Доказывать или объяснять?..

Светлан Туголобов
    Монолог для стендапера, может быть, и не очень смешной, но чуть ли не о главном

    Есть же такие! Выпучат глаза и не понимают. Им говоришь, как можешь. Долго говоришь. Вдалбливаешь. А они не понимают. Не соглашаются. Или делают вид, что не понимают, не соглашаются.

      И этот такой. Сколько я с ним возился! А он так и не понял. Так и не согласился.

     Но есть. Есть польза от того, что я с ним так долго возился!

     Благодаря ему я понял, что доказывать, убеждать и объяснять - это не одно и то же.

     Доказывать, убеждать - это работать с коллегами. С такими же профессионалами, как и доказывающий-убеждаюший.

       Уметь доказывать-убеждать - это владеть наукой. А объяснять тупорылым - это или единоборство, то есть спорт, или искусство.

       Объяснить - это или разработать упрощённую схему описания объясняемого явления, или силой заставить глупца или дурака, если не понять, то согласиться с мнением объясняющего.

      Да! А чем глупец от дурака отличается? Дурак может что-то понять, если ему предложить хорошую, то есть упрощённую схему представления какого-то явления.

      Глупец же никогда не поймёт то, что ему объясняли. Он лишь может сделать вид, что согласен с объясняющим нечто.

     Почему глупец делает вид согласившегося? Или даже вид того, кто что-то понял? Потому что не хочет, чтобы его продолжали бить.

       Так что если кому-то из вас, дорогие зрители, после долгих объяснений чего-либо,  хочется кому-то звездануть по башке, извините, голове, то это значит, что вы имеете дело не с дураком, а именно с глупцом.

      Нет никакого счастья в жизни того объясняющего, которому хочется бить по головам тех, кому он что-то объясняет.

     Постоянное желание бить - это признак того, что объясняющий всё  время имеет дело только с глупцами.

      Дураки же отличаются от глупцов определённой степенью вменяемости.

     Вменяемость - это способность понять объяснение, подчинённое упрощённой схеме.

      В соответствии с одной из упрощённых схем дураки - это или дилетанты, или профаны.

     Поэтому счастье в жизни  хорошего объясняющего наступает тогда, когда он, долго объясняя, видит, что дурак, то есть или дилетант, или профан вдруг начинает превращаться почти в коллегу обьяснящему!

       Конечно, одними объяснениями, даже осуществляемыми по удачно найденной схеме, дурака не сделать в чём-либо профессионалом, но сделать его почти своим коллегой - можно.

       Ох уж этот пресловутое слово - "почти"! В нём может умещаться и мало чего, и много. От этого почти зависит успех популяризации, жуткое иностранное  словечко, какого-то научного знания.

       Когда в почти содержится мало  чего, то это значит, что тот, кому что-то объяснили, захотел стал коллегой объясняющему.  И упорно идёт к этой своей цели.

     Если же в почти содержится много чего, то это означает, что объясняющий легко отделался: вопросы, идущие  от дурака, которому он что-то объяснял, прекратились. По неизвестной причине.  На время прекратились.

     И пока это время не истекло, от дурака нужно скрыться. Убежать! Чтобы немного отдохнуть. Хотя бы, что называется - дух перевести!

      От дурака, то есть дилетанта или профана,  убежать  можно, а от глупца - нет! Не убежишь.

     Глупец - очень прилипчивое  существо. До того прилипчивое, что сам напрашивается, чтобы ему по башке, извините, по голове дали. Стукнули. Больно.

      Поэтому хорошо может когда-нибудь  стать только тем профессионалам, в трудовых коллективах которых хотя и встречаются дураки, то есть дилетантаыили профаны, но совсем нет глупцов. И глупынь.

        Рабочие группы, состоящие из одних только коллег-профессионалов - это ИДЕАЛ.

     Его достичь стремятся те, кого система образования и жизненный опыт научили науке ДОКАЗЫВАТЬ, но у которых  среди сотрудников есть дилетанты или профаны.

       Тот, кто чувствует, что его призвание или даже жизненное предназначение в том, чтобы из тех, кому доступны лишь  упрощённые объяснения, делать тех, кто понимает профессиональные доказательства, может быть назван или педагогом, или даже Наставником. С большой начальной буквы этого слова!

       Те же, кто чувствуют  в себе силы к тому, чтобы рассматривать свои объяснения единоборствами, то есть спортом, в котором нужна физическая сила, и те, которые наловчились разрабатывать простенькие схемы объяснений чего-либо - всего лишь преподаватели.

      Сейчас время такое, что преподавателей гораздо больше, чем воспитателей-педагогов.

     А уж Наставников среди нас совсем мало.

     Но зато появился искусственный интеллект, который точно - преподаватель.

     Потому что его,  искусственный интеллект, можно научить разрабатывать сильно упрощённые или даже совсем простенькие объяснения чего-либо. Любых явлений!

      Так что, дорогие зрительницы и зрители, когда будете пить за  педагогов и наставников - пейте не чокаясь. Потому что это настолько светлые личности, что живут только в одних наших воспоминаниях. Об их достойной, но уже давно закончившейся земной жизни.

      За здоровье такого объяснялы, как искусственный интеллект, вообще ничего не пейте. Потому что он - не живой. А у того, что  не  является живым, здоровья нет. И быть не может!

      Наверное, потому, что педагоги и наставники живут только в светлых воспоминаниях, а искусственный интеллект - не живой,  на корпоративах чаще всего пьют за здоровье коллег. И за их успехи!

       Среди теперешних коллег часто бывает много тех, кто в недалёком прошлом был дураком, то есть дилетантом или профаном.

     Поэтому когда кто-то из вас пьёт за их, бывших профанов, здоровье, за их успехи, и вспоминает, сколько времени и нервов-сил он потратил на объяснения и доказательства чего-то им, он пьёт, одновременно, и за своё  здоровье. И за сохранение своих нервов. То есть психического своего здоровья. Пить, конечно, лучше то, что не портит мозг.

      Всё, заканчиваю. А вы, дорогие зрительницы и зрители, подумайте, чего вам в жизни приходится больше делать - доказывать-убеждать коллег провессионалов  или объяснять что-то дуракам, то есть дилетантам или профанам?

      Да, счастье - это когда или легко удаётся что-то доказать коллегам-профессионалам, или когда  приходят в голову очень упрощённые, совсем простенькие схемы объяснения чего-то дилетантам и профанам.

      А ещё счастье  в том, чтобы легко, как от злой погони, уходить от глупцов и глупынь. Вот и я пошёл, а то примете меня, дорогие зрительницы и зрители, за прилипчивого глупца. Мне этого очень не хочется!