По следам Крутого маршрута

Татьяна Самань
Если кто то еще не читал автобиографическую повесть Евгении Гинзбург "Крутой маршрут", очень советую почитать!
Книга рассказывает о страшных годах репрессий 1935 - 1938 годов. свидетелем и участницей которых стала сама автор.
 1декабря 1934 года был убит коммунист, соратник Сталина, С. М. Киров, это событие стало началом " Большого террора".


Были расстреляны тысячи людей из верхушки власти. Коммунистов заставляли подписывать компрометирующие документы, называть фамилии коллег, соседей, так называемых "сообщников". Запугивали, угрожали, воздействовали на психику людей, допрашивали в основном ночами, не давали спать... Физически издеваться, пытать разрешили в1937 году, тогда дело у палачей пошло быстрее.
Им было все равно кто перед ними - женщины, подростки или старики.
Кто оставался жив получали в основном по десять лет, но уже с октября 1937 года сроки увеличили до 25 лет.

Евгения Гинзбург была адресована в феврале 1937 года, получила 10 лет колонии. Сначала сидела два года в камере на двоих. Потом по этапу попала на Колыму.
Книга " Крутой маршрут " описывает все круги Ада, которые пришлось пережить ей и тысячам таких же политических,.. попавшим в жерло репрессий, в основном по надуманным делам и по доносу.

В страшные 1935 / 38 годы, соседи боялись друг друга, люди говорили шепотом,.. боялись спать ночью, ведь именно тогда забирали народ. Все в доме вздрагивали, когда подъезжал к подъезду "черный воронок", каждый пугался стука в дверь, засыпали только после отъезда машины.

Евгения Семеновна попала на Колыму когда ей было 34 года,  после поселения в Магадане вернулась на Большую землю только через 18 лет!!! Муж, Павел Аксенов тоже был репрессирован, отбывал срок в другом лагере. Старший сын, Алексей (незажившая материнская рана) будучи подростком умер с голоду во время войны в Ленинграде, младший, Вася вырос без матери,.. с родственниками по отцовской линии.

Героиня повествования жила в Казани, по роду деятельности часто бывала в Москве. Евгения Гинзбург человек высоко бразованный,  коммунист, партийный работник. В разное время трудилась на многих ответственных должностях. Преподавала Русский и Литературу на РАБФАКе для рабочих, позже заведовала отделом культуры " Красная Татария".

 Биография драматического повествования героини о 18 годах тюрем, лагерей, ссылок потрясают своей беспощадной правдивостью.
Вызывают глубокое уважение к силе человеческого духа, который не сломил страшными испытаниями мужественную женщину.

Она могла погибнуть, как сотни других заключенных, но каждый раз кто-то из новых лагерных знакомых и подруг "подавал ей руку помощи" в самый критический момент, когда жизнь Евгении Семеновны висела можно сказать "на волоске".
Никогда ранее не трудившаяся в медицине, сумела приобрести такие важные и нужные сестринские знания, которые впоследствии не раз ее выручали и спасали от неминуемой гибели.

Пришлось Евгении Гинзбург пожить в бараке с уголовниками, с настоящими бандитами и убийцами, общаться с опустившимся отрепьем разного рода, которые тоже пытались выжить любой ценой в жутких условиях крайнего севера.
 Ради куска хлеба, или пары шерстяных носков они могли запросто зарезать, не только политических, которых особенно ненавидели, но и своих, так называемых " подруг и друзей по несчастью".

Не раз познала Евгения Семеновна что такое " карцер", трудилась на лесоповале в мороз - 40 гр, работала с киркой в каменоломне,.. полуживая лежала в лагерном лазарете с обморожением.
 Однажды шла по этапу 65 км по морозной Колымской земле пешком, чудом выжила.
Находясь уже на поселении, в ссылке в Магадане не единожды была подвергнута унижениям и увольнениям с работы, как репрессированная и "неблагонадежная".
В одном очерке не описать все, о чем рассказывает героиня в своем романе,... книгу просто надо прочитать,., почувствовать, и самому  пройти этот крутой маршрут.

