Глабб также говорит, что мы не можем остановить взлет и падение цивилизаций, как и смену времен года. Действительно, все, что мы можем сделать, это «выдержать ситуацию», поняв ее, смягчив ее крайности и, что самое важное, увидеть долгосрочную и широкую перспективу.

Взлет и падение Рима, Британии и СССР, стремительный экономический и технологический  подъем Китая и будущие события — все это части одной длинной и связанной человеческой истории. Можно рассматривать многочисленные и разнообразные цивилизации как реле, влияющее одна на другую в длинной цепи передачи человеческого роста, даже с возможностью с течением времени стремиться к утонченности и совершенству.

Такая дальновидная перспектива не только полезна, но и может способствовать принятию политических решений. Если США и Запад находятся в упадке, «Сделать Америку великой» не получится. Это не означает, что Запад должен смириться и позволить Китаю  обрушиться на Париж и Вашингтон, но это означает, что упадком необходимо управлять, живя без иллюзий – или безумных попыток добиться былой славы.

Это также может помочь новым конкурентам научиться вести себя более разумно. Если Китай будет смотреть на ситуацию с такой долгосрочной точки зрения, он не будет усугублять упадок Запада, например, вызывая стыд за слабеющую цивилизацию. Китайцы также могут изучить «подъем» и избежать эксцессов, которые продемонстрировали другие страны, например, Германия в прошлом веке. Растущая цивилизация может означать большое влияние, но не обязательно завоевание.

Исторические точки зрения Титлера и  Глабба не  очень популярны  в сегодняшнюю эпоху беспорядочной инклюзивности, где нет ни взлетов, ни падений, а есть лишь иллюзия огромного и несколько бессмысленного состояния равенства – или отчаянное стремление к нему.

Однако эти циклы происходят независимо от того, отрицаем мы их или нет. Вместо того, чтобы некоторые культуры действовали как восходящие хищные волки, а другие уходят в упадок овец, дремлющих на опиуме потребительства, мы, возможно, сможем очеловечить все это с помощью  глаббианского и титлерского понимания истории.

Они  убедительно доказывает, что мы все взаимосвязаны во времени и пространстве, и мы можем понять, что все наши культуры являются частью более долгой и широкой связи между цивилизациями. Истинная история  должна быть историей человечества.

Архитектура страны прекрасно характеризует к чему в политическом плане стремится та или иная нация. Император России Николай I колебался между восстановлением Зимнего дворца в прежнем виде и строительством нового здания. Ему было известно и о принятом годом ранее проекте нового Вестминстерского дворца, который горел в 1834 году. Николай I назвал эту архитектуру  «мечтой в камне».

Немецкий архитектор Вильгельм Штир в 1838 году подготовил новый проект Зимнего дворца. Чертежи хранятся в Архитектурном музее Технического университета в Берлине.  Но Николай I не решился на этот проект. Хотя очень симпатизировал ему. В этом стиле была построена его летняя резиденция в Петергофе – дворец Коттэдж в усадьбе Александрия. Английская неоготика была и прообразом павильона Арсенал в Царском Селе, где хранилась коллекция оружия Николая Павловича. Но не мог Николай I восстанавливая Зимний Дворец так наглядно показать всей  России, что он ориентируется как и его отец Александр I на Англию, которая привела его к власти. 

Резиденция Президентов США «Белый дом»  была построена между 1792 и 1800 годами в неоклассическом стиле. Его архитектором стал американец - протестант  ирландского происхождения Джеймс Хобан, выигравший конкурс на проектирование новой президентской резиденции. Почему для президентской резиденции понадобился стиль неоклассицизма?

Отцы-основатели  США были вдохновлены греко-римскими политическими идеями о Свободе, и Джефферсон даже выбрал название «Капитолий» в связи с храмом Юпитера Капитолийского в Древнем Риме.

Вы когда нибудь задумывались почему Памятник Первому Президенту США Вашингтону был воздвигнут по мотивам древнеегипетской архитектуре? В XIX веке это было самый высокий монумент в мире. Как в свое время египетские гробницы.  И мавзолей Ленина. Мумифицировав тело Ленина его выставили на всеобщее обозрение. В СССР была известна фраза, что Ленин живее всех живых. Фактически, Ленина приравняли к Богу. А заодно и всех тех кто становился у руля власти в стране.


На протяжении большей части человеческой истории именно религиозные объекты — соборы, мечети, храмы — были крупнейшими зданиями в мире. И на протяжении почти тысячи лет в большинстве случае католическими. Сейчас стали мусульманские.  То, что это были принципиально религиозные общества, ясно, иначе такие постройки не были бы такими большими. Простой вывод, но жизненно верный.

Можно возразить, что размеры соборов указывают на то, что Церковь как институт была богатой и могущественной. Но, тем не менее, места поклонения считались наиболее важными и поэтому были самыми большими и дорогими зданиями на сегодняшний день. Но времена изменились.

С появлением национальных государств приоритет отдали военным и гражданским зданиям — промышленные и финансовые здания, министерства обороны, сбора и перехвата информации, библиотекам, университетам и ассамблеям, пришедшим на смену королевским и императорским дворцам.

В первую очередь о росте демократии в мире свидетельствуют размеры зданий, в которых осуществлялась демократия. Например, здания Пентагона и АНБ могут характеризовать военное могущество США.

АНБ стало крупнейшим, самым скрытным и потенциально самым интрузивным разведывательным агентством за всю историю мира стоимостью 2 миллиарда долларов.  Его цель: перехватывать, расшифровывать, анализировать и хранить огромные объемы мировых сообщений, передаваемых со спутников и проносящихся по подземным и подводным кабелям международных, иностранных и внутренних сетей. Взлом кодов имеет решающее значение, поскольку большая часть данных, с которыми будет работать центр — финансовая информация, биржевые операции, деловые сделки, иностранные военные и дипломатические тайны, юридические документы, конфиденциальные личные сообщения — будут тщательно зашифрованы. По словам другого высокопоставленного чиновника, также участвовавшего в программе, несколько лет назад АНБ совершило огромный прорыв в своей способности к криптоанализу  или взламывать непостижимо сложные системы шифрования, используемые не только правительствами во всем мире, но и многими обычными пользователями компьютеров в США. Результат, по словам высокопоставленного государственного чиновника, таков: «Все являются мишенью; все, у кого есть связь, являются мишенью». Центр АНБ в Блаффдейле занимает  площадь в 1 миллион квадратных футов.