Невольно оглядываясь назад

Сергей Зельдин
     В Америке и Европе, особенно Западной, пенсионеры только и начинают жизнь в этом возрасте - осваивают ремёсла, пробуют себя в искусствах, а главное, путешествуют.
     Чем восточнее от Западной Европы, тем пенсионеры путешествуют меньше, пока, где-то в районе Украины, не перестают совсем.
     Есть, конечно, редкие исключения, какие-то богатые старики и старухи, заранее побеспокоившиеся о своем будущем, работая паном писарем в районной  Раде или заведующей  «Отделом по раздаче слонов вдовам и сиротам». Или просто имеющие сына- прокурора.
     Но в подавляющем большинстве случаев украинские пенсионеры путешествуют не дальше садово-огородных участков, переполняя по утрам маршрутки и мешая нормальным людям добраться до работы, чтобы заработать себе на пенсию.
     Невольно оглядываясь назад, я тоже вижу, что все мои путешествия пришлись на далёкое советское детство. Это же касается и авиационных перелётов.
     Мне не было и семи, когда я уже облетал половину юга Советского Союза, а то что не облетел, то объехал на поездах.
     Больше со мною никогда такого не случалось, исключая последний вояж в Прибалтийский военный округ, когда я служил в Риге в химвойсках. Что тоже было задолго до развала Советского Союза. Тогда ещё прибалты ассоциировались исключительно с Банионисом в «Мёртвом сезоне», а не как сейчас.
     На самолёте же я летал в последний раз в тысяча девятьсот восемьдесят седьмом году, да и то это был жалкий АН-24, на котором мы с женой Наташей летели из Житомира в Симферополь в отпуск.
     В том году мне на заводе не досталось профсоюзной путевки и я решил предложить молодой жене отдохнуть «дикарями». Что меня очень привлекало ещё со времён фильма «Три плюс два».
     Кстати, отголоски этого знаменитого фильма мы и застали в Новом Свете под Судаком - окрестности были с тех пор так изгажены, что отдыхающих не пускали выше линии прибоя, чтобы дать природе восстановиться.
     И вот, решив отдохнуть «дикарями», мы с Наташей сели  в АН-24 и полетели в Крым.
     А в детстве я летал в самолетах не в пример лучших - или на ИЛ-62, или на ТУ-154, и так привык к этим  полётам, что под конец почти перестал блевать, имея всегда к этому большую склонность.
     Так, не было случая, чтобы, пока мы ехали с папой и мамой на такси со станции Тихорецкая в станицу Ярославскую, где жили мои бабушка и дедушка, родители мамы и где я отдыхал на летних каникулах - чтобы  такси не останавливалось на обочине раза два, а то и больше.
     То же самое было с моей Наташей, единственным пассажиром АН-24,  которого стошнило, потому что я уже к этому времени повзрослел, окреп и в свои двадцать пять чувствовал себя в такси и самолетах более-менее терпимо.
     Да, он был жалок, этот Ан-24, по сравнению с авиалайнерами моего детства!
     На них я летал в Алма-Ату, столицу Казахской ССР, где тогда ещё можно было мирно жить;  в Баку, где мы пересаживались с папой и мамой на электричку и ехали в Сумгаит, прелестный курортный городок на берегу Апшеронского полуострова,  где жили мои другие бабушка и дедушка, родители папы и у которых я отдыхал на летних каникулах один месяц перед тем как ехать отдыхать в Краснодарский край к другим дедушке и бабушке и в котором ещё не вырезАли русских и армян.
     Если честно, я больше любил кубанских бабушку и дедушку и с бОльшим удовольствием отдыхал  в станице Ярославской, невзирая на рододендроны и море Сумгаита.
     Последний раз, когда я летал на приличном самолёте, был перелёт из Баку от сумгаитских дедушки и бабушки в Киев, когда мы переезжали в семьдесят пятом из Волжского в Житомир.
     Помню, что киевский аэропорт "Борисполь" поразил меня в самое сердце тем, что к борщу там подавались вместо хлеба пампушки с чесноком.
     От этого как-то сразу повеяло западом, культурой, вообще, заграницей и нам с папой и мамой показалось в ту минуту, что мы не прогадали с переездом, променяв, так сказать, русские трусы на украинские часы.
     О, как мы ошибались! Но это уже совсем другая история, которая тянется до сих пор и еще неизвестно чем закончится.
     После этого я уже не летал и не путешествовал, не то что пенсионеры Европы и Америки. Впрочем, я ещё не пенсионер и стану ли им, неизвестно, потому что здоровье у меня поганое, а сроки выхода на заслуженный отдых всё время отодвигаются, как линия горизонта, если идти к ней пешком.


         2019 г.