Уже в последние годы срока, познакомилась со своим вторым мужем, замечательным врачем, немцем по национальности. Антон Вальтер, тоже репрессированный, спас сотни человеческих жизней в Колымских лагерях.
 Лекарств не хватало, и он научился гомеопатии, летом заготовлял травы и делал из них настои, мази и отвары, которыми лечил не только заключенных, но и вохровцев(охрана) и командирский состав, а так же их жен и детей.

Ему, выдающемуся доктору пришлось тоже хлебнуть лиха на этапе, где он полностью потерял здоровье и умер почти сразу после реабилитации.
На поселении в Магадане Евгения Гинзбург и Антон Вальтер все же успели пожить вместе, как семья. Сумели в нечеловеческих условиях быть счастливыми, пусть хотя бы "миг"!
Взяли из Детского дома ребенка, сироту Тоню, подарив ей свою, нерастраченную любовь. Уже позже, на Большой земле, после своей реабилитации удочерили девочку.
Сын Василий, с большими трудностями, не без помощи чужих людей,  все таки прилетел к матери в ссылку, на Колыму, где учился последние два года в школе.
Потом вернулся в Москву, где сумел поступить в медицинский институт и выучился на врача. Все последующие годы, когда Евгения Гинзбург вернулась на Большую землю, Василий поддерживал маму и помогал ей.
 Сама Евгения Гинзбург не осталась  жить в Москве, уехала в западную Украину, г. Львов.

У моей героини была отличная память! В тюрьме, а потом и в лагере, уставшая после непосильной работы, сидя на нарах она читала наизусть поэмы и стихотворные произведения своим новым подругам. Слушая роман в стихах "Евгения Онегина" в исполнении Евгении Семеновны, женщины отдыхали душою. Они мысленно как бы возвращались в прежнюю счастливую жизнь, на время отступала боль и усталость, отдалялся страх за беспросветное ужасное завтра...

Уже тогда, Женя пыталась запомнить всех с кем столкнула ее судьба за 18 лет проведенных на Колыме. Навсегда в памяти остались имена тех, кто разделял с ней каторгу, кто навеки остался погребенным на севере, не забылись и образы палачей и мучителей, с их звериным оскалом. Позднее, будучи в Москве, Евгения Гинзбург начала писать автобиографическую повесть " Крутой маршрут", где не только описания пережитого ада были подлинные, но и имена свидетелей тех событий - настоящие.

После окончательной реабилитации Евгения Гинзбург, отдала рукописи в издание, где они подверглись жесточайшему недоверию и критике. В то же время сенсационные рукописи очень быстро попали заграницу.
Первая официальная публикация "Крутого маршрута" состоялась в 1967году в Милане, затем книга была опубликована в Нью-Йорке.
Впервые в Советском Союзе роман появился на страницах журнала "Даугава" только в 1988 году. Не очень то власти стремились рассказывать народу правду о периоде массовых, политических репрессий в СССР.
 Кому же хотелось напоказ выставлять такие жуткие сведения правления Иосифа Сталина!
В последствии книга переиздавалась 16 раз. А вот в наше время ее к сожалению найти можно не в каждой библиотеке. Видно не интересуется современная молодежь литературой такого рода.
Или просто кому то не хочется ворошить прошлое - не буди лихо, пока оно тихо.
Мне же кажется, что роман "Крутой маршрут" должен прочитать каждый россиянин, историю невозможно изменить, и забывать тоже нельзя,.. какой бы страшной она не была.
Книгу я нашла на сайте в интернете, под рубрикой "документальная литература, мемуары" читала целиком,.. бесплатно, а вообще хорошую книги на разных сайтах можно только купить, или найти по подписке тоже платной....